Девиз занятия: “Видеть и делать новое – очень большое удовольствие”, Ф. Вольтер
Цель:
Обучающая – познакомить учащихся понятий: эмблема; знак; логотип; метка; монограмма; раппорт; орнамент; шрифт Monotype Corsiva; шрифтWingdings 2; симметричное построение узора; узор, построенный по принципу равновесия; узор в виде угла; совершенствовать навыки создания эскизов вышивки;
Развивающая – обогащение кругозора, развитие творческих возможностей и мышления, уметь применять знания на практике, речь;
Воспитательная – создать условия для познавательного интереса к предмету и эстетического вкуса.
Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, метод погружения в материал.
Приемы: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа, рефлексия – творческие работы учащихся.
Наглядность и оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация с применением слайд – шоу.
- компьютеры;
- экран;
- изделия с вышивкой, эмблемами, логотипами, монограммами;
- выставка вышитых салфеток учащихся;
- загадки;
- карточки с новыми терминами;
Новые термины: знаки, символы, эмблемы, метки, логотипы, монограмма, шрифт Monotype Corsiva, раппорт, орнамент, шрифтWingdings 2.
Межпредметные связи: математика, история, ИЗО, русский язык.
Профориентация: профессии, связанные с археологией, графическим дизайном.
План:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний и введение темы занятия.
- Постановка учебной проблемы и задачи занятия.
- Правила техники безопасности при работе с компьютером.
- Фронтальный опрос по использованию графического редактора Paint.
- Физкультминутка.
- Объяснение нового материала.
- Практическая часть.
- Анализ практической работы.
- Задание на развитие памяти и внимания.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
Ход занятия
№ слайда | Деятельность учитель | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. |
||
№1 | - Здравствуйте, садитесь. - Сегодня у нас занятие пройдет в компьютерном классе под девизом “Красна птица перьями, а девица - уменьем ”. - Эту русскую народную пословицу я предлагаю вам подтвердить сегодня своими уменьями. - Ваши устные ответы и практическая работа будут оцениваться. |
(наличие рабочих тетрадей, альбомов с образцами вышивальных швов, клей - карандаш) |
2. Актуализация знаний и введение темы занятия. |
||
|
- Посмотрите на выставку ваших
творческих работ и скажите, какими способами вы
получали эскизы вышивок? - Назовите “+” и “-” каждого из этих способов. - А как ещё можно получить эскиз для вышивки? - Итак, попробуйте сформулировать тему нашего занятия. - Правильно, тема нашего занятия “Использование компьютера при изготовлении эскиза для вышивки” - Запишите тему урока в тетрадях. |
- рисовали сами карандашом на ткани,
копировали готовый рисунок с помощью
копировальной бумаги -… - с помощью компьютера. - изготовление эскиза для вышивки с помощью компьютера. |
3. Постановка учебной проблемы и задачи занятия. |
||
|
-А вот какой эскиз вам предстоит
нарисовать, я предлагаю разгадать, выполнив
следующее задание: -Рассмотрите представленные здесь изделия и скажите, что их объединяет? - Молодцы, правильно! Возьмите у себя на столе определения этих новых терминов, прочитайте и приклейте их в тетрадь. Если что-то непонятно, то спрашивайте. Эмблема(от греческого - вставка, выпуклое украшение), символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом. Нагрудный знак (значок) – поначалу – изображение на одежде, служившее отличительным знаком слуг или тех, кто следовал за королем или лицом королевского рода. Теперь используется как знак принадлежности к обществу, школе, университету, организации и т. д. Или для того, чтобы обозначить ранг (к примеру, в армии ). Логотип (по- гречески “отпечаток слова”) – термин, которым в начале 19 века обозначались маленькие печатные формы, содержащие две или несколько часто употребляемых букв, созданные в целях ускорения набора. Позднее так стали называть адреса, торговые марки, отлитые в виде печатной формы единым куском. В наши дни это слово часто сокращают до слова “лого” и так иногда называют торговую марку (специальное изображение, представляющее компанию или организацию); в рекламе – оригинальное начертание наименования рекламодателя, используемое как символ товара или фирмы. Метка – обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу. - А как вы думаете, почему, для чего появилась мода на использование меток, эмблем, логотипов? - Случалось много историй, когда по вышитым меткам на одеяльцах или одежде находились потерянные дети. Археологи по найденным вещам и одежде (если они были помечены) определяли личности людей, живших в разные эпохи. Сейчас об этом можно прочитать и в художественной литературе, и научно – популярных публикаций, а также узнавать много нового и захватывающего на уроках литературы и истории. - Для самых любознательных я подготовила материал “Эволюция и революция в истории знаков”. Здесь вы сможете познакомиться с развитием символов от “кристограмм” до современных логотипов и эмблем. - Впереди вас ждут много интересных открытий, а сейчас я предлагаю вам просмотреть галерею современных логотипов и эмблем: №3 – Футбольный клуб Динамо – Москва. №4 – adidas – спортивная одежда и обувь. №5 – Calvin Klein – одежда, созданная Анатолием Клеминым. №6 – Сеть ресторанов быстрого питания Макдональс. №7 – Barbie – кукла. №8 – Coca – Cola – напиток. №9 – Pepsi – напиток. №10 – IKEA – сеть мебельных магазинов. №11 – Lacoste – одежда, туалетная вода. №12 – Soni Ericsson – сотовые телефоны. №13 – M and M,S – дрожже. №14 – МТV – музыкальный канал. №15 – Panasonic –радиоэлектроника. №16 – PUMA - спортивная одежда и обувь. №17 – NIKE(найк) - спортивная одежда и обувь. №18 – LEGO – детский конструктор. №19 – Windows (виндоуз) – операционная система. - Вы можете создать коллекцию логотипов и эмблем предприятий, фирм, различных спортивно – танцевальных объединений и других организаций нашего города. - И открывает эту коллекцию логотип любимого Заречного. - Задание для команды (по рядам): “Кто больше соберет логотипов и эмблем?!”. Время выполнения – 2 месяца. (записать задание в тетрадь). - Работа творческая, выполняя ее вы познакомитесь с элементами графического дизайна. Этот материал нам понадобиться и в 6 классе, когда вы будите составлять свой личный логотип для швейного изделия. - Понятие “метка” можно заменить другим словом. Это понятие вы узнаете, если разгадаете загадки. За каждый правильный ответ вы будите получать две буквы. - Итак, начнем:
- Итак, получилось слово… - Монограмма (от греческого, переводится как “простая линия”) – поначалу означала изображение, нарисованное одной линией, позднее знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно инициалы. В наши дни так называются буквы или изображения, которые ставят на одежде для того, чтобы обозначить владельца. - Итак, перед вами стоит задача: создать эскиз монограммы, используя компьютер. |
- На этих изделиях стоят знаки, эмблемы, метки, логотипы. (самостоятельная работа с новыми терминами)
Задание: создать коллекцию логотипов и эмблем. Время выполнения – 2 месяца. (записывают задание в тетрадь).
- Монограмма (наклеивают определение в тетрадь) |
4. Правила техники безопасности при работе с компьютером. |
||
№24 | -Вспомним правила техники безопасности при работе с компьютером. | 1. Соблюдать правильную осанку, не
сутулится. 2. Выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора 60-70см. 3. Не отвлекаться на посторонние разговоры и действия. 4. Строго соблюдать установленные режимы по длительности работы (20 –25 минут). 5. Содержать в порядке и чистоте рабочее место. |
5. Фронтальный опрос по использованию графического редактора Paint. |
||
- Как запустить графический редактор? - Назовите инструменты.
- Команды редактирования. |
- Пуск – программы - стандартные – Paint. - Ластик, заливка, карандаш, лупа, кисть, палитра, текст, распылитель, эллипс, линия, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник, кривая. - Отменить (в правке), выделение прямоугольной и произвольной области с фоном или без фона. 1. Выделить – копировать – вставить. 2. Отражение и поворот: - слева на праве; 900; 1800; 2700. |
|
6. Физкультминутка. | ||
7. Объяснение нового материала. | ||
№25-34
|
- Я предлагаю вам просмотреть галерею
монограмм.
- Буквы можно нарисовать, а можно взять готовые, выбрав шрифт Monotype Corsiva (монотип корсива) и размер. - Когда выбираем инструмент кисть, то открывается окно свойств инструмента и можно выбрать форму кисти – круглая, плоская и т.д. - Можно сделать симметричное построение узора. - Узор, построенный по принципу равновесия. - Узоры в виде угла. - Элемент можно повторить. - Повторяющийся элемент называется раппортом. А вся композиция орнаментом. - Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшать”. - Наклейте новые термины в тетрадь. - Элемент можно нарисовать самостоятельно, а можно взять готовые, выбрав шрифтWingdings 2(EN) (Виндинз). - Монограмму можно построить двумя способами:
- Сначала вам нужно нарисовать эскиз монограммы, а потом подписать и сохранить его в папке 5б классе. - Например: Мещерякова Виктория Монограмма - Обратите внимание на правописание этого термина. - Желаю вам творческих успехов. |
|
8. Практическая часть. |
||
1. Практическая работа (15 мин.). 2. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
3. Практическая работа (5-10 мин.). |
||
9. Анализ практической работы. |
||
- Практическая работа закончена. - Ознакомьтесь с работами друг у друга. |
||
- Что задумала изобразить? - Что получилось? - Что не получилось? - Чтобы изменила, если бы начала работу заново? (Оцениваются работы учащихся). |
||
10. Задание на развитие памяти и внимания. |
||
№40
|
- Задание на внимание и память. - Скажите, какие геометрические фигуры вы здесь видите . - Посмотрите внимательно, и запомните какая геометрическая фигура, каким швом выполнена. (1 мин.) - Каким швом выполнен прямоугольник? - Для какой фигуры использовали стебельчатый шов? - Каким швом выполнен квадрат? - Для какой фигуры использовали петельный шов? - Каким швом выполнен ромб? - Для какой фигуры использовали шов “петля в прикреп”? - Какие швы здесь не показаны?
- Молодцы. Итак, мы повторили простейшие вышивальные швы. |
- квадрат, треугольник, круг, ромб,
трапеция, прямоугольник. - Шов “шнурок” |
11. Домашнее задание. |
||
№42 |
- Ваши эскиза будут распечатаны, и после
6 урока я вам их раздам, для того чтобы выполнить
домашнюю работу. - Запишите домашнее задание: 1. Продумать, какие
вышивальные швы вы будите использовать при
выполнении монограммы; цветовую гамму. |
|
12. Итог урока. |
||
- Что нового узнали на уроке? - С какими новыми терминами познакомились? - Что научились делать? - Что такое монограмма? - Понравилась ли работать на компьютере? - В чем была сложность? - В чем преимущества в использовании компьютера при создании эскиза для вышивания? - Где этот эскиз можно использовать? - Оценки за устные ответы… Оценки за практическую работу… - Какие будут ко мне вопросы? Что не понятно в домашнем задании? Спасибо за урок! Урок закончен. |
|