Открытый урок по технологии в 5-м классе "Использование компьютера при изготовлении эскиза для вышивки"

Разделы: Технология


Девиз занятия: “Видеть и делать новое – очень большое удовольствие”, Ф. Вольтер

Цель:

Обучающая – познакомить учащихся понятий: эмблема; знак; логотип; метка; монограмма; раппорт; орнамент; шрифт Monotype Corsiva; шрифтWingdings 2; симметричное построение узора; узор, построенный по принципу равновесия; узор в виде угла; совершенствовать навыки создания эскизов вышивки;

Развивающая – обогащение кругозора, развитие творческих возможностей и мышления, уметь применять знания на практике, речь;

Воспитательная – создать условия для познавательного интереса к предмету и эстетического вкуса.

Тип занятия: изучение и закрепление новых знаний.

Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный, метод проблемного изложения, метод частичного поиска, метод погружения в материал.

Приемы: рассказ, объяснение, демонстрация, практическая работа, рефлексия – творческие работы учащихся.

Наглядность и оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация с применением слайд – шоу.
  • компьютеры;
  • экран;
  • изделия с вышивкой, эмблемами, логотипами, монограммами;
  • выставка вышитых салфеток учащихся;
  • загадки;
  • карточки с новыми терминами;

Новые термины: знаки, символы, эмблемы, метки, логотипы, монограмма, шрифт Monotype Corsiva, раппорт, орнамент, шрифтWingdings 2.

Межпредметные связи: математика, история, ИЗО, русский язык.

Профориентация: профессии, связанные с археологией, графическим дизайном.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и введение темы занятия.
  3. Постановка учебной проблемы и задачи занятия.
  4. Правила техники безопасности при работе с компьютером.
  5. Фронтальный опрос по использованию графического редактора Paint.
  6. Физкультминутка.
  7. Объяснение нового материала.
  8. Практическая часть.
  9. Анализ практической работы.
  10. Задание на развитие памяти и внимания.
  11. Домашнее задание.
  12. Итог урока.

Ход занятия

№ слайда Деятельность учитель Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

№1 - Здравствуйте, садитесь.

- Сегодня у нас занятие пройдет в компьютерном классе под девизом “Красна птица перьями, а девица - уменьем ”.

- Эту русскую народную пословицу я предлагаю вам подтвердить сегодня своими уменьями.

- Ваши устные ответы и практическая работа будут оцениваться.

(наличие рабочих тетрадей, альбомов с образцами вышивальных швов, клей - карандаш)

2. Актуализация знаний и введение темы занятия.

 

 

 

 

№2

- Посмотрите на выставку ваших творческих работ и скажите, какими способами вы получали эскизы вышивок?

- Назовите “+” и “-” каждого из этих способов.

- А как ещё можно получить эскиз для вышивки?

- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего занятия.

- Правильно, тема нашего занятия “Использование компьютера при изготовлении эскиза для вышивки”

- Запишите тему урока в тетрадях.

- рисовали сами карандашом на ткани, копировали готовый рисунок с помощью копировальной бумаги

-…

- с помощью компьютера.

- изготовление эскиза для вышивки с помощью компьютера.

3. Постановка учебной проблемы и задачи занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


№3-19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№20

 

 

 

 


№ 21

 

 

 

 

№21

 

№23

-А вот какой эскиз вам предстоит нарисовать, я предлагаю разгадать, выполнив следующее задание:

-Рассмотрите представленные здесь изделия и скажите, что их объединяет?

- Молодцы, правильно! Возьмите у себя на столе определения этих новых терминов, прочитайте и приклейте их в тетрадь. Если что-то непонятно, то спрашивайте.

Эмблема(от греческого - вставка, выпуклое украшение), символическое изображение, обычно снабженное кратким девизом.

Нагрудный знак (значок) – поначалу – изображение на одежде, служившее отличительным знаком слуг или тех, кто следовал за королем или лицом королевского рода. Теперь используется как знак принадлежности к обществу, школе, университету, организации и т. д. Или для того, чтобы обозначить ранг (к примеру, в армии ).

Логотип (по- гречески “отпечаток слова”) – термин, которым в начале 19 века обозначались маленькие печатные формы, содержащие две или несколько часто употребляемых букв, созданные в целях ускорения набора. Позднее так стали называть адреса, торговые марки, отлитые в виде печатной формы единым куском. В наши дни это слово часто сокращают до слова “лого” и так иногда называют торговую марку (специальное изображение, представляющее компанию или организацию); в рекламе – оригинальное начертание наименования рекламодателя, используемое как символ товара или фирмы.

Метка – обозначение принадлежности данного предмета или одежды определенному лицу.

- А как вы думаете, почему, для чего появилась мода на использование меток, эмблем, логотипов?

- Случалось много историй, когда по вышитым меткам на одеяльцах или одежде находились потерянные дети. Археологи по найденным вещам и одежде (если они были помечены) определяли личности людей, живших в разные эпохи. Сейчас об этом можно прочитать и в художественной литературе, и научно – популярных публикаций, а также узнавать много нового и захватывающего на уроках литературы и истории.

- Для самых любознательных я подготовила материал “Эволюция и революция в истории знаков”. Здесь вы сможете познакомиться с развитием символов от “кристограмм” до современных логотипов и эмблем.

- Впереди вас ждут много интересных открытий, а сейчас я предлагаю вам просмотреть галерею современных логотипов и эмблем:

№3 – Футбольный клуб Динамо – Москва.

№4 – adidas – спортивная одежда и обувь.

№5 – Calvin Klein – одежда, созданная Анатолием Клеминым.

№6 – Сеть ресторанов быстрого питания Макдональс.

№7 – Barbie – кукла.

№8 – Coca – Cola – напиток.

№9 – Pepsi – напиток.

№10 – IKEA – сеть мебельных магазинов.

№11 – Lacoste – одежда, туалетная вода.

№12 – Soni Ericsson – сотовые телефоны.

№13 – M and M,S – дрожже.

№14 – МТV – музыкальный канал.

№15 – Panasonic –радиоэлектроника.

№16 – PUMA - спортивная одежда и обувь.

№17 – NIKE(найк) - спортивная одежда и обувь.

№18 – LEGO – детский конструктор.

№19 – Windows (виндоуз) – операционная система.

- Вы можете создать коллекцию логотипов и эмблем предприятий, фирм, различных спортивно – танцевальных объединений и других организаций нашего города.

- И открывает эту коллекцию логотип любимого Заречного.

- Задание для команды (по рядам): “Кто больше соберет логотипов и эмблем?!”. Время выполнения – 2 месяца. (записать задание в тетрадь).

- Работа творческая, выполняя ее вы познакомитесь с элементами графического дизайна. Этот материал нам понадобиться и в 6 классе, когда вы будите составлять свой личный логотип для швейного изделия.

- Понятие “метка” можно заменить другим словом. Это понятие вы узнаете, если разгадаете загадки. За каждый правильный ответ вы будите получать две буквы.

- Итак, начнем:

  1. Всех на свете обшивает, что сошьет - не одевает.
  2. Маленький, кругленький, а за хвост не поднимешь.
  3. То назад, то вперёд ходит, бродит пароход. Остановишь – горе! Продырявишь море!
  4. На пальце одном ведерко вверх дном.
  5. Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно забот – он и режет и стрижет.

- Итак, получилось слово…

- Монограмма (от греческого, переводится как “простая линия”) – поначалу означала изображение, нарисованное одной линией, позднее знак, составленный из двух или более связанных букв, обычно инициалы. В наши дни так называются буквы или изображения, которые ставят на одежде для того, чтобы обозначить владельца.

- Итак, перед вами стоит задача: создать эскиз монограммы, используя компьютер.

 

- На этих изделиях стоят знаки, эмблемы, метки, логотипы.

(самостоятельная работа с новыми терминами)

 

 

 

 

 

 

 


- чтобы подчеркнуть индивидуальность, сделать рекламу, товарный знак, обозначить принадлежность изделия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: создать коллекцию логотипов и эмблем. Время выполнения – 2 месяца. (записывают задание в тетрадь).

 

 

 


- Игла.
- Клубок.
- Утюг.
- Напёрсток.
- Ножницы

- Монограмма

(наклеивают определение в тетрадь)

4. Правила техники безопасности при работе с компьютером.

№24 -Вспомним правила техники безопасности при работе с компьютером. 1. Соблюдать правильную осанку, не сутулится.

2. Выдерживать расстояние от глаз до экрана монитора 60-70см.

3. Не отвлекаться на посторонние разговоры и действия.

4. Строго соблюдать установленные режимы по длительности работы (20 –25 минут).

5. Содержать в порядке и чистоте рабочее место.

5. Фронтальный опрос по использованию графического редактора Paint.

  - Как запустить графический редактор?

- Назовите инструменты.

 

 

- Команды редактирования.
- Действия с фрагментом рисунка.

- Пуск – программы - стандартные – Paint.

- Ластик, заливка, карандаш, лупа, кисть, палитра, текст, распылитель, эллипс, линия, прямоугольник, скругленный прямоугольник, многоугольник, кривая.

- Отменить (в правке), выделение прямоугольной и произвольной области с фоном или без фона.

1. Выделить – копировать – вставить.

2. Отражение и поворот:

- слева на праве;
- сверху вниз;
- повернуть на угол:

900; 1800; 2700.

6. Физкультминутка.
7. Объяснение нового материала.
№25-34

 

№35

 


№36

№37

№38

 

№38

 

 

 

№39

 

 

 

- Я предлагаю вам просмотреть галерею монограмм.

 

- Буквы можно нарисовать, а можно взять готовые, выбрав шрифт Monotype Corsiva (монотип корсива) и размер.

- Когда выбираем инструмент кисть, то открывается окно свойств инструмента и можно выбрать форму кисти – круглая, плоская и т.д.

- Можно сделать симметричное построение узора.

- Узор, построенный по принципу равновесия.

- Узоры в виде угла.

- Элемент можно повторить.

- Повторяющийся элемент называется раппортом. А вся композиция орнаментом.

- Слово “орнамент” в переводе с латинского означает “украшать”.

- Наклейте новые термины в тетрадь.

- Элемент можно нарисовать самостоятельно, а можно взять готовые, выбрав шрифтWingdings 2(EN) (Виндинз).

- Монограмму можно построить двумя способами:

  1. Сначала - буквы, а затем узор;
  2. Сначала – узор, а затем буквы.

- Сначала вам нужно нарисовать эскиз монограммы, а потом подписать и сохранить его в папке 5б классе.

- Например:

Мещерякова Виктория

Монограмма

- Обратите внимание на правописание этого термина.

- Желаю вам творческих успехов.

 

 

 

 

 

 

 

 


(Наклеивают новые термины в тетрадь)

8. Практическая часть.

  1. Практическая работа (15 мин.).

2. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.

  • Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна). 8-12 раз.
  • Исходное положение – сидя на стуле. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8-10 раз.
  • Исходное положение – сидя на стуле. Круговые движения глазами в одном затем в другом направлении. 4-6 раз.
  • Исходное положение – сидя на стуле. Выполнить частые моргание 15-30 секунд.

3. Практическая работа (5-10 мин.).

 

9. Анализ практической работы.

  - Практическая работа закончена.
- Ознакомьтесь с работами друг у друга.
 
  - Что задумала изобразить?
- Что получилось?
- Что не получилось?
- Чтобы изменила, если бы начала работу заново?

(Оцениваются работы учащихся).

 

10. Задание на развитие памяти и внимания.


№40

№41

 

 

 

 

- Задание на внимание и память.
- Скажите, какие геометрические фигуры вы здесь видите .
- Посмотрите внимательно, и запомните какая геометрическая фигура, каким швом выполнена. (1 мин.)
- Каким швом выполнен прямоугольник?
- Для какой фигуры использовали стебельчатый шов?
- Каким швом выполнен квадрат?
- Для какой фигуры использовали петельный шов?
- Каким швом выполнен ромб?
- Для какой фигуры использовали шов “петля в прикреп”?
- Какие швы здесь не показаны?

 

- Молодцы. Итак, мы повторили простейшие вышивальные швы.

- квадрат, треугольник, круг, ромб, трапеция, прямоугольник.

- Шов “шнурок”
- Треугольник.
- Шов “Козлик”.
- Трапеция.
- “Тамбурный” шов.
- Круг
- Вперед иголку, за иголку, узелки, гладь двусторонняя и односторонняя, каракули

11. Домашнее задание.


№42
- Ваши эскиза будут распечатаны, и после 6 урока я вам их раздам, для того чтобы выполнить домашнюю работу.
- Запишите домашнее задание:

1. Продумать, какие вышивальные швы вы будите использовать при выполнении монограммы; цветовую гамму.
2. Принадлежности для вышивания.
3. Х/б ткань (30х30 см).
4. Спец. одежда.

 

12. Итог урока.

  - Что нового узнали на уроке?
- С какими новыми терминами познакомились?
- Что научились делать?
- Что такое монограмма?
- Понравилась ли работать на компьютере?
- В чем была сложность?
- В чем преимущества в использовании компьютера при создании эскиза для вышивания?
- Где этот эскиз можно использовать?

- Оценки за устные ответы… Оценки за практическую работу…

- Какие будут ко мне вопросы? Что не понятно в домашнем задании? Спасибо за урок! Урок закончен.

 

 

 


-Монограмма является не только меткой, но и украшением изделия, ими можно украсить костюмы, шапочки, платочки, сшитые и связанные изделия, кошельки сумочки и т. д.