Цель урока: Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся по данной теме.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить физические понятия (масса, сила, скорость, объем, плотность);
- повторить формулы по данной теме;
- проверить умения решать типовые задачи на нахождение скорости движения, силы, плотности;
- проверить умение учащихся применять свои знания на практике.
Развивающие:
- анализировать и оценивать свою работу и работу одноклассников;
- продолжать развивать монологическую речь к использованию физических терминов.
Воспитательные:
- приучать учащихся к доброжелательному отношению, взаимопомощи, взаимопроверке;
- воспитывать ответственность в ситуации выбора.
Тип урока: обобщающий урок по теме “Взаимодействие тел”.
Форма урока: игра.
Оборудование: ПК, презентация, эмблема для каждой команды, мензурка, мензурка + любое маленькое тело, весы + резиновый цилиндр, линейка + общая тетрадь.
Учащиеся должны знать:
Понятия: механическое движение, инерция,
масса, сила, сила тяжести, вес тела, сила
упругости, плотность.
Единицы измерения: пути, скорости, массы,
объема, силы.
Формулы: V=S/t, =m/V, Fупр=kl, Fт=mg, R=F1+F2
Учащиеся должны уметь:
- использовать метод рядов;
- определять цену деления;
- определять объем тела с помощью мензурки;
- измерять массу тела на рычажных весах.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Мы закончили раздел “Взаимодействие тел”. Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме и пройдет он в форме игры, которая называется “Своя игра”. Я надеюсь, что этот урок поможет вам восполнить недостающие знания и хорошо подготовиться к контрольной работе.
Давайте вспомнить, что нового мы узнали в этом разделе. ……….(названые понятия крепятся на доску)……………………………..
В вопросы игры как раз вошли все эти понятия, величины, формулы.
Давайте ознакомимся с разделами………………….
Вы видите, что у каждого вопроса есть своя “стоимость”. Чем больше балл, тем сложнее вопрос. Вам нужно набрать как можно больше баллов за 4 хода (т.е. у каждой команды будет возможность выбрать вопрос только 4 раза). Команда, набравшая большее количество баллов побеждает и за урок все члены этой команды получают оценку “5”. Также веем командам будет предложено оценить свою работу и работу членов своей команды по 5 бальной шкале, по следующим критериям: активность, знание физических величин и их единиц, знание формул, умение решать задачи, умение применять свои знания на практике.
Теперь давайте обговорим правила игры.
Правила игры:
- Цвет и “стоимость” вопроса выбирает капитан.
- Вопрос обсуждается в команде.
- Каждый вопрос выбирается только один раз.
- Отвечают по очереди, по одному игроку от команды.
- Если игрок дал полный правильный ответ, то вся “стоимость” прибавляется команде.
- Если у команды нет ответа или ответ дан неправильно, то снимается вся “стоимость” этого вопроса.
- При полном отсутствии ответа могут ответить другие команды за 20 баллов.
- Ответ на вопрос, требующий письменного решения, дается на листе электронного конспекта.
- При выпадении слайда “Вопрос соперника” каждая команда соперника задает свой вопрос.
- На обдумывание вопроса дается 1 минута!!!
У нас 4 команды. Команды представьтесь пожалуйста. (капитан, название команды, эмблема)
Теперь давайте проведем жеребьевку команд.
Итак, кто понял, чем мы будим заниматься сегодня?!
Начинаем игру!!!
II. Вопросы:
Куда мы направимся?
10 баллов: Как будет направлена сила трения,
действующая на заднюю левую ногу слона?
Ответ: Вдоль поверхности, против хода
движения
20 баллов: Найдите соответствия между изображениями векторов сил на рисунке и физическими величинами.
30 баллов: Сила тяги автомобиля 3000 Н, сила
сопротивления движению – 1000 Н. как направлена
равнодействующая этих сил? Чему она равна?
Ответ: В сторону движения автомобиля, 2000Н.
40 баллов: Вопрос соперника.
Важные буковки.
10 баллов: Вопрос соперника.
20 баллов: Вес тела обозначается этой буквой ...
и измеряется в этих единицах …
Ответ: Р, Н
30 баллов: Как можно найти модуль равнодействующей, если на тело действуют такие силы:
Ответ: R= F2-F1
40 баллов: С помощью этой формулы можно найти плотность вещества, зная массу и объем тела …
Ответ: =m/V
Движение – это жизнь!
10 баллов: Из двух скоростей – 20 м/с и 36 км/ч –
больше …
Ответ: 20 м/с
20 баллов: Линия движения тела называется
именно так...
Ответ: Траектория.
30 баллов: Вопрос соперника.
40 баллов: Скорость движения тела равна именно этому…
Ответ: 0,5 м/с
А ну-ка, посчитай!
10 баллов: Этому равна скорость человека, если
за 10 минут он, гуляя по лесу, пройдет 540 м.
Ответ: 0,9 м/с
20 баллов: Определите массу тела.
Ответ: 160 кг
30 баллов: Вопрос соперника.
40 баллов: Чему равна масса железного бруска
размерами 1* 0,2 * 0,5 м, если плотность железа 7800 кг/ м3?
Ответ: 780 кг
Измеряй все доступное!
10 баллов: Объем погруженного тела равен …
Ответ:
20 баллов: Какова масса резинового цилиндра?
Ответ:
30 баллов: Определите плотность
металлического цилиндра.
Ответ:
40 баллов: При помощи измерительной линейки
измерьте толщину одного листа в общей тетради.
Ответ:
III. Подведение итогов.
Проговаривается количество баллов у каждой команды, выставляются оценки.
Участники команды набравшей больше всех баллов – получают “5”
Для всех команд раздаются листы для самооценки.
Лист для самооценки:
Фамилия, имя | САМООЦЕНКА | ОЦЕНКА КОМАНДЫ | ||
Критерии оценки | оцените по 5-ти бальной шкале | Критерии оценки | поставьте “+” около выбранного критерия | |
- знание физических величин и их единиц | - активный | |||
- знание формул | - средняя активность | |||
- умение решать задачи | ||||
- умение применять свои знания на практике | - неактивный | |||
- активность | ||||
Итог: |
IV. Домашнее задание:
В понедельник у нас будет контрольная работа по этой теме.
- Кто испытывает затруднения при определении скорости тела?
- Кто испытывает затруднения при определении плотности вещества?
- Кто испытывает затруднения при определении силы тяжести?
- Кто испытывает затруднения при определении веса тела?
- Кто испытывает затруднения при определении силы трения?
- Кто испытывает затруднения при определении равнодействующей сил?
Раздаются листы с заданиями по этому вопросу.