Задачи:
1. Образовательная:
- формировать умение определять различия и сходства химических свойств основных и кислотных оксидов, развивать навыки оформления записи химических уравнений.
2. Развивающая:
- способствовать формированию умений обобщать знания, полученные из разных источников, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать умения работать по заданному алгоритму, проверять и оценивать учебного материала.
3. Воспитывающая:
- воспитывать отношение к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: беседа, объяснение, сравнение, постановка и решение учебных проблем, химический эксперимент.
Средства обучения: оборудование и реактивы для опытов, технологические карты, мультимедиа средства (игра “Химическая защита”, презентация).
На доске: формулы веществ H2O; KI; HCI; HNO3
Ход урока
I. Организационная часть.
II. Актуализация знаний.
Слово учителя. …В 1870 году в Петербургской Академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом. Например:
- водород кислородович;
- калий йодович;
- водород хлорович;
- водород азотович трехкислов.
На доске формулы (H2O; KI; HCI; HNO3)
- Ребята, как выдумаете, по какому принципу их
назвали?
- Давайте попробуем написать формулы веществ,
которые по этому принципу звучат так:
Алюминий кислородович –
Калий кислородович –
Сера трикислородович – (один ученик работает у
доски)
- А как сейчас будут звучать названия этих
веществ?
- Как эти вещества можно назвать одним словом? )
- Так, какие вещества мы называем оксидами? (определение
оксидов)
- Какие виды оксидов вы знаете?
- Вы правильно ответили на мои вопросы, а сейчас следующее задание: самого смелого я приглашаю занять место у компьютера. Вам необходимо называть выплывающие в колбах вещества и “стрелять” по оксидам, а всем остальным распределить по столбцам кислотные и основные оксиды в технологических картах. Итак, старт!
(Игра “Химическая защита” диск “Уроки химии Кирилла и Мефодия”)
- Назовите оксиды, которые вы отнесли к
основным, к кислотным. (называют оксиды)
- Итак, основными видами оксидов являются
основные и кислотные. (появляется блок-схема)
- Как вы думаете, почему их так назвали?
- Правильно, основным оксидам соответствуют
основания, а кислотным – кислоты. (на
блок-схеме появились стрелки, кислоты, основания)
- А как можно получить кислоту или основание из
оксидов? (на блок-схеме появляется вода)
- Как вы считаете, вода – единственное вещество, с которым могут реагировать оксиды? Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Чему должны научиться? (Учащиеся определяют тему, цель).
На блок-схеме появляется тема.
Учащиеся записывают ее в технологические карты. <Приложение 2>
III. Изучение нового материала.
Запишем первое свойство, которое вам уже известно – взаимодействие с водой.
Учащиеся работают в технологических картах.
Для примера возьмем основной оксид – оксид кальция; кислотный оксид – оксид фосфора (V).
На экране для проверки анимированный слайд.
оксид + вода = гидроксид
CaO + H2O= Ca(OH)2
P2O5 + 3H2O= 2H3PO4
(взаимопроверка)
- При каких условиях протекают эти реакции?
- Чем они схожи и чем отличаются?
- Определите тип реакции.
Второе свойство – это взаимодействие основных и кислотных оксидов между собой (на блок схеме появляются стрелки и свойство) с образованием соли.
Кислотный оксид + основный оксид = соль
- Рассмотрим алгоритм составления уравнений реакций взаимодействия двух оксидов с противоположными свойствами (основного и кислотного)
Na2O+ CO2 =
- Определите тип реакции.
Дополнительно: K2O + CO2 = …
Al2O3 + N2O5 =
Слайд с решением для проверки.
- С третьим свойством вы познакомитесь самостоятельно. Первый вариант изучает свойство основного оксида, второй – кислотного.
(в технологических картах указываются: страницы учебника (стр. 126- 127 до слов … итак, для оксидов характерны…); инструкции для выполнения лабораторного опыта, задание – записать уравнение реакции по алгоритму.
Учащиеся рассказывают о свойствах, на блок-схеме появляются стрелки взаимодействий.
Ребята обмениваются технологическими картами и проверяют уравнения реакций, определяют баллы.
I Вариант:
СuO + H2SO4= CuSO4 + H2O
Дополнительно:
Na2O + 2HNO3 = 2NaNO3 + H2O
3FeO + 2H3PO4 = Fe3(PO4)2 + 3H2O
реакции обмена.
II Вариант:
СO2 + Ca(OH)2= CaCO3 + H2O
Дополнительно:
P2O5 + 6KOH = 2K3PO4 + 3H2O
SO3 + Ca(OH)2 = CaSO4 + H2O
- Что общего и в чем различие этих двух реакций?
IV. Закрепление нового материала.
Итак, сегодня мы познакомились со свойствами оксидов. Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили свойства оксидов. Вам предложена незаполненная блок-схема. Восстановите ее.
Один ученик вызывается к доске с помощью опорных слов составляет уравнения реакций, характеризующих свойства оксидов.
Заключительное слово учителя о практическом использовании оксидов в жизни.
Итак, сегодня мы познакомились с основными свойствами оксидов. А знаете ли вы, что применение оксидов началось с незапамятных времен. Например, негашеная известь – оксид кальция – уже в древнем Египте использовалась для приготовления строительных растворов. В быту мы используем оксид кальция для получения извести для побелки. Из оксида хрома (III) получают полировальные порошки и пасты, термостойкую краску для росписи фарфора. Оксид кремния (песок) используется в производстве стекла. Оксид алюминия является сырьем для получения алюминия на Новокузнецком алюминиевом заводе. Оксид алюминия входит в состав природного минерала – боксита. На экране вы видите красивые минералы. Кто может их назвать? Как вы думаете, что у них общего с бокситом?
Много удивительного таит в себе природа. О применении оксидов можно рассказывать долго, важно понять, что область применения оксидов связана с их свойствами.
IV. Итог урока.
Рефлексия.
- Оцените, насколько удалось нам достичь поставленной цели.
- Что было самым сложным на уроке? Почему?
- Что нового вы узнали?
- Как вы считаете, где могут пригодиться вам новые знания?
Подсчитайте полученные вами баллы и поставьте себе отметку.
V. Домашнее задание.
Параграф 39, используя свои примеры оксидов, составьте блок-схемы и запишите уравнения реакций.