Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, предоставить учащимся возможность самостоятельно сравнивать химические элементы, свойства простых веществ и их аллотропию.
- Выявить общие и особенные свойства, приобщить учащихся к оценке конкретных явлений, связанных со свойствами и применением серы и ее соединений.
- Развивать умения школьников работать самостоятельно, используя в работе учебную и дополнительную литературу, помощь учителя, консультантов.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний (урок-миниатюра).
Девиз урока: “Обобщение устанавливает закономерность, открытую в результате наблюдений” Н.П.Гузик.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Урок начинается с разговора учащихся.
Выходят шестеро учащихся с шапочками на голове, на которых написаны формулы: S, H2S, SO2, H2SO3, SO3, H2SO4.
Сера
Собрались мы, спору нет, на семейный наш совет
Мы узнаем, кто прочнее, кто нужнее, кто важнее
У кого большой успех, кого гонят дальше всех.
Вы создали славу мне и всей химической стране
На добро планеты всей подарила я детей:
Свойствами их наделила, в путь дорогу снарядила
Каждый гордый, каждый важный, их применят неоднажды
Но не стоит забывать, что я им родная мать.
Хоть я старая совсем, но совет я дам вам всем.
Уж несколько веков назад открыли люди серный клад
С тех пор прошло немало лет меня уж ценит целый свет.
Без металла и без шины не пойдут ничьи машины
И лекарства, и кислоты, и резиновые боты.
Пластмассы, спички, эбонит, и телефон не зазвонит
Не будь меня на свете, об этом знайте, дети!
С водой я только не дружу, но я об этом не тужу.
Ее в друзья себе берите, дружите, впрочем, как хотите.
Сероводород Н2S
Ты очень важная мамаша, твой дом не беден – полна чаша
Детей, знакомых и друзей, но я скажу здесь о себе.
Зажал носы честной народ, пред вами - сероводород
И взволновалася толпа, у всех кружится голова
Жжет в горле и шатает, ну а подышите вы мной
Тут смерть и наступает,
Сам не имею цвета я, но соли разноцветны
Вода и сероводород - друзья и споры беспредметны.
Сернистый газ SO2
Ну, уж нет! Своей ядовитостью нельзя хвастаться, об этом надо молчать, Ведь все ненавидят тебя! Как только ты приближаешься к окружающим, все бегут от тебя подальше. А другие стараются избавиться от тебя; то применяют температуру, чтобы ты разложился, то подсыпают к тебе окислители, перед которыми ты бессилен. И я рад, что не похож на тебя. Я хоть и обладаю резким запахом, но не таким отвратительным, как твой.
Сера
Перестаньте ссориться, ведь вы все родные мне вещества. И лучше бы ты, сернистый газ, рассказал о своих полезных делах.
SO2
Конечно, матушка, я полезен. Ведь я с моей подружкой водой отбеливаю шерсть, шелк. А многие модницы с удовольствием носят соломенные шляпки, которые я отбелил. А еще я уничтожаю микроорганизмы, вызывающие гниение фруктов и овощей в хранилищах.
Сера
Ну, а ты серный ангидрид, что скромно молчишь. Ты такой изменчивый: то являешься к нам бесцветной жидкостью, то газом. А как прихватит мороз градусов до 17, и ты становишься твердым, похожим на обыкновенный лед. Ты поведай нам о своей пользе.
Серный ангидрид SO3
Я хоть и изменчив, но являюсь типичным, кислотным оксидом. А роль моя в жизни нашего семейства очень важная : без меня не было бы серной кислоты, о которой сам Д.И.Менделеев сказал так: “Едва найдется другое, искусственно добываемое вещество, столь часто применяемое в технике, как серная кислота”.
Сера
А что же молчит моя младшенькая дочь? Я так старалась вырастить тебя здоровой и сильной, но получилось иначе.
Сернистая кислота H2SO3
Все дело в том, что мой любимый брат, сернистый газ, не всегда ко мне внимателен и заботлив, он в любой момент может уйти от меня. Поэтому я и слабая, и непрочная, да и живу я только в воде. Единственная моя отрада - это мои соли - сульфиты, которые находят применение в текстильной промышленности при крашении тканей при изготовлении бумаги, а также в фотографии.
Серная кислота H2SO4
Хоть и стала ты слаба, только людям ты нужна.
Ну а я же все ж нужнее, и устойчивей, сильнее.
Расскажу я о себе и тебе брат, и тебе.
Много дел моих известно, о них слышать просто лестно
Я даю много солей, удобрений для полей
И давно имеет спрос синий медный купорос.
Но железный тоже важен, тоже борется отважно
Он, как доктор Айболит, грушу, сливу исцелит.
Керосин я очищаю, от болезней защищаю
Так как все мои лекарства образуют свое царство:
Окраска тканей и бумаги, гипс, взрывчатка, соль для ванны,
Ах, как трудно стало жить, не хотят меня забыть,
Я устала, так устала, я ведь золушкою стала,
Всюду и во всем нужна, все исполнить я должна.
Может, вам и невдомек, отдохнуть бы мне часок.
Сера
Вот и закончили мы свой семейный совет. Стало ясно, что каждый из всех нас занимает свое место в природе, и все мы родственны и зависим друг от друга. (Уходят).
Учитель
В этой театральной миниатюре нам было представлено семейство серы. Мы увидели, что все члены этой семьи связаны родственными узами. Кроме того, они могут превращаться друг в друга. И взяв за основу генетическую связь соединений серы, выполним упражнение. Прежде, чем приступить к выполнению превращений, ответим на ряд вопросов, ответы на которые звучали в миниатюре.
4. Вопросы классу (фронтальная работа)
- Где применяется сера?
- Назовите физические свойства серы.
- Назовите формулу сероводорода и его физические свойства.
- Особенности сернистого газа и значение сернистой кислоты.
- Особенности и значение серной кислоты.
5. Работа в группах. Каждой группе даны задания разного уровня сложности. Работу в группах организует руководитель.
Программа “А”
Осуществить превращения:
S0---S-2---S+4---S+6---X
Найдите Формулы веществ, дополняющих генетический ряд.
Написать уравнения химических реакций в ионном виде, для окислительно-восстановительных реакций составить схему электронного баланса.
Программа “В”
Осуществить превращения:
S---H2S---X---SO3---H2SO4
Для окислительно-восстановительных реакций составить схему электронного баланса.
Программа “С”
Осуществить превращения
S---H2S---SO2---SO3---H2SO4---BaSO4
4 уравнение записать в ионном виде (полное и сокращенное).
Работа длится десять минут. По окончании работы учащиеся будут защищать свои задания.
6. Программированные задания.
Даны вещества:
а) S
б) К
в) Н2
г) NaOH
д) H2SO4
е) 1s2 2s22p63s23p4
ж) О2
з) Н2S
и) 1s22s22p4
к) Fe
л) F2
м) SO2
н) SO3
Вариант 1
- Какие из веществ взаимодействуют с серой?
- Какая электронная формула отвечает сере?
- Какое из соединений серы проявляет только свойства восстановителя?
- Какое из соединений серы проявляет только свойства окислителя?
Вариант 2
- Какие из соединений серы взаимодействуют с кислородом?
- Какая электронная формула отвечает формуле кислорода?
- С какими из веществ кислород выступает в роли окислителя?
- С какими из веществ кислород выступает в роли восстановителя?
Даны уравнения химических реакций и их фрагменты (левая часть)
а) H2S+O2 —>
б) S+O2 —>
в) S+Na
г) S+H2 —>
д) H2S+Pb(NO3)2 —>
е) SO3+H2O —>
ж) K2S+H2SO4 —>
з) О2+F2
Вариант 3
- Найдите уравнение ионного обмена, идущего до конца вследствие выделения одного из продуктов в виде осадка
- Найдите уравнения реакций, в которых сера проявляет окислительные свойства.
- Укажите окислительно-восстановительные реакции.
- Укажите уравнение горения сероводорода.
- Укажите уравнение химической реакции получения серной кислоты.
Вариант 4
- Найдите уравнения ионного обмена, идущего с выделением газа.
- Какому уравнению соответствует краткое ионное уравнение S+Pb---PbS
- Укажите уравнение химической реакции получения сероводорода.
- Укажите уравнение реакций, в которых кислород проявляет свойства окислителя.
- Укажите уравнение химических реакций, в которых кислород- восстановитель.
Ответы на программированные задания
1 вариант | 2 вариант | 3 вариант | 4 вариант | |
1 | Б В Ж К | А Б В З К | В | Г |
2 | Е | И | Б Е | В |
3 | М | Н | А Б Д Е З | Е |
4 | З М | А Б В З К М | А | А Д |
5 | Д | Л | Ж | З |
Ответы показывают через кодоскоп на экран, а учащиеся проверяют друг у друга (взаимопроверка), но предварительно один экземпляр ответов сдают учителю, так как выполняли работу в двух экземплярах.
7. Слово учителя, подведение итогов урока, выставление оценок.
8. Домашнее задание: повторить стр.95-107, составить самостоятельно генетическую цепочку по теме “Сера и ее соединения”.