Информационные технологии при изучении образовательной области "Технология"

Разделы: Технология


Компьютерные технологии, применяемые в образовательном процессе, позволяют эффективно повысить качество обучения. Современная аппаратура: компьютер, принтер, сканер, мультимедиа установка позволяет значительно разнообразить формы работы, использовать большое количество наглядного материала и экономить время на уроке.

Прежде всего, речь идет об использовании мультимедиа презентаций, создание которых – процесс творческий, требующий умений, времени, фантазии, достаточное количество иллюстративного материала. Хорошая презентация - отличное методическое средство, позволяющее ученикам лучше усвоить теоретическую часть урока. В базе данных нашего школьного кабинета технологии достаточно много презентаций по темам: “Материаловедение”, “Машиноведение”, “Моделирование”, “Волшебный квадрат”, “Праздничные бутерброды”, “Украшающие швы”, “Делу время, потехе – час”, “Созвездие юных исследователей по технологии” и другие (Приложение 1). Все они скомпонованы по разделам: “Для уроков”, “Детские”, “Классное руководство” и “Конкурсы”. Презентации для уроков почти все – авторские, поэтому планируется записать диск “Сборник презентаций для уроков технологии”, рецензировать его. С учётом требований, созданные презентации имеют 9-10 слайдов иллюстративного характера, без отвлекающих внимание анимаций, с минимальным количеством текста.

В каждом кабинете учитель нашей общеобразовательной средней информационно-технологической школы имеет возможность показать презентации на уроке по предмету, так что восторженный период, когда урок интересен только потому, что “смотрели презентацию”, в нашей школе давно прошёл. Востребованы качественные мультимедиа разработки.

В нашей школе ученики с 5 класса умеют сами создавать мультимедиа презентации. К защите своего проекта многие девочки вместе с печатной дизайн-папкой готовят презентацию. Поэтому итоговые уроки по технологии превращаются в фестиваль проектов.

Особо следует отметить возможность использования ИКТ при подготовке одарённых детей к конкурсам. При наличии компьютерной аппаратуры в кабинете технологии, время создания печатной папки и презентации к проектной работе значительно сокращается. Появляется возможность ребенку потренироваться в защите проекта - выступить перед разной аудиторией. При этом учащиеся-слушатели так же приобретают опыт: видят пример, образец к которому надо стремиться.

Учителем с помощью цифровой аппаратуры делаются видеозаписи репетиций таких выступлений учащихся, защиты творческих проектов на экзаменах, это обогащает учебный процесс в дальнейшем.

С сайта Интернета (http://multiki.arjlover.net/multiki/) были записаны мультфильмы, которые помогают решать воспитательные и образовательные задачи на уроке. Например: “Ситцевая улица”, “Так сойдет”, “Мороз Иванович”, “Заяц-симулянт”, “Пчёлка”, “В стране невыученных уроков”.

Благодаря сайтам Интернета (www.classic.music-agehcy.ru, www. classic.chubrik.ru) записаны разнообразные музыкальные произведения от классики до современных шлягеров. Музыкальный фонд кабинета так же скомпонован по разделам. Это дает возможность учителю быстро найти произведения для музыкального фона на уроке во время практической работы или подобрать музыкальное сопровождение для презентации.

Традиционными в нашей школе стали дефиле моделей одежды учащихся 6-8 классов перед учителями с музыкальным сопровождением. Демонстрируются изделия, сшитые на уроках технологии по выкройкам дисков компьютерных журналов моделей LEKO SISTEMS: №25 “Весенняя капель”, №14 “Вечерние платья”, №31 “Вечерний коктейль”, №36 “Платья”, №21“Блузки” и другие. Девочки быстро освоили алгоритм работы с компьютерными журналами. В нашем кабинете собрана коллекция дисков, которые были выписаны по почте, через Интернет.

Использование компьютерных журналов помогает повысить мотивацию учащихся, сэкономить время на уроках по теме “Конструирование”. Компьютерные журналы моделей дают возможность распечатать не только выкройку по размеру, но и технологическую последовательность изготовления изделия. Поэтому учащиеся заинтересованы выучить швейную терминологию. Это ведёт к повышению качества знаний.

Разнообразить процесс обучения терминологическим понятиям помогает использование принтера в кабинете технологии. Созданные инструкционные карты, алгоритмы, кроссворды сохраняются в компьютерном фонде, при необходимости распечатываются для использования на уроках.

Без всякого сомненья, экономит время урока компьютерное тестирование. И быстро, и интересно. Но для эффективной работы, как показывает практика, одного компьютера в кабинете мало.

Все перечисленные примеры использования ИКТ при изучении технологии – обобщение опыта работы учителя, в кабинете которого компьютерная техника была установлена ровно год назад. Время не стоит на месте, рождаются новые идеи. Но, внедряя новые компьютерные технологии в учебный процесс, учитель технологии не должен забывать, что главный результат его работы – практические умения учащихся по темам программы.