Цели урока:
- расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе,
- познакомить с условиями жизни птиц зимой,
- убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,
- воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.
Оборудование: аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, презентация “Как помочь птицам зимой?”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного.
- Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы.
Кто знает стихи о зиме? (звучит аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, дети читают стихи о зиме) (Слайд 2, 3 Приложение 1)
А теперь вспомним приметы зимы и поиграем в игру “Снежок, остановись”.
(дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)
III. Актуализация знаний учащихся.
- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание. (Слайд 4 Приложение 1)
(Учитель читает загадки)
1.
Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и кроилось,
С неба на землю свалилось.
(снег)
2.
Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.
(лёд)
3.
Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз.
(мороз)
4.
Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.
(лыжи)
5.
Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...
(снеговик)
IV. Сообщение темы и целей урока.
Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных? В этом нам помогут разобраться наши друзья – птицы.
(Учитель читает загадки)
1.
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
(воробей)
2.
Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.
(синица)
3.
Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – …
(снегири)
- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие. (Слайд 5. Приложение 1).
V. Работа по новой теме.
1. Вступительная беседа “ Как живётся птицам зимой?”
Голодно птицам зимой. Они больше страдают от бескормицы, чем от холода. А помочь им может каждый.
Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды.
Для чижей и чечёток любимый корм – семена берёзы. Их можно собрать в мешочки и хранить в сухом месте.
Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.
Хорошим кормом для птиц являются семена сорняков: лебеды, конского щавеля.
Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.
(дети читают с доски плакат:
Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.)
Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.
А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения о зимующих птицах.
(заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения о зимующих птицах)
Воробьи – дерзкие, славные и умные птицы, которые живут даже в шумных городах и на севере и на юге рядом с человеком. В отличие от многих птиц они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.
Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.
Зимой синицы временами сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитания в садах.
Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.
Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой, у самочек наряд более скромный. Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки.)
Физминутка.
Игра “Вороны и воробьи”.
(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке.)
2. Работа по учебнику (стр.56-57)
Что за стол среди берёз под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (кормушка)
Кто прилетел к кормушке? У кого дома есть кормушки, и какие птицы прилетают к вашим кормушкам? Из чего можно сделать кормушки для птиц? Расскажите об этом. (Слайд 11, 12 Приложение 1)
Правила подкормки птиц:
- кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)
- кормить птиц надо регулярно
- корма в кормушках должно быть немного
VII. Закрепление материала.
1. Игра-упражнение “Закончи предложения”
- Зимой солнце греет меньше, чем …
- Летом идут дожди, а зимой …
- Зимой берёза, липа стоят без …
- Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
- Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
- Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …
2. Работа в тетради (стр.24)
VIII. Итог урока.
Дети читают стихи:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода.
Е.Благинина
Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
“Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”.
Ю.Синицын