Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Как помочь птицам зимой"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • расширить представления детей о характерных признаках зимы в природе,
  • познакомить с условиями жизни птиц зимой,
  • убеждать детей в необходимости оказания помощи птицам зимой,
  • воспитывать гуманное отношение к животным, пополнять словарный запас детей.

Оборудование: аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, презентация “Как помочь птицам зимой?”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

- Ребята, какое время года на дворе? Назовите зимние месяцы.

Кто знает стихи о зиме? (звучит аудиозапись “Времена года” П.И.Чайковского, дети читают стихи о зиме) (Слайд 2, 3 Приложение 1)

А теперь вспомним приметы зимы и поиграем в игру “Снежок, остановись”.

(дети становятся в круг и, передавая “снежок”, называют слова - признаки зимы. (Например: “мороз”, “идёт снег”, “пурга”, “холодно” и т.д.) Если кто-то повторил признак или не назвал его, учитель подаёт сигнал “Снежок остановись”. Этот ученик заходит в круг и ждёт, когда его выручат)

III. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, Мудрая Сова и Муравьишка Вопросик пришли к нам на урок и приготовили для вас задание – кроссворд. Давайте вместе выполним это задание. (Слайд 4 Приложение 1)

(Учитель читает загадки)

1.

Одеяло белое не руками сделано,
Не ткалось и кроилось,
С неба на землю свалилось.

(снег)

2.

Без досок, без топоров через речку мост готов.
Мост – как синее стекло:
Скользко, весело, светло.

(лёд)

3.

Какой это мастер на стёкла нанёс
И листья, и травы, и заросли роз.

(мороз)

4.

Под ногами у меня
Деревянные друзья.
Я на них лечу стрелой,
Но не летом, а зимой.

(лыжи)

5.

Он из снега одного,
Из морковки нос его.
Чуть тепло, заплачет вмиг
И растает ...

(снеговик)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Как изменения в неживой природе повлияли на жизнь животных? В этом нам помогут разобраться наши друзья – птицы.

(Учитель читает загадки)

1.

Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.

(воробей)

2.

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка и полоска шарфика.

(синица)

3.

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это – …

(снегири)

- Эти птицы остаются с нами на всю зиму, поэтому их называют зимующие. (Слайд 5. Приложение 1).

V. Работа по новой теме.

1. Вступительная беседа “ Как живётся птицам зимой?”

Голодно птицам зимой. Они больше страдают от бескормицы, чем от холода. А помочь им может каждый.

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся птицам. Для свиристелей, снегирей, зябликов заготовьте ягоды рябины, калины, бузины, слегка подсушив ягоды.

Для чижей и чечёток любимый корм – семена берёзы. Их можно собрать в мешочки и хранить в сухом месте.

Синицы и поползни охотно едят семена подсолнечника, крапивы, крошки белого хлеба, сало. Семена репейника-лопуха – лакомство для щеглов. Их совсем легко сохранить, собрав большие комки и поместив в сарае.

Хорошим кормом для птиц являются семена сорняков: лебеды, конского щавеля.

Совсем нетрудно запасти корм для птиц на зиму. А как это нужно для них! Позаботьтесь о пернатых в холода, и они на ваше внимание ответят весной и летом: подарят вам прекрасные песни, уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

(дети читают с доски плакат:

Нам не унять метели, не растопить снега,
но чтобы птицы пели – это в наших руках.)

Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Помогите птицам перезимовать, они вам будут очень благодарны.

А сейчас мы прослушаем небольшие сообщения о зимующих птицах.

(заранее подготовленные дети делают небольшие сообщения о зимующих птицах)

(Слайд 6. Приложение 1)

Воробьи – дерзкие, славные и умные птицы, которые живут даже в шумных городах и на севере и на юге рядом с человеком. В отличие от многих птиц они остаются зимовать там, где родились и жили. Поселяются воробьи в укромном местечке, где-нибудь под крышами домов, в дуплах старых деревьев. Гнёзда вьют простые, не отличающиеся ни красотой, ни уютом.

(Слайд 7. Приложение 1)

Синицы – юркие маленькие птички. Они проворно перелетают с ветки на ветку в кустах и кронах деревьев. Часто можно увидеть, как они сидят на ветках, свесившись головой вниз.

Зимой синицы временами сбиваются в смешанные стаи. В это время они часто ищут пропитания в садах.

(Слайд 8. Приложение 1)

Свиристели – очень нарядные птицы: оперение тельца нежно- серое, с розоватым отливом, горлышко чёрное, крылья украшены чёрной каймой и красными пятнами, хвост оторочен жёлтым, а голову венчает коричневато-серый хохолок. Свиристели необыкновенно прожорливы, и поедают очень много ягод. Свои гнёзда свиристели устраивают на еловых лапах или на ветвях других хвойных деревьев.

(Слайд 10. Приложение 1)

Ещё наряднее становится зимняя природа, когда на покрытых снегом деревьях и кустарниках появляются прилетевшие в гости красавцы снегири. Снегирь-самец – красногрудая птичка с голубовато-серой спинкой, чёрной головкой, у самочек наряд более скромный. Держатся снегири небольшими стайками на рябинах, клёнах, кустах калины: они обрывают ягоды и расклёвывают семена, выбрасывая мякоть. Кормясь, птицы постоянно перекликаются мелодичным свистом, а насытившись усаживаются на веточках и запевают простенькие скрипучие песенки, причём поют и самцы, и самки.)

Физминутка.

Игра “Вороны и воробьи”.

(Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт учитель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке.)

2. Работа по учебнику (стр.56-57)

Что за стол среди берёз под открытым небом?

Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (кормушка)

Кто прилетел к кормушке? У кого дома есть кормушки, и какие птицы прилетают к вашим кормушкам? Из чего можно сделать кормушки для птиц? Расскажите об этом. (Слайд 11, 12 Приложение 1)

Правила подкормки птиц:

  • кормушки должны быть удобными (показ образцов кормушек)
  • кормить птиц надо регулярно
  • корма в кормушках должно быть немного

VII. Закрепление материала.

1. Игра-упражнение “Закончи предложения”

  • Зимой солнце греет меньше, чем …
  • Летом идут дожди, а зимой …
  • Зимой берёза, липа стоят без …
  • Снегири, синицы, воробьи – это птицы …
  • Кукушки, ласточки улетели в тёплые края, а зимуют у нас …
  • Чтобы птицы не погибли зимой от голода, нужно смастерить …

2. Работа в тетради (стр.24)

VIII. Итог урока.

Дети читают стихи:

Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В её конуре такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда им будет легко пережить холода.

Е.Благинина

Спозаранок скачут птицы по заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы прилетают в гости к нам.
“Тинь-тень, тили-тень, всё короче зимний день –
Не успеешь пообедать, солнце сядет за плетень.
Ни комарика, ни мушки. Всюду только снег да снег.
Хорошо, что нам кормушки сделал добрый человек”.

Ю.Синицын