Цель: развитие интеллектуально-информационных навыков.
Задачи:
- формирование навыков поискового чтения и чтения вслух;
- тренировка зрительного восприятия, памяти, управление темпоритмом;
- активизация словарного запаса, расширение лексического опыта;
- совершенствование навыков ассоциативного мышления;
- развитие познавательного интереса к изучению географии, расширение знаний об окружающем мире;
- установление межпредметных связей.
Оборудование: стенд “Море - бездна тайн и загадок” с рисунками и стихами детей, выставка “Дары моря”, плакат “Природа тайн своих от нас не прячет, но учит быть внимательнее к ней”, мультимедиа, к\фр “Цунами”.
Методы: постановки и решения проблемных задач, поисковый, объяснительно- иллюстративный
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель начальных классов.
Сообщение темы урока.
- Сегодня наш урок будет несколько необычным: вместе со мной его проведет учитель географии - Надежда Николаевна.
II. Формирование новых знаний.
- Дома вы прочитали произведение Фазиля
Искандера “Рассказ о море”.
- Понравился он вам? Чем? (беседа с учащимися).
Учитель географии: Ребята, а что такое море? (ответы учащихся)
- А вот что такое море с точки зрения географии:
Приложение1 (Слайд 4(голос диктора)
- Итак, море – это часть океана. Всего на Земле 54 моря. Море – это удивительный объект природы.
Учитель начальных классов:
Докажите, обращаясь к тексту, что наш герой любит море.
(Выборочное чтение рассказа).
- Какие чувства вызывает море у вас, вы постарались передать в своих стихах и рисунках. Послушаем авторов некоторых из них.
Рисунки и стихи детей о море. (Приложение 2)
- Море всегда вдохновляло поэтов, композиторов, художников. Моринисты- так называют художников, которые пишут море. Кого из известных моринистов вы знаете?
Какие картины он написал? (И.Айвазовский. Показ альбома).
Учитель географии: В стихах и рисунках вы передали свое отношение к морю. Море никого не оставляет равнодушным. А сейчас, я хочу вас познакомить с морями рекордсменами.
- На Земле есть удивительное море – море без берегов – Саргассово море. Оно находится в Атлантическом океане. А какие цветные моря вы знаете?
- Действительно, морями можно восхищаться, но нужно быть осторожными, находясь у моря, в море.
Учитель начальных классов:
- Это подтверждает и наш рассказ. Что случилось
с нашим героем в море? (едва не утонул).
- Что делалось в душе лирического героя, когда он
тонул? (выборочное чтение и пересказ).
- Найдите в тексте предложение, в котором
говорится, как наш герой научился плавать.
Учитель географии: Герой говорит, что море держит его. И это так. В море легче научиться плавать. Почему? (Вода соленая)
Почему она соленая? (в ней растворены различные соли, а больше всего поваренной соли)
- Я предлагаю вам сейчас из водопроводной воды
сделать морскую. (Опыт)
- В разных морях вода разной солености. Самое
соленое море – Красное море.
Самое наименее соленое – Балтийское море.
Учитель начальных классов.
- Несмотря на соленость воды, в море живет
огромное количество рыб, морских животных.
- Кого из обитателей моря вы знаете? (беседа с
учащимися)
Сообщения учащихся о живых организмах морей.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ…”
Учитель начальных классов:
- Море может стать для человека источником бед. Когда? (беседа с учащимися)
К\фр “Цунами”
Учитель географии: Древние мореплаватели, путешествуя по морям и океанам, оказывались жертвами морской стихии. Посылая сигнал бедствия, они использовали бутылочную почту. К нам попала одна из таких бутылок. В ней оказалась записка, но от времени, проведенном в воде, некоторые слова оказались размыты.
Учитель начальных классов.
- Восстановите записку. Можете использовать текст рассказа. (Приложение 3)
Работа в парах
Проверка текста по слайду 12. (Приложение 4)
- От чьего имени написана записка?
- Какими же чертами характера обладает наш герой?
Какие черты характера вы бы хотели воспитать в себе?
III. Подведение итога урока.
- Для чего писатель Ф.Искандер рассказал нам эту историю? Чему он хотел нас научить?
Ответы учащихся:
- Не бояться трудностей.
- Вовремя приходить на помощь, т.е. видеть, что помощь нужна.
- Преодолевать свой страх, себя.
Необходимо воспитывать в себе эти качества, стремиться к преодолению себя и тогда у вас все обязательно получится. И сегодня на уроке вы были умными, наблюдательными, смелыми, трудолюбивыми и заработали следующие оценки.
Учитель географии: Воспитывая в себе эти качества, помните, что при этом всегда нужно оставаться человеком, бережно относящимся к окружающей природе, ведь как сказал М.Пришвин:
“Природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”.
Домашнее задание: Вспомнить и рассказать случай из жизни, где вы проявили лучшие черты своего характера.