Цель:
-
Формирование у учащихся представления о природной зоне пустынь.
-
Развитие умений работать с географической картой, гербарием, дополнительной литературой.
-
Развитие речи детей, умения наблюдать, рассуждать, делать выводы.
-
Воспитание бережного отношения к природе и правильного поведения в природе.
Форма проведения урока:
-
урок – путешествие с элементами исследовательской деятельности.
I. Организационный момент. (Слайд № 1).
Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и садятся на любой стул в кругу, к которому прикреплен круг. Они 3-х цветов: желтые, зеленые и красные. Это необходимо для того, чтобы быстрее разделить детей на группы за столы.
- Добрый день, дорогие друзья!
Сегодня мы с вами отправимся туда,
Где много солнца и не видна вода.
Юго-запад России раскроет тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
II. Повторение пройденного материала.
- Перед тем, как отправиться в путешествие, мы должны убедиться, достаточно ли у вас знаний.
- Что мы с вами возьмем в дорогу? (воду, головные уборы, аптечку для оказания первой помощи).
- Правильно, но еще нам нужно взять рюкзаки, куда мы сложим все знания, приобретенные в дороге и дневниковые записи. Мы должны четко представлять куда мы отправляемся. (Слайд № 2).
- Ребята, в какой природной зоне мы живем? (В зоне лесов) (Слайд № 3).
- Правильно, а на какие части делится лесная зона? (Тайга, смешанные леса и широколиственные леса).
- Хорошо, а какие леса занимают самую большую территорию? (Хвойные – тайга).
- В какой части лесной зоны расположен наш край? (Чувашия находится в зоне смешанных лесов в умеренном климатическом поясе).
- А знаете ли вы, какие леса занимают самые большие площади в Чувашии – березняки, сосняки или дубравы? ( Дубравы – 146 тыс. га).
- Что вы можете сказать о климате в нашей республике? (Ярко выражены все 4 времени года, холодная зима и теплое лето).
- Каков растительный и животный мир зоны лесов? (Растительный и животный мир зоны лесов богат).
- С чем связаны экологические проблемы лесной зоны? (С неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой леса).
- Молодцы! А какая природная зона находится южнее зоны лесов? (Степи).
- Как называется промежуточная зона между лесом и степью? (Лесостепи).
- А какой характерный признак степей? (Сплошной травянистый растительный покров, дуют горячие сухие ветра суховеи, которые переходят в пыльные черные бури).
- Хорошо. Что характерно для растений степи? (Корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья).
- А что является основным занятием населения степей? (земледелие).
- Верно, здесь самые плодородные земли. Какие экологические проблемы появились в степи по вине человека? (распашка земель, неумеренный выпас скота и браконьерство).
- Молодцы!
III. Сообщение темы и задач урока.
- В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нас надо разгадать.
- В разгадывании кроссворда (Приложение1) помогут ваши приобретенные знания на предыдущих уроках по природным зонам: Арктики, тундры, лесной зоны и зоны степей. (Слайд № 4).
- Прочитайте слово, получившееся в сетке кроссворда под № 7. (Пустыня). (Слайд № 5).
- А в путешествие в желтую пустынную страну мы с вами отправимся на теплоходе по нашей великой русской реке Волге, так как в нашей стране пустыни занимают небольшую площадь и расположены они на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря, куда впадает Волга (Слайд № 6). Это Прикаспийские пустыни в Республике Калмыкия и часть в восточном Предкавказье на севере Дагестана – Ногайские пустыни (Слайд № 7).
- Ребята, к вашим стульям прикреплен кружок, каждый со своим стулом отправится в ту каюту теплохода, где обозначен такой же круг на столе (Слайд № 8,9,10).
(Дети переходят в группы) (Звучит фонограмма звуки воды)
IV. Изучение нового материала.
- Давайте запишем в тетради тему: «Пустыни» (Слайд № 11).
- Покинув родной край, бескрайние степные просторы, мы с вами оказались на юго-западе России (показ на карте природных зон). Итак, мы - путешественники. Наденем пилотки (Слайд № 12). (Включается 1 куплет песни «Три колодца»)
- Вот мы и в пустыне. Вот так выглядят пустыни (показ картин-плакатов) (Слайд № 13).
- Какой вы увидели пустыню? (Пустыня - это много песка и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружает пустота и жара).
- От какого слова произошло слово «пустыня»? (от слова «пусто»). В энциклопедическом словаре: «пустыня – это тип ландшафта в областях с постоянно сухим и жарким климатом, препятствующим развитию растительности, которая не образует в пустыни сомкнутого покрова». (Слайд № 14).
- Обратимся к карте. Что расскажет нам о пустыне наша верная помощница?
На парты раздаются карточки - «помогайки»:
-
Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон и сторон горизонта.
-
В каком тепловом поясе расположена зона пустынь?
-
Поверхность земли в пустыни.
Рассказ ученика по карте у доски.
- Пустыни в России занимают небольшую площадь по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовьев реки Волги. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней (показ на карте). Пустыни находятся в умеренном поясе и располагаются еще ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко.
- Спасибо. Можно добавить, что поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханы, которые постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь - суховеям (на доске слова: «барханы» (Слайд № 15), «суховей» (Слайд № 16)). Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра.
- Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые и каменистые (Слайд № 17). Откройте учебник на страницу 123, там есть фотографии этих пустынь.
- Сегодня мы больше будем говорить о песчаной пустыне и ее обитателях. Самые большие пустыни близкие к нашей стране находятся в Средней Азии. Нам придется пересечь границу России. Между Каспийским морем и рекой Амударьей находится пустыня Каракумы (это Туркменистан) - (на доске слово «Каракумы» и показ на карте (Слайд № 18)), между реками Амударья и Сырдарья находится пустыня Кызылкум (Это Узбекистан и Казахстан) – (на доске слово «Кызылкум» и показ на карте (Слайд № 19).). Эти реки впадают в Аральское море. Ранее эти страны входили в состав нашей страны, а теперь это отдельные государства.
- Лето в пустыне жаркое: поверхность земли нагревается днем до + 70 градусов, а в тени выше 40 градусов. А ночью прохладно, поэтому песок и глина быстро остывают (Слайд № 20).
- Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12 градусов, в отдельные дни морозы достигают -20, -25 градусов. Зима длится 2-3 месяца (Слайд № 21).
- Почему в пустыне жаркая и сухая погода летом, а зимой морозно? (Слайд № 22). (Лучи солнца в пустынях падают прямо, так как пустыни лежат ближе к экватору, дольше освещают поверхность и лучше ее нагревают, чем в других природных зонах. Равнинные просторы не задерживают зимой холодные ветры из Арктики, поэтому зимой в пустынях холодно. А высокие горы на юге задерживают сырые ветры с Индийского океана, следовательно, летом редко идут дожди, ветры сухие и горячие).
- Чего хочется человеку, когда ему жарко? (ему хочется пить и купаться).
- Правильно. К сожаленью, в пустыне выпадает мало осадков, порой за лето не выпадает ни капли дождя. Рек в пустыне мало. А те, что текут через нее, берут свое начало высоко в горах. Некоторые реки имеют истоки, но не имеют устьев и теряются в песках. Реки в пустынях не имеют притоков. Вот почему человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду.
Вывод: Пустыня – это большие открытые пространства с жарким сухим климатом, с редкими реками (Слайд № 22).
- Ну, а теперь пора включаться в исследовательскую работу нашим ботаникам, зоологам и экологам. У вас на столах карточки – «помогайки», книги, иллюстрации, карты и другой наглядный материал. Я вам даю время на сбор информации о растительном и животном мире пустыни, об экологических проблемах этой зоны, после чего вы поделитесь своими знаниями. (Далее работа ведется в группах)
Материалы для ботаников: гербарий, рисунки с изображением растений, учебник (страницы 123, 124). Книга «Растительный мир нашей страны».
Карточка – «помогайка»:
-
Общая особенность растений.
-
Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
-
Значение в природе.
Материалы для зоологов: рисунки различных животных, населяющих пустыни. Энциклопедия «Я познаю мир. Животные», материал учебника (страницы 126 – 128), пластмассовые и деревянные фигурки разных животных пустыни, живая сухопутная черепаха.
Карточка – «помогайка»:
-
Приспособленность животных пустыни к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются.
-
Значение в природе.
Материалы для экологов: иллюстрации жизни в пустынях, учебник (стр. 129 – 131).
Карточка – «помогайка»:
-
Экологические проблемы пустыни и пути их решения.
-
Охрана редких растений и животных, заповедники.
- Итак, я вижу, многие исследователи готовы. Слово ботаникам.
Рассказ ботаников: (Слайд № 23)
- Особенность растений пустыни в том, что они должны как можно меньше испарять влаги и добывать воду на большой глубине или иметь свой запас воды. Самое распространенное растение пустыни верблюжья колючка. У нее длинный корень, с его помощью растение питает себя водой, корень проникает в глубину почти 20 метров, поэтому все лето, даже в сильный зной она ярко-зеленая. Листья у растения в виде колючек. Это позволяет воде меньше испаряться. Растение невысокое.
- Джузгун – это небольшой кустарник. Его листья – зеленые веточки, корни хорошо закрепляются за песок и удерживают песок от передвижений. Плоды джузгуна очень мелкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния. Такую же роль выполняет травянистое растение колосняк, его еще называют «песчаным овсом», у него тоже тонкие листья. (рисунок).
- В пустыне встречается песчаная акация. Это небольшое деревце с крохотными листьями - Спасибо, уважаемые ботаники! Но обратите внимание на то, что в пустыне встречаются и деревья, например, саксаул Это низкие деревья, не более 4-5 метров, с листьями-чешуйками. Это дерево почти не дает тени. У него очень плотная тяжелая древесина, которая тотчас потонет в воде. Саксаул нельзя пилить и рубить топором - слишком хрупок. Гораздо проще его ломать. Саксаул – лучшее древесное топливо в мире, лучше многих сортов бурого угля, потому что дает больше тепла. Деревья растут на большом расстоянии друг от друга.
- Как вы думаете, почему? (из-за недостатка влаги).
- Правильно. А вот там, где есть вода, растет все: деревья, кустарники, травы, похожие на наши. Такие места называют оазисами (на доске слово «оазис» (Слайд № 24)). Величайшим оазисом является Ферганская долина (показ на карте), по которой протекает река Сырдарья. Фергана лежит средь высоких гор. Горы с юга защищают от ветров. С гор стекают реки в долину, от них проведены оросительные каналы на поля и в сады. Много света, тепла и воды. Что еще нужно для роста растений! На поливных землях выращивают хлопчатник (показ иллюстрации, гербария). Там так много трав и цветов, но через 2-3 недели все исчезает. Эти растения пользуются весенней влагой и за короткое время успевают вырасти, отцвести и дать семена (тюльпаны, лилии, красный мак и т.д.)
Вывод: В пустынях редкая растительность, хорошо приспособленная к жаркому и сухому климату, с глубокими корнями, крохотными листьями или колючками вместо них. Растут далеко друг от друга, дают много летучих семян. Некоторые растут и созревают за весну (Слайд № 25).
- А сейчас предоставим слово нашим зоологам.
Рассказ зоологов:
- Большинство животных пустыни некрупные, потому что им негде спрятаться от хищников, Их окраска под цвет песка – это их маскировка, Большинство животных ведут ночной образ жизни, когда спадает жара. Воду они получают с пищей, поедая растения или других животных; в выборе пище животные неприхотливы. Чтобы найти воду, они должны быстро передвигаться или впадать в спячку, чтобы не хотелось есть и пить.
- В пустыне обитают песчаный удавчик, ящерица быстрая, ящерица- круглоголовка (Слайд № 26). Все они быстро передвигаются, а ящерица-круглоголовка мгновенно может зарыться в землю в случае опасности. Лисичка-корсак и ушастый ёж имеют большие уши (Слайд № 27). Они им нужны для того, чтобы лучше слышать, ведь они ведут ночной образ жизни. В пустыне обитают грызуны: тушканчики, песчанки (Слайд № 28). Одни из них роют норы, а другие – тушканчики – быстро передвигаются большими прыжками до 3-х метров в длину. Длинный хвост помогает поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Тушканчики – ночные животные. Большие уши и глаза, очень длинные усы обеспечивают зверьку тонкий слух, острое зрение и замечательное осязание.
- Самыми крупными животными считаются сайгаки (Слайд № 29) и верблюды. Сайгаки в основном живут стадами (так легче выживать) и умеют быстро бегать (со скоростью до 80 км/ч). Из насекомых в пустыне встречаются: скорпионы (Слайд № 30), кобылки, жуки-чернотелки, священные скарабеи. Часть из них хищники, они ядовиты: паук-каракурт, тарантул, скорпион.
- Внимательно присмотритесь, здесь на бархане, кто-то прополз. Да это же черепаха! (Слайд № 31).
- Что вы знаете о ней?
Ученик I: Черепаха живет до 100 лет, из 60 лет – 55 лет она спит. Это растительноядное животное, маленькое кожа жесткая, сухая, плотная, чтобы меньше испарять влаги. Зачем ей панцирь? Под ним она спасается от врагов (шакалов, волков) – панцирь очень крепок. Черепаху можно увидеть только утром или вечером. Днем она прячется от жары в норах и углублениях в земле, в зарослях растений.
Ученик II: А я хочу рассказать о змеях пустыни (Слайд № 32). Это кобра, эфа, гюрза, стрелка, удавчик. Они бесшумно передвигаются по земле, охотятся на насекомых и мелких животных. Мелких животных змеи убивают, ужаливая их ядовитыми зубами. А затем их заглатывают. Особенно опасен яд у кобры и гюрзы. Охотятся змеи в сумерках, когда спадает жара, и многие животные выходят кормиться. Зрение у змей не очень хорошее, они хорошо видят за несколько метров. Но у них есть особое зрение, помогающее видеть в темноте. Особые углубления-ямки за глазами – у змей улавливают тепло тела мелких животных и помогают охотиться даже ночью. От жары змеи иногда забираются на ветки кустов, где не так жарко. Песчаный удавчик может ползать под песком также легко, как рыба - плавать в воде.
- Спасибо, ребята, за интересные рассказы.
- В пустыне можно увидеть самую крупную ящерицу – варана (показ на плакате), длина которого 150 см, поэтому его называют пустынным «крокодилом».
- Ну, а я хочу рассказать об удивительном животном пустыни – верблюде (Слайд № 33).
- Верблюда называют кораблем пустыни. О верблюде рассказывают сказки, что в своих горбах он носит запас воды. Но это не так. Существуют 2 вида верблюдов: одногорбовые и двугорбовые. В наших пустынях обитают двугорбовые верблюды. Они достигают двух метров в высоту, навьюченный верблюд может нести до 500 килограммов. Жить в пустыни ему помогает строение тела и ног. На ногах у верблюда мозолистые подошвы, ими можно наступать на горячий песок, не обжигаясь и не проваливаясь. Верблюд поедает жесткие колючие растения без всякого вреда для себя: его небо, губы и язык покрыты толстой кожей. А в горбах находится запас жира. Верблюд может обходиться без питья в сильную жару 3-4 дня, зато, добравшись до водопоя, может выпить сразу 6-8 ведер. Имеет отличное зрение и чутье – он чувствует запах воды и трав за несколько километров. Верблюд – домашнее животное, но все лето живет на свободе.
- Вот какие интересные животные обитают в пустыни.
- Вы, наверное. Заметили, что в пустыне почти нет птиц – это потому, что птицы плохо переносят жажду. О жуке-скарабее вы прочитаете дома в учебнике на странице 125, и узнаете, почему его называют священным скарабеем.
Вывод: В пустыне животные хорошо приспособлены к природным условиям: имеют защитную покровительственную окраску, отличный слух, зрение, могут долго обходиться без воды и пищи, многие ведут ночной образ жизни – кормятся и передвигаются в сумерках, когда не очень жарко. Большинство спасаются в норах и земле (Слайд № 34).
V. Физкультминутка (Приложение2)
- Наверное, зной и жара утомили вас. Предлагаю немного отдохнуть!
VI. Продолжение работы над новой темой.
- Отдохнули? Хорошо. Продолжим наше путешествие.
- Люди в пустынях живут уже много тысяч лет (Слайд № 35). В разных местах в пустынях живут разные народы: это казахи, русские, калмыки, дагестанцы, туркмены, узбеки, таджики, киргизы. На огромных пастбищах северных и южных районов пустынь круглый год пасутся миллионы овец, сотни тысяч лошадей и верблюдов. Основные занятия населения пустыни скотоводство и земледелие на орошаемых территориях. При орошении пустынная почва, в которой мало перегноя дает богатые урожаи. Главные культуры: фрукты, овощи.
- Продолжим нашу работу. Заслушаем экологов.
Рассказ экологов:
- Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю – это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных. Под угрозой исчезновения оказались сайгаки: созданные человеком оросительные каналы оказались для сайгаков непреодолимыми
- Некоторые животные, сильно истребленные, сохранились только в заповедниках: дикий осел кулан, джейран, хищный зверек перевязка, гигантский слепыш (показ рисунков).
- Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли» (показ на карте). В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.
- Из-за деятельности человека мелеют реки (неумелое орошение), катастрофически мелеет Аральское море. Его спасение – дело огромной важности.
- Спасибо, уважаемые экологи. Вы нам раскрыли экологические проблемы пустыни и как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправлять свои ошибки.
VII. Закрепление изученного материала.
- Подумайте и ответьте на вопрос: «Почему у пустыни два хозяина – солнце и ветер?» (Слайд № 36) (Солнце – хозяин потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, так как пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует – равнинная поверхность).
- А сейчас я предлагаю вам разобраться в схеме. Из предложенных растений и животных выбрать те, которые характерны для пустыни, «заселить» ими ландшафт (верблюжья колючка, варан, ушастый еж, жук-чернотелка, пестрый скорпион, кобра, тушканчик, двухгорбый верблюд, хлопчатник).
- Молодцы!
- А сейчас я предлагаю вам записать в тетрадях особенности пустыни, ее растительного и животного мира (Слайд № 37).
(Работа ведется самостоятельно в таблице) (Приложение3)
- Давайте составим схему экологических проблем пустыни (Слайд № 38). (Приложение4)
- Что нужно делать, чтобы сохранить природу этой зоны? (строить водохранилища, проводить каналы с водой, создавать заповедники).
- Молодцы! Всем научным группам спасибо за работу. Пора отправляться домой – в Чувашию. Пересекаем границу, садимся на теплоход и держим курс на северо-запад (Слайд № 39) (Запись звуков воды).
- Вот и закончилось наше путешествие. Мы у себя дома (Слайд № 40,41), а пустыня все так же далеко, где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.
- А если вы хотите больше узнать о пустыни, то читайте эти книги. (выставка книг)
VIII. Подведение итогов работы.
Выставление оценок учащимся.
IX. Домашнее задание (Слайд № 42).
-
Учебник (стр.122-131).
-
Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя».
-
Нарисовать, как ты представляешь пустыню – по желанию.
Приложение (Список литературы)
Приложение (Презентация)