Урок русского языка по теме "Второстепенный член предложения - дополнение" (3-й класс) и презентация (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнении; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

Ход урока

1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.

- Здравствуйте уважаемые взрослые и дети!

Предлагаю вам пройти краткосрочные курсы журналистики. А что такое журналистика? А как называется профессия  человека, который занимается журналистикой? Как вы думаете, какими знаниями должен обладать журналист? (Помните, что у нас урок русского языка.)

- Умение красиво писать.

- Знание правил правописания слов.

- Умение правильно и четко выражать свои мысли, составляя предложения.

- Ребята, после окончания курсов вы получите звания, удостоверения и памятные медали. Для этого вам необходимо выполнить учебные задания и сдать экзамен.

Тема наших курсов:  Второстепенный член предложения – дополнение.

Цель курсов: познакомиться с понятием «дополнение», учиться применять новые знания.

2. Чистописание. Словарная работа. (1 учебное задание)

- Запишите, продолжив закономерность.

Жж  Жжж

- Спишите слова, каллиграфически верно, поставьте ударение.

Журналистика, журналист, журналистка, журнал.

- Что общего у этих слов?

- Как вы думаете, слово журнал однозначное или многозначное? Объясните свой ответ, приведите примеры. (Обращаемся к словарю С.И. Ожегова.)

- Давайте оценим первое задание. (Если с заданием справились, оно было понятно и интересно – поднимите улыбающегося человечка, если – испытывали трудности – печального.)

3. Актуализация опорных знаний.

- Перед вами зашифрованная записка. В ней скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку и теме нашего урока.

ПАУК СУД КЕКС ЖУК

Расшифровать слово будет несложно. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, которые повторяются в строке два и более раз, и соединить оставшиеся буквы. (Работа в парах.) (ПАДЕЖ)

- Вспомните названия падежей, слова-помощники, предлоги, при помощи которых можно определить падеж, падежные вопросы и смысловые. (У вас на столах – карточки-помощницы.)

- Составьте предложение со словом журнал:

а) Чтобы оно в предложении было употреблено в Им. п.

- Каким членом предложения оно является? Докажите.
(Вывод: вопрос - что? Им. п. – в предложении является подлежащим.) Подчеркните сказуемое.

- (Закончите фразу). Подлежащее и сказуемое – это …

- Оценим выполненное задание.

4. Объяснение нового материала.

б) Давайте составим предложение с тем же словом, но чтобы оно было употреблено в косвенном падеже. Напомните, что значит косвенные падежи.

(Вывод: косвенные - это все падежи, кроме Им. п.)

- Является ли в предложении данное слово подлежащим? Докажите. Подчеркните главные члены.

- Какой частью речи является слово (журнал).

- Каким членом предложения является?

- Давайте сделаем важный вывод. Можно ли сказать, что благодаря слову (журнал) предложение становится более понятным, дополненным.

Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется дополнением. Дополнение выражается чаще всего именем существительным. Подчеркиваем пунктирной линией.

Сравним свои выводы с формулировкой ученых, которые составили учебник. Стр. 67.

Оцениваем работу.

5. Первичное закрепление.

На доске:

Маляр красил.
Инженер чертил.
Ученики подготовились.

Маляр красил стену.
Инженер чертил на бумаге.
Ученики подготовились к  уроку.

- Сравните предложения в первом и втором столбиках.

(Распространенные и нераспространенные предложения.)

- Подчеркните главные члены. Чем распространены предложения второго столбика? Обозначьте дополнение.

Оценим работу.

6. Проверка знаний. Задание – экзамен.

- Сейчас нам предстоит закончить статью для газеты. Обозначена тема. Есть предложения.  Необходимо вставить пропущенные слова по смыслу.

Моя семья.
Я расскажу о своей (о чем?) … . Папа работает (кем?) … . Мама занимается домашним (чем?) … . Она любит готовить (что?) … .  Вечерами мы собираемся за круглым (чем?) … и разговариваем (о чем?) … .
Я люблю свою семью!

Проверка полученных текстов. Укажите, каким членом предложения являются слова, которые вставили.

- Что такое дополнение?

Оценим выполненное задание.

7. Итог.

- Что нового вы узнали?

Вручение удостоверений и медалей.

8. Домашнее задание.

Приложение 1. Памятка по падежам.

Приложение 2. Физминутка.

Приложение 3. Удостоверение об окончании курсов журналистики.

Приложение 4. Презентация.