Цель: дать понятие о второстепенном члене предложения – дополнении; показать, что дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
- Здравствуйте уважаемые взрослые и дети!
Предлагаю вам пройти краткосрочные курсы журналистики. А что такое журналистика? А как называется профессия человека, который занимается журналистикой? Как вы думаете, какими знаниями должен обладать журналист? (Помните, что у нас урок русского языка.)
- Умение красиво писать.
- Знание правил правописания слов.
- Умение правильно и четко выражать свои мысли, составляя предложения.
- Ребята, после окончания курсов вы получите звания, удостоверения и памятные медали. Для этого вам необходимо выполнить учебные задания и сдать экзамен.
Тема наших курсов: Второстепенный член предложения – дополнение.
Цель курсов: познакомиться с понятием «дополнение», учиться применять новые знания.
2. Чистописание. Словарная работа. (1 учебное задание)
- Запишите, продолжив закономерность.
Жж Жжж
- Спишите слова, каллиграфически верно, поставьте ударение.
Журналистика, журналист, журналистка, журнал.
- Что общего у этих слов?
- Как вы думаете, слово журнал однозначное или многозначное? Объясните свой ответ, приведите примеры. (Обращаемся к словарю С.И. Ожегова.)
- Давайте оценим первое задание. (Если с заданием справились, оно было понятно и интересно – поднимите улыбающегося человечка, если – испытывали трудности – печального.)
3. Актуализация опорных знаний.
- Перед вами зашифрованная записка. В ней скрыто слово, имеющее отношение к русскому языку и теме нашего урока.
ПАУК СУД КЕКС ЖУК
Расшифровать слово будет несложно. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, которые повторяются в строке два и более раз, и соединить оставшиеся буквы. (Работа в парах.) (ПАДЕЖ)
- Вспомните названия падежей, слова-помощники, предлоги, при помощи которых можно определить падеж, падежные вопросы и смысловые. (У вас на столах – карточки-помощницы.)
- Составьте предложение со словом журнал:
а) Чтобы оно в предложении было употреблено в Им. п.
- Каким членом предложения оно является? Докажите.
(Вывод: вопрос - что? Им. п. – в предложении является подлежащим.) Подчеркните сказуемое.
- (Закончите фразу). Подлежащее и сказуемое – это …
- Оценим выполненное задание.
4. Объяснение нового материала.
б) Давайте составим предложение с тем же словом, но чтобы оно было употреблено в косвенном падеже. Напомните, что значит косвенные падежи.
(Вывод: косвенные - это все падежи, кроме Им. п.)
- Является ли в предложении данное слово подлежащим? Докажите. Подчеркните главные члены.
- Какой частью речи является слово (журнал).
- Каким членом предложения является?
- Давайте сделаем важный вывод. Можно ли сказать, что благодаря слову (журнал) предложение становится более понятным, дополненным.
Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, называется дополнением. Дополнение выражается чаще всего именем существительным. Подчеркиваем пунктирной линией.
Сравним свои выводы с формулировкой ученых, которые составили учебник. Стр. 67.
Оцениваем работу.
5. Первичное закрепление.
На доске:
Маляр красил. |
Маляр красил стену. |
- Сравните предложения в первом и втором столбиках.
(Распространенные и нераспространенные предложения.)
- Подчеркните главные члены. Чем распространены предложения второго столбика? Обозначьте дополнение.
Оценим работу.
6. Проверка знаний. Задание – экзамен.
- Сейчас нам предстоит закончить статью для газеты. Обозначена тема. Есть предложения. Необходимо вставить пропущенные слова по смыслу.
Моя семья.
Я расскажу о своей (о чем?) … . Папа работает (кем?) … . Мама занимается домашним (чем?) … . Она любит готовить (что?) … . Вечерами мы собираемся за круглым (чем?) … и разговариваем (о чем?) … .
Я люблю свою семью!
Проверка полученных текстов. Укажите, каким членом предложения являются слова, которые вставили.
- Что такое дополнение?
Оценим выполненное задание.
7. Итог.
- Что нового вы узнали?
Вручение удостоверений и медалей.
8. Домашнее задание.
Приложение 1. Памятка по падежам.
Приложение 2. Физминутка.
Приложение 3. Удостоверение об окончании курсов журналистики.
Приложение 4. Презентация.