Цели:
- Познакомить с новой буквой и звуком «ха», научить давать ему характеристику.
- Анализировать слова с новым звуком, производить звукобуквенный анализ
- Дать учащимся представление об особенностях написания буквы «ха». Развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, воспитывать интерес к родному языку, воспитывать уважительное отношение к труду, хлебу.
Задачи:
- Ознакомление с начертанием буквы, ее воспроизведение.
- Обучение письму слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв
- Обучение безотрывному, ритмическому и быстрому письму.
- Предупреждение искажения при написании букв.
Оборудование:
- Картинка хомяка.
- Карточка с буквой «ха».
- Фланелеграф с элементами букв.
- Трафареты с хоккейной формой – 15 шт.
- Репродукция картины Шишкина «Рожь».
- 14 букв из бархатной бумаги.
- Зерна пшеницы.
- Инструментальная музыка.
- Живой хомяк.
- Магнитофон.
- Схема слова «Хлеб».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- У нас сегодня необычный урок. К нам приехали гости. Посмотрите на них. Надеемся, что им у нас понравится, понравится наша работа и ответы.
2. Постановка темы и цели урока.
Загадка:
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
Кто это? (Хомяк)
- К нам сегодня на урок пришел пушистый зверек – это хомяк.
- Давайте, определим, сколько в слове «хомяк» слогов.
(хо – мяк – 2 слога)
- Назовите первый слог (хо)
- Назовите второй слог (мяк)
- Почему именно хомяк? Кто догадался?
- Потому что слово «хомяк» начинается со звука [х].
3. Основная часть.
- Сегодня мы будем учиться писать строчную букву «ха». А так как урок у нас необычный, то в конце урока вас ждет сюрприз.
- На что похожа новая буква? (Две половинки баранок, две буквы «с», ноги человечка).
- Найдите на фланелеграфе элементы буквы «ха». (Один ученик выполняет задание у доски)
- Буква состоит из левого полуовала и правого.
- А сейчас возьмем ручки и обведем элементы буквы «ха» в прописи.
(Показ учителем в воздухе элементов).
- Незабываем о стрелочках – помощницах.
Загадка:
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два «к»:
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …
(хоккей).
- Поднимите руки, кто играл в хоккей?
- Молодцы! Кто не играл, еще научится. Это очень захватывающая игра.
- Наш хомяк не прочь поиграть в хоккей.
Учитель надевает форму хоккеиста на картинку хомяка. Цветным мелом учитель показывает образец узора.
Звучит музыка. У каждого ученика на столе лежит трафарет с хоккейной формой.
- Ребята, нужно украсить форму, используя элементы буквы «ха». Придумайте свой узор. Посмотрим, у кого лучше получится.
Учитель во время письма следит за осанкой.
- Сидим ровно, не сутультесь. Вырастете настоящими спортсменами, сильными и ловкими.
- Кто не успел, положите карандаши, у нас еще будет время дорисовать. Показ лучших работ.
Физкультминутка:
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет, шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять,
Хомка хочет сильным стать.
- А теперь я пишу букву в воздухе, а вы со мной в воздухе (ручкой).
- Я пишу в воздухе, и вы вместе со мной.
- А теперь встали и попробуем написать с закрытыми глазами.
Ощупывание. Звучит музыка.
- Положим перед собой трафареты буквы «ха» из бархатной бумаги.
- Движемся указательным пальцем по букве в направлении письма. Буква «ха» похожа на дорожки хомячка, который собирает зернышки. Пошли по дорожке. Давайте, представим, что наступила ночь. Закрыли глазки и в темноте пошли по дорожкам.
- Письмо буквы «ха» в прописи.
- В прописи напишем красиво букву «ха». (Наклон)
Показ лучших работ.
- Письмо соединений буквы «ха» с буквами а, е, и.
Учитель пишет на доске соединение ха, дети пишут в воздухе.
- Какое соединение? (Верхнее).
- Хором прочитаем слог.
- Пишем соединение буквы «ха» с буквой «е». Учитель пишет на доске, дети в воздухе.
- Какое соединение? (Среднее). Чтение хором. Запись.
- Пишем соединение буквы «ха» с буквой «и».
- Какое соединение? (Верхнее). Чтение хором. Запись.
4. «Хлеб – наше богатство».
Музыка. Учитель читает четверостишье о хлебе.
Ветерок спросил, пролетая
- Отчего ты, рожь золотая?
И в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
Е. Серова.
- Что вы видите на переднем плане картины? (Рожь золотая, склонились колосья к земле).
- Объясните выражение «рожь золотая». 1 – цвет золота – желтый, рожь тоже желтого цвета; 2 – рожь – это хлеб – основной продукт. Он ценен, как золото.
- Какое чувство вызывает эта картина? (Чувство радости, покоя, гордости за труд человека).
- На уроках мы уже затрагивали тему бережного отношения к хлебу.
- Ребята сочини стихи, которые я бы хотела, чтобы они прочитали гостям.
- К слову «хлеб» подберите родственные слова (хлебушек). Люди любят хлебушек.
- На парте у вас зернышки. Положите себе на ладошку по зернышку. (Учитель себе кладет с учениками).
- А теперь поднесите зернышки к уху и, если бы оно умело говорить, то вы бы услышали их рассказ:
«Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд. Знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился румяный, пышный каравай. Помни об этом!»
Анализ и письмо слова «хлеб».
- Произнесите слово «хлеб».
- Сколько слогов в этом слове? (1)
- Почему? (Одна гласная)
- Сколько звуков? (Четыре).
- Назовите первый, ([х])
- Что слышим в середине слова? (Слияние двух звуков [ л,э ])
- Назовите последний звук в этом слове. (Согласный [п]).
- Слышим звук [п], а пишем букву «бэ». (Потому что в слове «хлеба» перед звуком [а] слышим звук [б])..
- Обведите слово «хлеб».
Письмо в прописи слова «хлеб».
- На картинке сосны – хранители хлебных полей. Они задерживают снег на полях. Чтобы был хороший урожай. Поэтому холод – помощник урожая.
Письмо слова «холод».
- Произнесем слово «холод».
- Какой звук слышим на конце слова? ([т]).
- А какую букву пишем? («дэ», потому что в лове «холода» перед звуком [а] слышим звук [д]).
Письмо. А слово «холода» обведите самостоятельно.
Физкультминутка:
Покатаю я в руках
Зернышко, горошко
Станьте ловкими скорей,
Пальчики, ладошки.
Работа над предложением.
- А сейчас прочитайте предложение, написанное на доске
Доска
Наступили холода.
- Сколько слов в предложении? (2);
- Назовите первое слово, (наступили);
- Назовите второе слово, (холода);
- Как пишется начало предложения? (С большой буквы);
- Как пишутся слова в предложении? (Раздельно);
- Что ставим в конце предложения? (Точку).
- А сейчас, запишите красиво предложение и вас ждет обещанный сюрприз.
Дети записывают предложение.
Учитель выставляет живого хомяка.
5. Итоги урока:
- С какой новой буквой познакомились?
- Что больше всего запомнилось?
6. Домашнее задание творческое:
- Урок у нас необычный и задание будет тоже необычным – нарисовать рисунок хомяка.