Открытый урок "Литературное чтение" (1-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Система уроков чтения – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотности письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.

Использование на уроках развития речи различных методов и технологий – залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.

Планируя свой урок, старалась вовлечь в работу всех учащихся. Задания подбирала таким образом, чтобы интересно было читающим и слабо читающим детям. Во время чтения текстов использовала специальные приемы, направленные на развитие распределения объема внимания детей, их памяти и совершенствование техники чтения. На своем уроке учу детей самостоятельно сформулировать тему и цель урока, учу сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически и аргументировано рассуждать. Чтение слогов, слов с новой буквой совмещаю с осуществлением различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учетом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т.д. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным. Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться остальные дети. Все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, если при использовании традиционных методов обучения.

Цель:

  1. познакомить учащихся со звуками [з], [з,], буквами З з;
  2. формировать навык чтения слов с изученными буквами;
  3. развивать речь учащихся, фонетический слух, внимание, память;
  4. воспитывать любовь к природе.

Оборудование: сигнальные карточки, буквы, слоги, картинки с животными.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Чтение слогов

са ка ра ва на
со ко ро во но
су ку ру ву ну
сы   ры вы ны
си ки ри ви ни
се ке ре ве не

Составить из слогов слова.

2. Чистоговорка.

За-за-за – уходи домой коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.

3. Прочитать слова.

слон зубр зебра
волк лиса кабан
заяц белка жираф

III. Выделение звуков [з], [з,] из слов

1. Прочитайте слова.

зубр зебра
лиса кабан
белка жираф

2. Исключите из каждого столбика по одному слову по трем признакам.

3. Постройте схему этих слов.

4. Выделите из каждого слова первый звук, и охарактеризуйте его.

[з] – согласный, звонкий, твердый
[з,] – согласный, звонкий, мягкий

IV. Сообщение цели и темы урока

Ребят, кто может сформулировать тему урока

– Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [з], [з,] и буквами З з.

Цели урока:

  1. будем учиться выделять новые звуки из слов;
  2. читать слова с новой буквой;
  3. совершим экскурсию в зоопарк, познакомимся с разными животными.

V. Работа по теме урока

Ребята, а чтобы нам оказаться в зоопарке нужно выполнить задания, которые нам приготовили жители зоопарка.

1. (Картина с изображением белочки)

– Ребята, кто нам приготовил 1 задание?

Задание:

– Я хочу проверить, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки [з], [з,].

(Работа с сигнальными карточками)

Коза, земля, зонт, глаза, зебра, морозы, забор, зима, зерно.

– Ребята, а что вы знаете о белке.

Пушистая белка очень запасливая
В ее кладовой – все припасы к зиме
Белка быстра, легка и игрива.

2. Знакомство с буквами З з.

– Ребята, а какой буквой обозначаются звуки [з], [з,].

– Ребята, на что похожа буква З?

– Наши ученики сейчас прочитают стихи о букве З.

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.

3. (Картинка с изображением льва)

– А кто сейчас, приготовил нам задание?

Задание:

– Прочитать слоги.

за зо зу зы зи зе
аз оз уз ыз из ез

Прочитайте слова с заданными слогами

зерно зубы забор
мимоза золото зонтик
роза озеро Зина
зебра музыка зубр
морозы зима язык

Подчеркните в этих словах букву З, которая обозначает мягкий звук з – зеленым цветом, а твердый звук з – синим цветом.

– Ребята, а что вы знаете об этом грозном звере?

Сильный лев – царь зверей.
Важный вид льва настораживает зверей.

4. Ребята, а сейчас отгадайте загадку. И вы узнаете, кто вам приготовил следующее задание.

Лесники ее котят
Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это… (рысь).

Что вы знаете о рыси?

Задание:

Закончите предложение. (Текст записан на доске.)

В зоопарке покрасили…(забор). По полю бегал трусливый…(заяц). На ворота повесили новый…(замок). У Зины белоснежные…(зубы). Зоолог поел кормить…(зверей). Зоя раскрыла красивый разноцветный…(зонт). Захар увидел свое отражение в…(зеркале). Кот сидел на…(заборе).

Назовите слова с мягким согласным звуком [з,].

– Назовите слова с твердым согласным звуком [з].

VI. Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4 – 6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).

5. Работа по учебнику с. 94-95.

– А сейчас отправимся в зоопарк.

– Ребята, как вы понимаете значение слова зоопарк?

– А сейчас мы выполним задание, которое нам приготовила хитрая лисица.

Задание:

– Составьте предложения к заданным схемам.

6. Работа с текстом.

– Ребята, сейчас мы будем читать текст.

– Но сначала прочитаем слоги.

а) прочитать слоги:

зна пра кри
зве пре смо
зво про  

б) прочитаем слова, которые встретятся в тексте:

знакомые произнесите звонок
познакомила зазвенел крикнула

в) читает текст, подготовленный ученик

г) работа над содержанием.

– Кто стоит за забором?

– Кого узнали дети?

– Что крикнула Зина?

– Кто посыпает песком спину?

д) чтение за «диктором».

е) чтение «цепочкой».

7. Вставьте пропущенные буквы. (Текст у каждого ученика).

Нелетающий …онт.
Гулял …аяц по лесу и …онтик нашел. Вдруг видит – прямо из …арослей на него волк смотрит …лющими-пре…лющими гла…ами.
– З-з-западня, - …атрясся …аяц, - убегать по…дно. Встану-ка я на пенек под …онтик, может, волк меня …а г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под …онтиком, гла…а …ажмурил, …убами стучит от страха, но сам не шевелится.

А волк потихоньку с…ади подходит…

И тут, на …айцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он …онтик вместе с …айцем и поднял высоко в небо.

а) хорошо читающие ученики учатся читать текст за 1 мин.

б) остальные ученики работают над текстом с учителем:

– прочитать слова со звуком [з];

– чтение за «диктором»;

– повторное чтение «цепочкой».

в) работа над содержанием

– Где гулял заяц? Что нашел?

– Кто смотрел из зарослей на зайца?

– Как спрятался заяц?

– Что случилось потом?

VII. Знакомство с Красной книгой

VIII. Итог урока

Вот и закончился наш необычный урок.

– С какими звуками и буквой познакомились?

– Что узнали нового?

Список литературы:

1. Учебник: Русская азбука, Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Москва. Просвещение. 2002 г.