Система уроков чтения – один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Культура речи не ограничивается только грамотности письма, правильным произношением, а непременно выступает как необходимый момент целостной культуры личности. Так, например, речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». Задача педагога – соединить в сознании, чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не соединить, а раскрыть их взаимообусловленность. Только тогда сформируется такое отношение к языку, в котором нравственные и эстетические чувства окажутся неизбежными.
Использование на уроках развития речи различных методов и технологий – залог активной познавательной деятельности учащихся на уроке, так как взаимосвязанное обучение пробуждает интерес к знанию и сочетает в себе духовное, эмоциональное и интеллектуальное развитие. Данный тип интеграции так же позволит повысить уровень развития речевых умений у младших школьников.
Планируя свой урок, старалась вовлечь в работу всех учащихся. Задания подбирала таким образом, чтобы интересно было читающим и слабо читающим детям. Во время чтения текстов использовала специальные приемы, направленные на развитие распределения объема внимания детей, их памяти и совершенствование техники чтения. На своем уроке учу детей самостоятельно сформулировать тему и цель урока, учу сравнивать, сопоставлять, находить общее, логически и аргументировано рассуждать. Чтение слогов, слов с новой буквой совмещаю с осуществлением различных интеллектуальных операций: чтение слов с объединением их в группы с учетом того или иного признака; чтение слов с исключением каждого из них по самостоятельно найденному признаку; нахождение и чтение близких по смыслу слов и т.д. Это позволяет во время формирования навыка чтения активно работать над совершенствованием словесно-логического мышления и развитием других важнейших качеств интеллекта, делать процесс чтения более увлекательным и интересным. Чтение текста предусматривается с момента ознакомления школьников с первыми буквами. Первоначально оно рассчитано на читающих детей. Постепенно к этой работе начинают привлекаться остальные дети. Все это делает работу с текстом более интересной для детей и более результативной, если при использовании традиционных методов обучения.
Цель:
- познакомить учащихся со звуками [з], [з,], буквами З з;
- формировать навык чтения слов с изученными буквами;
- развивать речь учащихся, фонетический слух, внимание, память;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: сигнальные карточки, буквы, слоги, картинки с животными.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
1. Чтение слогов
са | ка | ра | ва | на |
со | ко | ро | во | но |
су | ку | ру | ву | ну |
сы | ры | вы | ны | |
си | ки | ри | ви | ни |
се | ке | ре | ве | не |
– Составить из слогов слова.
2. Чистоговорка.
За-за-за – уходи домой коза.
Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
3. Прочитать слова.
слон | зубр | зебра |
волк | лиса | кабан |
заяц | белка | жираф |
III. Выделение звуков [з], [з,] из слов
1. Прочитайте слова.
зубр | зебра |
лиса | кабан |
белка | жираф |
2. Исключите из каждого столбика по одному слову по трем признакам.
3. Постройте схему этих слов.
4. Выделите из каждого слова первый звук, и охарактеризуйте его.
[з] – согласный, звонкий, твердый
[з,] – согласный, звонкий, мягкий
IV. Сообщение цели и темы урока
Ребят, кто может сформулировать тему урока
– Сегодня на уроке мы познакомимся со звуками [з], [з,] и буквами З з.
Цели урока:
- будем учиться выделять новые звуки из слов;
- читать слова с новой буквой;
- совершим экскурсию в зоопарк, познакомимся с разными животными.
V. Работа по теме урока
– Ребята, а чтобы нам оказаться в зоопарке нужно выполнить задания, которые нам приготовили жители зоопарка.
1. (Картина с изображением белочки)
– Ребята, кто нам приготовил 1 задание?
Задание:
– Я хочу проверить, как вы умеете различать твердые и мягкие согласные звуки [з], [з,].
(Работа с сигнальными карточками)
Коза, земля, зонт, глаза, зебра, морозы, забор, зима, зерно.
– Ребята, а что вы знаете о белке.
Пушистая белка очень запасливая
В ее кладовой – все припасы к зиме
Белка быстра, легка и игрива.
2. Знакомство с буквами З з.
– Ребята, а какой буквой обозначаются звуки [з], [з,].
– Ребята, на что похожа буква З?
– Наши ученики сейчас прочитают стихи о букве З.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.
З не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
3. (Картинка с изображением льва)
– А кто сейчас, приготовил нам задание?
Задание:
– Прочитать слоги.
за | зо | зу | зы | зи | зе |
аз | оз | уз | ыз | из | ез |
– Прочитайте слова с заданными слогами
зерно | зубы | забор |
мимоза | золото | зонтик |
роза | озеро | Зина |
зебра | музыка | зубр |
морозы | зима | язык |
– Подчеркните в этих словах букву З, которая обозначает мягкий звук з – зеленым цветом, а твердый звук з – синим цветом.
– Ребята, а что вы знаете об этом грозном звере?
Сильный лев – царь зверей.
Важный вид льва настораживает зверей.
4. Ребята, а сейчас отгадайте загадку. И вы узнаете, кто вам приготовил следующее задание.
Лесники ее котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,
Потому что это… (рысь).
– Что вы знаете о рыси?
Задание:
Закончите предложение. (Текст записан на доске.)
В зоопарке покрасили…(забор). По полю бегал трусливый…(заяц). На ворота повесили новый…(замок). У Зины белоснежные…(зубы). Зоолог поел кормить…(зверей). Зоя раскрыла красивый разноцветный…(зонт). Захар увидел свое отражение в…(зеркале). Кот сидел на…(заборе).
– Назовите слова с мягким согласным звуком [з,].
– Назовите слова с твердым согласным звуком [з].
VI. Физкультминутка.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4 – 6 раз),
Прыгать и скакать (10 прыжков).
5. Работа по учебнику с. 94-95.
– А сейчас отправимся в зоопарк.
– Ребята, как вы понимаете значение слова зоопарк?
– А сейчас мы выполним задание, которое нам приготовила хитрая лисица.
Задание:
– Составьте предложения к заданным схемам.
6. Работа с текстом.
– Ребята, сейчас мы будем читать текст.
– Но сначала прочитаем слоги.
а) прочитать слоги:
зна | пра | кри |
зве | пре | смо |
зво | про |
б) прочитаем слова, которые встретятся в тексте:
знакомые | произнесите | звонок |
познакомила | зазвенел | крикнула |
в) читает текст, подготовленный ученик
г) работа над содержанием.
– Кто стоит за забором?
– Кого узнали дети?
– Что крикнула Зина?
– Кто посыпает песком спину?
д) чтение за «диктором».
е) чтение «цепочкой».
7. Вставьте пропущенные буквы. (Текст у каждого ученика).
Нелетающий …онт.
Гулял …аяц по лесу и …онтик нашел. Вдруг видит – прямо из …арослей на него волк смотрит …лющими-пре…лющими гла…ами.
– З-з-западня, - …атрясся …аяц, - убегать по…дно. Встану-ка я на пенек под …онтик, может, волк меня …а г-г-гриб п-п-примет.
Так и сделал. Стоит на пеньке под …онтиком, гла…а …ажмурил, …убами стучит от страха, но сам не шевелится.
А волк потихоньку с…ади подходит…
И тут, на …айцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он …онтик вместе с …айцем и поднял высоко в небо.
а) хорошо читающие ученики учатся читать текст за 1 мин.
б) остальные ученики работают над текстом с учителем:
– прочитать слова со звуком [з];
– чтение за «диктором»;
– повторное чтение «цепочкой».
в) работа над содержанием
– Где гулял заяц? Что нашел?
– Кто смотрел из зарослей на зайца?
– Как спрятался заяц?
– Что случилось потом?
VII. Знакомство с Красной книгой
VIII. Итог урока
– Вот и закончился наш необычный урок.
– С какими звуками и буквой познакомились?
– Что узнали нового?
Список литературы:
1. Учебник: Русская азбука, Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Москва. Просвещение. 2002 г.