Урок развития речи в 3-м классе по теме «Изложение текста "Снеговик" на основе зрительного восприятия по коллективно составленному плану»

Разделы: Начальная школа


Цели :

  1. Обучать учащихся письменной передачи текста;
  2. Уточнение представлений о структуре текста.
  3. Обучать детей озаглавливать части;
  4. Развивать умения последовательно передавать по плану содержание прочитанного ;

Оборудование: Опорные  слова,снеговик (сборный),картины зимы, тексты,   задания (дифференцированные по группам).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

Отгадайте загадку :
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет
Когда это бывает ?
(зимой)

 -Ребята,а какие признаки зимы вы знаете ?
- Да, наступила зима, она принесла с собой ветер, метель, вьюгу, пургу, раскинула   свой белый,серебристый ковёр; этим ковром она покрыла поля, дорожки, тропинки. Мороз  нарисовал на окнах пушистые ветки сосен,стало  холодно, морозно.
Но,ребятам, весело  и  пусть мороз щиплет за щёки и нос они продолжают играть  в  свои  весёлые игры !
- А  какие зимние  игры вы знаете ?
- Посмотрите, какие  зимние игры изображены  на картине ?
(рассматривают картину)

3.Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем писать изложение ,которое называется ……..
Отгадайте как будет называться   :

Он с ведром на голове,
И с морковкой на лице,
Он весёлый, озорной,
Но растает он весной.(снеговик)

Правильно, наше изложение  называется «Снеговик»
-  А как вы думаете почему его так назвали ?
(ответы детей )
А   теперь послушайте откуда произошло это слово Снеговик – это  фигура вылепленная из снега,состоящая из трёх круглых  комочков поставленных вертикально друг на друга.

4.Знакомство с текстом.
(чтение  учителем)
Снеговик.
Весь день шёл мягкий пушистый снег.Дети решили слепить    снеговика.
Мальчики  скатали три снежных кома и положили их другна    друга .Девочки сделали из угольков глаза, из морковки – нос, из веток- рот.На голову надели старое  ведро. В руку дали метлу.
Хороший  получился снеговик !
( чтение детьми )

5. Работа над текстом.
- Какой снег  шёл  весь  день ?
-  Что решили сделать  дети ?
-  Что сделали мальчики ?
-  Что сделалидевочки ?
-  Что надели снеговику  на  голову ?
- Что ему дали  в руки ?
-  Какой  получился снеговик ?  Хороший

6.Работа над планом.
-  Скажите из скольких частей состоит наш текст ?
-  Какие это части? (начало, основная часть, концовка )
- А  теперь давайте попробуем озаглавить каждую часть т. е. составим  план ( работа в группах , далее выслушиваем по 1 человеку)

Примерный план:
1.Зимний денёк.
2.Дружная работа.
3.Снеговик  готов.

7.Работа над пересказом по  плану.
(работа в группах )
Пересказ по плану:
Прочитайте 1 часть – перескажите.
Прочитайте 2 часть – перескажите.
Прочитайте 3 часть -  перескажите.
Чтение всего текста пересказ в группах.

8. Физ.минутка.

Давайте отдохнем.
Мы пришли в зимний  лес.
Сколько здесь разных чудес.
Слева ёлка стоит,
Справа берёзка  шелестит.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Только волк в лесу   рыщет ,
Он себе добычу ищет.
А медведь в берлоге спит ,
Так всю зиму и проспит.
(дети  показывают движения)

9. Орфографическая подготовка.
-  Давайте посмотрим  какие орфограммы нам  встречаются в тексте.
(  ответы детей)
-  Теперь поработаем  над каждой орфограммой  отдельно:
1.  Найдите слова - Ь - (весь,день,слепить,мальчики,угольков)
- Какую  «работу» выполняет мягкий знак?(смягчает)
2.  Найдите в  тексте слово с сочетанием ЧК(девочки)
3. Вставьте пропущенные буквы ,объясните написание гласных после шипящих:
пуш   стый  реш  ли полож ли  хорош  й
4. Объясните  написание  согласных   в  словах :
мя   кий  сне_  дру _   но _  ро_  морко  ка
5. Подберите проверочные слова:
снеговик  слепить скатали  глаза  ведро   метла
6. Найдите в тексте словарные слова.
мальчики девочки хороший морковка 
-Давайте прочитаем их по слогам и запомним как они пишутся.
7.  Обратите внимания на слова,которые встречаются в тексте с трудным  написанием:
шёл    сделал  надели   получился   положили

Итак , все  орфограммы  разобрали и для того, чтобы вспомнить  «Оживим   текст»
(  Учитель читает текст,а дети собирают картинку у доски)

10. Письмо изложения.
Дети пишут по группам.

  1. группа (сильная ) – пишут сами;
  2. группа (средняя) – по опорным  словам;
  3. группа (слабая)  -  по вопросам;

11. Самопроверка.

12. Чтение изложения. Подведение  итогов.
( Дети читают по 1 человеку из группы )
- Что мы делали на уроке?
-  Как оно называлось?
-  Что вам понравилось на уроке ?
Сегодня вы все старались,молодцы!