I. 1. Учебно-воспитательные задачи.
2. Оборудование урока.
3. Техника выполнения аппликации из опилок
II. Ход урока:
- Организация урока.
- Сообщение темы и целей урока.
- Основная часть:
- Вводная беседа.
- Подготовка рабочего места.
- Правила работы с инструментами.
III. Практическая работа.
IV. Cборка деталей.
- Итог урока.
- Приложение.
Учебно-воспитательные задачи урока:
- Дать сведения о работе с природным материалом;
- отрабатывать навыки работы по аппликации из крашенных опилок;
- обучать работе с природным материалом, совершенствовать умение изготовлять аппликацию из природного материала;
- совершенствовать навыки правильной подготовки рабочего места к работе;
- воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, культуру поведения за столом;
- развивать кругозор, художественный вкус.
Оборудование урока: 1. Детям: ножницы, клей ПВА, кисточка, фломастеры, бумага, шаблоны, подкладная доска, природный материал (крашеные опилки), салфетки для рук.
2. Компьютер для показа презентации, мультимедийный проектор, колонки, экран, образец аппликации, магнитная доска.
Техника выполнения аппликации из опилок: Опилки просеивают через сито, чтобы не было крупной щепы, и окрашивают по аналогии с яичной скорлупой в различные цвета. После просушки опилок на газете ссыпают их в коробочки или мешочки по цветам. Переносят рисунок на основу, смазывают небольшие участки клеем и присыпают опилками. Остатки опилок стряхивают. Мелкие детали дорисовывают краской или фломастерами.
ХОД УРОКА
I. Организация начала урока.
1. Игра на внимание.
2. Учитель: Здравствуйте! Садитесь.
(слайд 1) Звучит песня в исполнении Леонида Утесова.
- Вы слышите песню «У самовара я и моя Маша», ставшей знаменитой в середине прошлого столетия, благодаря великому исполнителю Леониду Утесову.
II.Сообщение темы и целей урока.
- Не случайно сейчас звучит эта песня. Текст этой песни связан с тем, что мы изготовим своими руками на уроке.
Прочитайте тему урока (на экране) и найдите связь нашей темы с этой песней.
- Сегодня мы будем выполнять аппликацию из отходов от природного материала - опилок. - Опилки – отходы какого природного материала? (древесины)
- Предмет изготовления аппликации – чайный сервиз. Но сервиз будет не обычным. Вы не сможете попить из него чай, но зато можете украсить столовую, детскую комнату, кухню.
Чтобы сервиз выглядел красивым, мы опилки окрасили в красный и синий цвета.
(на магнитной доске образец чайника и бокала)
- Работать надо вместе: дружно, складно, аккуратно. От работы каждого зависит общий результат.
III. Основная часть.
1. Вводная беседа с использованием словарной работы.
- Сегодня на уроке мы будем выполнять аппликацию.
- Кто знает, что такое аппликация? Вы с этим словом встречались уже при работе с бумагой.
(слайд 2) Аппликация — художественная техника создания изображений из наклеенных или нашитых на основе кусков ткани, растительного материала, кожи, опилок и т.д.
- Обратите внимание на написание этого слова.
- В переводе с латинского слово «аппликация» означает «прикладывание». Издавна люди украшали свое жилище. А как это сделать? Из чего? Конечно, легче всего это было сделать из доступного материала. В первую очередь- из отходного материала: лоскутков, которые ваша мама не выбрасывает а использует для обновления старой одежды, крашения одежды.
Из лоскутков кожи люди делают заколки, картины и т.д.
Постепенно люди научились создавать целые картины из природного материала. Сегодня мы с вами также попробуем это сделать. Но мы будем использовать опилки.
- Нам потребуется шаблон.
2. Подготовка рабочего места.
- Посмотрите на образец и скажите, что потребуется для выполнения нашей работы? (дети отвечают)
- Давайте проверим, все ли вы назвали. А проверить это мы можем, разгадав загадки. (слайд 3) (Читают дети)
1. Два конца, два кольца,
Посерёдке гвоздик. (Ножницы)2. Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдет-
Каждый след его поймет. (фломастеры)3. С помощью чего можно соединить две половинки, если нет ни гвоздя, ни молотка? (Клей)
(слайд 4) 4. Тетя с длинною косой мажет клей одной рукой. (Кисть)5. Из альбома Аркашки
Вечно сыплются … (бумажки)6. Из под пилы у Данилки
Сыплются … (опилки)
- Все загадки отгадали.
-Что у нас лежит на парте? (ножницы, клей, кисточка, фломастеры и опилки, салфетки)
(слайд 5) 3) Правила работы:
- Прежде, чем приступить к работе нужно вспомнить технику безопасности и правила работы с
инструментами.
- Какие правила безопасности вы должны соблюдать при работе с ножницами? (ответы детей)
- А теперь давайте проверим, все ли правила вы вспомнили: (с щелчок мыши или кнопка со стрелкой (на клавиатуре)
1. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ при работе с ножницами: (дети читают с экрана)
- Ножницы — острый инструмент.
- Не держи ножницы концами вверх.
- Не оставляй ножницы в открытом виде.
- Передавай ножницы в закрытом виде кольцами в сторону товарища.
- При работе следи за пальцами левой руки.
- Без разрешения учителя не бери инструменты.
4. Без разрешения учителя не брать инструменты.
(слайд 6) 2. РЕЗАНИЕ БУМАГИ НОЖНИЦАМИ:
а) по прямой линии: резать серединой лезвия, смотреть на
конец ножниц, направляя их вдоль линии;
б) по кривой линии: смотреть на место разреза, плавно поворачивая левой рукой материал;
(слайд 7) 3. ПРАВИЛА РАБОТЫ КИСТЬЮ:
- Держи кисть вертикально к намазываемой поверхности.
- Размашистыми движениями от середины к краям нанеси клей тонким слоем на всю поверхность детали.
- Наложи детали на смазанную клеем поверхность.
- Прижми через салфетку, убрав лишний клей.
- Работай на подкладной доске, если она бумажная, то по мере загрязнения — меняй.
- Следи за чистотой рук.
- Вытирай влажной тряпочкой руки.
- После работы тщательно убери рабочее место, вымой кисть, руки.
- Мы повторили правила работы с инструментами. Теперь можно приступать к выполнению практической работы.
Физминутка. (звучит музыка)
- Прежде, чем приступить к практической работе давайте разомнемся:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
- Теперь тихонько садитесь.
Ш. Методическая последовательность. Практическая работа.
- Рабочее место подготовили, правила безопасности повторили, размялись. Наступило время для практической работы.
- Наша работа построена поэтапно.
- К следующему этапу выполнения работы мы перейдем только тогда, когда все закончат предыдущий этап. Поэтому выполнять задание надо быстро, дружно, аккуратно.
(слайд 9)- Вам будет помогать известный персонаж мультфильмов Микки – Маус, который будет указывать этапы работы.
- Читаем первое задание: (на экране все этапы выполнения появляются постепенно, с помощью щелчка мыши или кнопки со стрелкой (на клавиатуре)
1. Перевести рисунок на лист бумаги, по шаблону.
- Так как мы подготовили опилки двух цветов – красного и синего, бокал мы сделаем красным, а кружочки на бокале –синие.
- Накладываем шаблон бокала на лист бумаги и обводим его красным фломастером.
- Все выполнили работу? (учитель следит за выполнением )
- Обводим кружочки синим фломастером.
- Приступаем к следующему этапу работы.
2. Вырезать бокал ножницами.
(слайд10) 3. Намажем клеем все синие кружочки .
4. Возьмем опилки синего цвета и присыплем эти кружочки.
5. Придавливаем к основе через салфетку.
6.Остатки опилок стряхнуть.
Работу свою выполнили. Молодцы!
(слайд11) 7. Порядок работы для красного цвета повторить.
IV. Уборка рабочего места. (собрать мусор в три мусор мешка)
V. Оценивание каждой работы.
Физминутка.
А в Кашире дети жили,
Самовары мастерили.
И тихонько, без забот
Организовали выставку работ.
(слайд12) VI. Сборка деталей чайного сервиза (на магнитной доске).
Анализ коллективной работы
-Самая дорогая вещь – эта та вещь, которая выполнена своими руками.
- У нас получился красивый сервиз на 12 персон.
– Когда и с какой целью мы используем чайный сервиз? (Когда приходят гости.)
- Правильно. Давайте вспомним правила поведения за столом.
Правила поведения за столом:
1. Не кладите локти на стол.
2. Не тянитесь через стол – положить блюдо в тарелку можно попросить рядом сидящего.
3. Есть с аппетитом - не значит есть торопливо.
4. Торты, пирожные и другие кондитерские изделия едят вилочкой для пирожных.
5. Следует помнить, что ложечкой чай только помешивают, после чего ее сразу же кладут на блюдце.
– Послушайте еще несколько полезных советов. (слайд13-14)
VII. Итог урока.
- Вы все сегодня молодцы. Работали дружно, все вместе, ведь от работы каждого зависел общий результат. Каждый из вас изготовил бокал для чайного сервиза. Получилась прекрасная картина.
Какой вид работы вы использовали для изготовления бокала, а я для изготовления самовара и чайника? (аппликация)
Какой материал мы использовали? (опилки)
- Опилки – это отходы какого природного материала? (древесины)
- Чему нас учит использование отходного материала? (бережливости, экономии). Это очень важно в условиях нашей жизни.
(слайд15)- На Руси с давних времен принято пить чай. Представьте себе картину: на столе стоит самовар, на самоваре заварной чайник, а вокруг самовара чашки для чая. Вся семья собралась за столом. (звучит песня «У самовара я и моя Маша)
Еще на уроке мы повторили правила поведения за столом. Мы надеемся, что вы их никогда не забудете, и будете применять.
Наш урок закончен. До свидания! (слайд16)