Рабочая тетрадь (период Древности и Средневековья)

Разделы: История и обществознание


Задание № 1. Восстановите порядок. Составьте из приведённых ниже слов и словосочетаний предложения, вы побываете в нескольких этапах становления человечества.

В, жили австралопитеки , Северной и Южной Азии, , Восточной Африке, принято считать, еще не умели их обрабатывать, но, что они использовали, скорее всего, в качестве оружия палки и острые камни.

не умели, первоначально, огонь, люди, в очагах, разжигать, его, служили, источником, лесные и степные пожары, случайно возникшие, отголоском памяти, добытый огонь, постоянно поддерживался, древнегреческая, знание об огне, похитившем у богов, , выступает о весьма, легенда о Прометее, вероятно, давних временах,

наибольшей загадкой, уяснение природы, был он сам, процесс познания, для человека, интеллектуальной деятельности, связанных с ней, и, способностей.

первобытная магия, на вере, в возможность словами, символическими действиями, строилась, и, рисункам, и, и других людей, в особую значимость снов, воздействовать на отдаленные предметы, ранние верования, определенную рациональную основу. имели под собой, однако, иногда действительно, нередко становились оковами, они, для дальнейшего познания мира, иногда действительно.

функцию денег, играли, в, мира, пригодные, различные, разных районах, предметы, как правило, достаточно редкие, и, в то же время, для употребления.

Задание № 2. Впишите в текст недостающие слова.

Общепринятым стало деление исторического пути, пройденного человечеством, на __________________________________________________________

Протяженность ______________________________ определяется более чем в 1,5 млн. лет. При ее изучении на помощь истории приходит ______________________. По остаткам древних орудий, наскальным рисункам и захоронениям она изучает культуры прошлого. Реконструкцией облика первобытных людей занимается наука __________________.

На протяжении этой эпохи происходит становление человека современного типа (около 30-40 тыс. лет назад), постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства и собирательства к ________________________________.

Отсчет истории Древнего мира ведется с возникновения ____________________ (IV-III тысячелетия до н.э.). Это было время раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства (хотя и не во всех государствах древности оно имело большое хозяйственное значение). Своего расцвета рабовладельческий строй достиг в период _________________ (I тысячелетие до н.э. - начало н.э.), подъема цивилизаций ___________________________________________.

задание № 3. Проанализируйте и объясните понятия и ситуацию.

Понятия: матриархат, патриархат. Почему переход от матриархата к патриархату сыграл огромную роль в становлении семьи. Как связаны между собой процессы: складывание частной собственности и переход к патриархату.

Вопросы и задания к теме:

"Древний мир"

Задание № 4. Заполните схему "Социальная структура Древнего Египта"

Задание № 5. Решите задачу.

Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет "даром Нила"? Подумайте, прав ли был Геродот?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 6. Объясните.

Почему с наступлением железного века, совершенствованием орудий труда возникали и поднимались новые религии? Что общего между ними? Назовите эти религии, раскройте суть каждой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы и задания к теме:

"Античная эпоха"

Задание № 7. Знание + внимание

Кто из нас не мечтает о путешествиях! Новые страны, острова, земли, города! Но путешествия - это не только открытия, это трудности, необходимость быстро решать многие вопросы, опасности, подстерегающие в пути. Не каждого возьмут в путешествие. А возьмут ли вас? Это вы узнаете, если правильно подскажите путнику географические названия.

Город Кум Город на реке Тибр
Афины Земля пастухов и земледельцев
Спарта Государство, где Александр Македонский провозглашен сыном Бога
Рим Основано дорийскими племенами и расположено на Пелопоннесском пол-ве
Скифы Крупнейший центр торговли Западного Средиземноморья в IX до н. э.
Македония Обитатели причерноморских степей, которые нанесли поражение персам
Египет Первая греческая колония, основанная в 750 г. до н. э. на побережье Италии
Карфаген Родина демократии

Задание № 8. Заполните таблицу "Пунические войны"

Дата Причины Последствия
     

Задание № 9. Составьте кроссворд из ключевых слов

Крит, Кум, полис, демократия, Афины, Спарта, этруски, латины, сенат, патриции, плебеи, пролетарии, трибуны, Македония, стоики, киники, пуны, Ганнибал, Спартак.

Вопросы и задания к теме:

"Крушение Империй"

Задание № 10. Отгадав ребусы, вы получите названия народов, проживавших в Евразии в I - II вв.

Задание № 11. Решите кроссворд

По горизонтали: 1 . В переводе с латыни означает "домочадцы" - во всех европейских языках этим словом обозначают семью. 5. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей. 8. Самый большой остров в Средиземном море. 9. Древнее государство на Апеннинском полуострове. 12. Раб, отпущенный на свободу или выкупившийся, но остававшийся в разной степени зависимости от бывшего владельца. 14. Герой античной литературы; беглый раб, спасавшийся в течение трех лет в одной пещере с вылеченным им львом. 16. Представитель власти в римской провинции.

По вертикали: 2. Главное помещение с верхним светом в древнеримском жилом доме. 3. Современное государство на юге Европы, в центральной части Средиземноморья. 4. В переводе с латыни означает"защитник", "покровитель". 6. Человек, владеющий рабами. 7. В переводе с латыни означает "подопечный". 10. В Древнем Риме раб, военнопленный или другой человек, которого заставляли сражаться на арене цирка с другими такими же людьми или с дикими зверями. 1 1 . Действующий вулкан на юге Италии, недалеко от Неаполя. 13. Крупное земельное владение. 15. Римский полководец. Сторонник Суллы (нажился на казнях и конфискациях во время проскрипций Суллы). Подавил восстание Спартака.

Задание № 12. Восстановите порядок.

Перепутаться могут не только слова, но и буквы. Найдите каждой букве своё место и прочитайте слово.

1. яцинвопри; 2. жмольаве; 3. нкуолс; 4. капулерсиб; 5. рыба; 6. пирмияе; 7. галлон; 8. фтаматери; 9. нграждани; 10. кротистара.

История Средних веков

Вопросы и задания к теме:

"Период раннего средневековья"

Задание № 13. Впишите в текст недостающие слова

На территории Римской империи еще в III-IV вв. утвердилось _____________________, в котором использовался труд _______________________ (колонов). Они должны были отдавать часть урожая ее владельцу (________), нести иные повинности за право пользования землей. С падением империи многие поместья перешли к новым хозяевам - королям и знати "варварских" государств. Однако система хозяйствования не изменилась.

Основные перемены произошли в _______ и _______________Европе, где первоначально преобладали сельские________________, в которых земля находилась в общей собственности. В IV-VI вв. родовая община была вытеснена _________________. Она характеризовалась не столько родственными связями, сколько _______________________. Вероятно, это было следствием Великого переселения народов, когда многие племена перешли на новые земли, где уже было оседлое население.

Собственностью соседской общины считались лишь _____________________________ (леса, луга). Пахотная земля принадлежала непосредственно обрабатывающим ее малым семьям, которые могли ________________________, ____________, ________________.

 Задание № 14.Заполните схему.

Вассальные отношения на франкских землях, согласно иерархии.

 

Задание № 15. Объясните

В чём заключается причина распада Арабского халифата? На какие конфессии разделились мусульмане?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы и задания к теме:

"Эпоха классического средневековья"

Задание №16. Закончите перечисление городов и дайте ответ на вопрос:

ВXII-XIII вв. самоуправляющими были многие города Северной Италии (Венеция, Генуя, Флоренция, Болонья, :), Германии (Любек, Нюрнберг, :), Северной Франции и Фландрии (Амьен, Сен-Кантен, Суассон, Гент, Брюгге, Лилль, :)

Почему города в период классического средневековья расширялись и богатели?

Задание № 17. Дайте ответ на вопрос:

Как известно, что первый крестовый поход состоялся 1096 году.

Против кого и кем он был организован, кто участвовал в этом походе, чем он закончился, сколько походов по той же самой причине было организовано и как такие походы назывались в период классического средневековья?

Задание № 18. Проверьте свои знания.

"В лето 6731 (1223 г.) по грехам нашим пришли народы незнаемые... Пришла неслыханная рать, называемая татары, их же никто ясно не знает. Кто они и откуда пришли, и каков их язык, и какого племени они", - написал русский летописец после битвы на Калке. А что могли бы рассказать летописцу о монголо-татарах вы?

Веревка с затягивающейся петлей для ловли лошадей.

А        

Имя хана, напавшего на Русь в 1237 году

Б        

Часть света - место появления мощной державы степных кочевников.

В          

Племена, имеющие сходства с монголами в межплеменной борьбе за первенство, но существовавшие ранее.

Г              

Старший сын Чингисхана.

Д        

Имя отца Чингисхана.

Е          

Чувство, которое монголы утоляли, употребляя лошадиную кровь.

Ж        

Во главе какого улуса встал Батый.

З                

Название реки Волги в средневековой арабской и персидской литературе

И        

 Общий съезд монгольских вождей.

К              

Животное, которое являлось не только средством передвижения скотоводов, но и верным другом на охоте и войне, оно давало мясо и молоко татаро-монголам.

Л          

Вопросы и задания к теме:

"Европа на рубеже нового времени"

Задание №19. Объясните происхождение следующих слов :

Ориентация______________________________________________________________;

Карантин________________________________________________________________;

Манускрипт______________________________________________________________;

Пистолет_________________________________________________________________;

Конкистадоры_____________________________________________________________;

Задание №20. Ответь на вопросы:

Колумб в своём дневнике писал: "Я делаю всё возможное, чтобы оказаться там, где мне удастся его найти". Что искал Колумб? __________________________________

Племена майя, выбирая участок под будущее поле, отдавали предпочтение местам, которые густо поросли кустами и большими деревьями. Почему?_______________

__________________________________________________________________________

Именем этого человека назвали континент, хотя первооткрывателем был совершенно другой путешественник - Христофор Колумб. Кто этот человек и почему произошла такая "несправедливость".__________________________________________________

_________________________________________________________________

_______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Задание №21. На карте отметь морские пути в эпоху Великих географических открытий и заполни таблицу "Великие географические открытия".

Путешественник Дата путешествий Открытия Значение открытий для Европы