Урок математики по теме "Квадратный дециметр" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели: 

  • Познакомить с новой единицей измерения площади - квадратным дециметром.
  • Закреплять умение находить площадь прямоугольника и квадрата.
  • Совершенствовать знания таблицы умножения, умения решать задачи.
  • Развивать мышление, математическую речь, интерес к математике.

Оборудование: Доска с записью числа, темы урока, учебник математики (3 класс, автор М. И. Моро и др.), геометрические фигуры на каждого ученика.

Ход урока

1. Орг. момент.

Веселый прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

Задание 1

Разминка

  • Какое сегодня число?
  • Какое сейчас время года?
  • Назови шестую букву алфавита?
  • Какое число следует за числом  59,88,99?
  • Увеличьте 5 в 6 раз?
  • Сколько недель в 42 днях?
  • В каком государстве мы живем?

Задание 2

Расшифруй пример:

К*Ч=35

С*А=32

Л : В=8

Х*У=45

К : У=7

В : Т=6

Задание 3

В цирке выступали обезьянки на двух- и трехколесных велосипедах. Сколько было тех и других велосипедов, если всего было 8 велосипедов и 21 колесо?

Задание 4

Выполни преобразования:

8м60см = …дм

25дм = …м…дм

83см = …дм…см

60см = ...дм…см

Какие единицы измерения знаете?  Какие это единицы измерения?

Задание 5

Периметр прямоугольника равен 20 см. Чему могут быть равны его стороны? Найдите площадь.

В каких единицах измеряется площадь?

Что такое квадратный сантиметр?

Индивидуальная работа

Карточка 1

Установи порядок действий, вычисли.

4*7-25:5=

(83-20):9=

8*5+3*8=

64-4*6+6=

2+48:6-7=

64:8*4=

Карточка 2

Реши уравнения

х*4=36

х:5=9

42:у=7

Карточка 3

Масса арбуза 6 кг, а масса тыквы в 2 раза больше. Чему равна масса арбуза и тыквы вместе?

3. Работа над новой темой

Практическая работа

а) У каждого ученика на парте лежит квадрат:

- Измерьте длину сторон квадрата

- 10см – это линейная единица. Замените ее наибольшей единицей измерения.

- Как иначе сказать?

- Какова длина сторон?

- Мы с вами получили новую единицу измерения площади.

- Кто догадался, как она называется?

- Определите тему нашего урока

б) Работа в парах:

Сейчас объедините свои квадраты.

- Сколько квадратных дециметров площадь получившейся фигуры?

- Как это записать?

в) Работа в группах:

Сложите фигуру из 4  квадратов.

- Какова площадь этой фигуры?

- Как записать?

- Вспомните,  формулу нахождения площади квадрата. (На доске вывешивается карточка.)

Sкв. = a*a

г) Найдите площадь ваших квадратов в дециметрах

Sкв. = 1*1 =1 дм2

д) А теперь вычислите  площадь  своих квадратов в сантиметрах. 

 Вспомните, какова длина стороны в сантиметрах?

Sкв. = 10*10= 100 см2.

Посмотрите на полученные результаты.
Что вы можете сказать?

(1дм2=100 см2)    Запись на доске и в тетрадях.        

- Верно,  ведь размеры квадрата не изменились.

- Мы с вами сделали еще одно открытие.

- Сделайте вывод.

е) Давайте проверим наши предположения

Прочитаем параграф  стр. 60

- Подтвердились наши предположения?

ж)  Работа по учебнику

Стр.60, задание №1

- Объясните, как подсчитать, сколько квадратных сантиметров содержится в квадратном дециметре?

- Сделайте вывод.

Стр. 60, задание № 2

На обороте учебника изображен квадратный  дециметр. Красными линиями выделены два прямоугольника. Найди площадь каждого из них.

- Как будем искать площадь прямоугольника?

Задание выполняется  по вариантам.

1 вариант - находит площадь маленького прямоугольника.

2 вариант - находит площадь большего прямоугольника.

Проверка: ученик с места проговаривает решение.

Стр. 60, задание № 3

Как вычислить площадь прямоугольника?

Самостоятельно запишите решение.

Проверка: один учащийся записывает решение на дощечке и выходит к доске.

Физминутка

Учитель называет числа, если число кратно 6, то учащиеся  хлопают в ладоши, если число не делится на 6, приседают.

18,21, 24, 6, 12,15, 14, 36, 25, 42, 38, 48, 54.

4. Работа над пройденным материалом.

Решение задач.

Задача записана на доске.

Три чашки купили за 18 рублей. Сколько денег нужно, чтобы купить 6 таких чашек?

Прочитайте задачу.

- О чем говориться в задаче?

- Что сделали с чашками?

- Что такое 18р.?

- 3 чашки?

- Какие были чашки?

- Какова цена 1 чашки?

- Что надо узнать в задаче?

Как удобнее записать краткую запись задачи?

Задание для сильных учеников:

Записать самостоятельно краткую запись, составить программу решения, записать решение и ответ.

Цена

Количество

Стоимость

?

3 шт.

18 р.

?Одинаковая

6шт.

?

Со слабоуспевающими учащимися провести полный разбор задачи.

Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему?

Можем узнать  цену 1 чашки?

Каким действием?

Зная цену 1 чашки, можем узнать, сколько денег потребовалось на 6 таких чашек?

Каким действием?

Запишите решение.

Проверка: Сколько  денег заплатили за 6 чашек?

5. Самостоятельная работа

Задание для сильных учеников

Расставь скобки так, чтобы равенства были верными.

7+2*9-4=77

7+2*9-4=17

9+18:3+6=11

9+18:3+6=15

Задание для слабых учеников стр. 61 №7

Решить  1,2 столбики

Один ученик решает с обратной стороны доски.

Проверка с доски

6. Итог урока

Какое открытие сделали на уроке?

Где можно использовать новую единицу измерения?

Домашнее задание.

Стр. 61, №5, стр. 67, №6

Использованная литература

О.А.Мокрушина «Поурочные разработки по математике 3 класс», М: «Вако», 2007