Формирование исследовательской позиции учащихся средствами технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" (на примере урока-исследования "Своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина")

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Цель и задачи урока. Исследуя идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова - Щедрина, доказать, что жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народа. Вызвать интерес к сказкам Салтыкова-Щедрина и нравственным проблемам, поднятым в сказках, формировать исследовательскую позицию учащихся.

Оборудование урока. Материалы для групповой работы (карточки с заданиями и справочным материалом, таблички с литературоведческими терминами), портрет М. Е. Салтыкова - Щедрина, бумага, фломастеры, мультимедийный проектор для демонстрации презентации, подготовленной учащимися к уроку.

Этапы урока: мотивация, осмысление, рефлексия.

...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению;
его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного
и политического нашего устройства...

I. МОТИВАЦИЯ

1. Вступительное слово учителя сопровождается мультимедийным показом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

Дома вы читали сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Творчество Салтыкова-Щедрина разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, рассказы, статьи, рецензии.

Сказки - итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути писателя. Писателем написано 32 сказки " для детей изрядного возраста". Щедрин не предназначал свои сказки для детей, однако и для взрослых они были непросты. Значителен и тот факт, что печатались сказки нелегально. Цензура в печать их не пропускала.

Возникают вопросы: Почему сказки Салтыкова-Щедрина не разрешали печатать? В чем их своеобразие?

На эти и другие вопросы мы будем вместе искать ответы.

2. Обозначим тему нашего урока: "Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина".

3. Главной целью работы на уроке определим исследование данной темы.

4. Выскажите ваши предположения.

  • Почему сказки Салтыкова-Щедрина не печатали?
  • Каковы особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?
  • Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Ребята предполагают, что в сказках есть сатира на современную М.Е. Салтыкову-Щедрину действительность, сочетание вымысла и реальности, фантастического и комического с элементами фольклора. Отмечают, что необычная форма и содержание продиктованы необходимостью обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни России XIX века и обойти цензуру.

5. Обращение к эпиграфу урока.

Цензор Лебедев дал такое заключение: ": то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства:".

(Зачитывается эпиграф.)

6. Гипотеза. (Гипотезу формулируют сами учащиеся).

Предположим, что сказки Салтыкова-Щедрина - едкая сатира, направленная против общественных пороков и общественного устройства России второй половины 19 века. Жанр сказки позволяет писателю в завуалированной форме обратить внимание на злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту интересов народа.

Данную гипотезу мы можем доказать или опровергнуть в ходе исследования.

II. ОСМЫСЛЕНИЕ

Начнём исследование.

Учащиеся предлагают начать работу с определения задач, затем продолжить исследование в группах.

Учитель предлагает применить приём "Зигзаг": начинается исследование в рабочих группах, продолжается - в группах экспертных.

Определим задачи исследования.

Ребята предлагают задачи:

  • провести анализ художественной формы и идейного содержания сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина;
  • выявить особенности формы и содержания сказок, сопоставив сказки писателя с народными;
  • обобщить полученные результаты и сделать вывод;
  • представить (защитить) результаты исследования.

Исследование в рабочих группах.

Пять рабочих групп, сформированных ранее (по желанию учащихся), дома читали сказки: "Дикий помещик", "Премудрый пескарь", "Коняга", "Карась- идеалист", "Самоотверженный заяц".

Каждая рабочая группа на уроке анализирует одну сказку, доказывая или опровергая гипотезу.

Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме.

Рабочие группы становятся экспертами в области изучения определенной сказки.

Рабочая группа, выявив особенности сказки Салтыкова-Щедрина, обсуждает и планирует эффективные способы передачи информации вновь созданным (экспертным) группам.

Для облегчения решения исследовательской задачи для каждой группы учителем подготовлен справочный материал и задания (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

4. Исследование в экспертных группах.

Экспертные группы создаются из представителей рабочих групп. Вновь созданные группы выслушивают каждого эксперта, заполняют схему "Общее - особенное", делают вывод, подтверждают или опровергают гипотезу.

III. РЕФЛЕКСИЯ

  1. Подтверждение или опровержение гипотезы.
  2. Составление синквейна по теме "Сказки Салтыкова-Щедрина".
  3. Просмотр мультимедийной презентации, подготовленной учащимися к уроку (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
  4. Анализ достижений: заполнение "Карты успехов" (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

Домашнее задание.

Подготовить ответ по теме урока, используя одну из предложенных форм: кластер, эссе, устное сообщение, презентация.