Тип урока: Урок творческого обобщения и систематизации знаний: на уроке происходит приведение знаний в систему, расширение углубление знаний.
Цели урока:
- Образовательная: учащиеся повторяют, закрепляют и систематизируют знания о линзах в ходе практического применения полученных знаний.
- Воспитательная: учащиеся продолжают развивать свои коммуникативные умения в процессе парной работы, происходит дальнейшее формирование навыков кооперирования, происходит ценностное осмысление пройденного материала в ходе презентации результатов своей исследовательской деятельности
- Развивающая : ученики учатся обрабатывать и анализировать экспериментальные умения
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Форма организации занятий: защита и обсуждение проектов
Средства обучения: оборудование ля геометрической оптики, магнитная доска, компьютер, проектор
Ход урока
- Организационный момент (1 мин.)
- Актуализация знаний (7 мин.)
- Творческое обобщение материала по теме: "Линзы и их применение" (30 мин.)
- Подведение итогов занятия (4 ми.)
- Оценка результатов проектной деятельности (2 мин.)
- Домашнее задание ( 1 мин.)
Описание хода урока
Ход урока |
Обоснование деятельности учителя | Прогнозируемая деятельность учеников |
Организационный момент Взаимное приветствие учителя и учеников, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку кабинета и учеников |
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества | Готовность класса к работе |
Актуализация знаний Учитель объявляет тему и цель урока. Записывается тема урока на доске. Учитель: В ходе нашего урока мы закрепим знания, полученные о линзах, на практике подтвердим наши теоретические данные, заслушаем и обсудим небольшие исследовательские работы (проекты) по данной теме. Далее идет краткое повторение изученного материала: Двое учащихся на доске строят изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзами. В это время с классом проводится фронтальный опрос:
Проверяются задания учащихся на доске. |
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности | Ученики отвечают на вопросы. Готовность учащихся к учебно-познавательной деятельности |
Творческое обобщение материала по
теме "Линзы и их применение" Учитель: Историки предполагают, что первые увеличительные стекла появились около 700 г до н. э. На Среднем Востоке. Я представляю слово учащимся, которые провели небольшие исследовательские работы (проекты) на эту тему. Защита проекта № 1: "Связь расстояния от предмета до линзы с расстоянием от линзы до его изображения" Результаты деятельности над проектом проходят в форме творческой защиты с использованием оборудования для геометрической оптики и магнитной доски. Учащиеся на качественном уровне устанавливают связь расстояния от линзы до изображения предмета с фокальным расстоянием линзы и расстояние от предмета до линзы (в ходе постановки демонстрационного эксперимента). (Приложение 1.) Защита проекта №2: "Зависимость фокусного расстояния линзы от показателя преломления внешней средой" Опытным путем устанавливается зависимость фокусного расстояния линзы от показателя преломления линзы и показателя преломления внешней среды. Для демонстрации используется оборудование для геометрической оптики и магнитная доска. Вопрос: А что получится, если показатель преломления среды больше показателя преломления линзы? пср.> плинзы (Приложение №2) Защита проекта № 3: " Строение глаза" Учащиеся рассказывают о строении глаза, недостатках зрения и их исправлении, выявляют статистику числа близоруких школьников в нашей школе. Защита проекта проходит в форме компьютерной презентации, кроме этого используется оборудование для геометрической оптики для демонстрации изображения, даваемое нормальным, близоруким и дальнозорким глазом и способы их исправления. Вопросы:
Защита проекта № 4: "Строение фотоаппарата" Ученики рассказывают о строении фотоаппарата, какое фотоаппарат дает изображение, об устройстве современного фотоаппарата. Защита проекта проходит в форме презентации и постановки демонстрационного эксперимента (изображение, даваемое фотоаппаратом) (Приложение № 4) В ходе защиты автором проекта задаются вопросы: Когда появилась первая фотография и кто её создал? Пока фотограф налаживал аппарат, объект удалился от него на некоторое расстояние. Как должен фотограф в связи с этим переместить объектив фотоаппарата? Как получается, что человек на фотографии или портрете " следит" за нами, когда мы перемещаемся в любую сторону от картины? Защита проекта № 5: "Хроматическая и сферическая аберрация" Учащиеся этого проекта знакомят с причинами возникновения хроматических и сферических аберраций и путях их устранения. Для защиты проекта используют плакаты (Возникновение хроматических и сферических аберраций, исправления сферических и хроматических аберраций), оборудования для геометрической оптики (ставят демонстрации по возникновению сферических и хроматических аберраций) (Приложение № 5) |
Наблюдает, направляет процесс защиты
(если необходимо) задает вопросы В роли рядового участия. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта |
Учащиеся класса воспринимают новую
информацию, сравнивают и сопоставляют её с
субъективным опытом. Коллективный самоанализ проекта и самооценка |
Подведение итогов занятия Осуществляется входе беседы, целью которой побуждение учащихся к осознанию личной значимости своих действий и достижений на уроке, определение успешности урока. Учитель: Конечно все применения линз сегодня мы не сможем рассмотреть. Линзы являются основной частью многих оптических приборов. По этому поводу можно вспомнить такой забавный случай: Как-то раз один американский физик, принимая в своей лаборатории корреспондента и желая его поразить сказал: -Сейчас я работаю над конструкцией электронного микроскопа, который сможет увеличивать в два миллиона раз. Каково же было его удивление, когда он услышал в ответ: - Подумать только! - воскликнул корреспондент - Столько труда, энергии и знаний вы тратите на создание прибора, который сузит поля вашего зрения в два миллиона раз! |
Формирование умения обобщать
полученную информацию и выделять главное Корректировка самостоятельно сделанных учащимися выводов |
Самостоятельная формулировка вопросов |
Оценка результатов проектной
деятельности Происходит оценка работы класса и каждого отдельного учащегося в ходе урока. Выставление оценки. |
Учитель организует индивидуальную и коллективную рефлексию деятельности, обозначает и оценивает достигнутые результаты | Происходит индивидуальная рефлексия
каждого по осознанию происходящего на уроке. Даются ответы на вопросы: "Был ли достигнут мой первоначальный замысел? Какие изменения я в себе наблюдаю? |
Домашнее задание Повторить параграф 63-65, упр. 9 (7,9,10) |
Учитель сообщает домашнее задание и объясняет способ его выполнения | Ученики осмысляют информацию о домашнем задании и задают уточняющие вопросы. |