В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Это внедрение компьютерной техники и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.
Происходит интенсивный процесс информатизации образования, поэтому одна из главных задач обучения - формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их умении применять методы информатики и средства ИКТ в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития. Если раньше использование вычислительной техники в школах сводилось лишь к обучению информатике, то сейчас функции компьютера превратили его в незаменимого помощника и для учителя - предметника.
Одним из свойств использования компьютера на уроке является создание благоприятной обстановки для обучения. Компьютер вызывает интерес у учащихся. Он снимает психологический барьер между учеником и учителем, вызванный объективными и субъективными причинами. Эти причины тормозят развитие творческих способностей учащихся, процесс обмена информацией. Использование компьютера на уроке существенно меняет ситуацию.
Можно выделить следующие способы применения компьютерной техники на уроках математики:
- подготовка печатных раздаточных материалов (самостоятельные, контрольные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
- мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики).
Наличие компьютера и принтера позволяет создавать раздаточные материалы быстрее и эффективнее по сравнению с написанием заданий на доске или на карточках.
Компьютер, укомплектованный звуковой картой, колонками, видеопроектором, позволяет сделать урок живым и красочным. Использование приложения Microsoft Office PowerPoint позволяет создать опорный конспект урока в виде слайд - шоу. Слайд - шоу позволяет повысить наглядность изложения материала и экономить время, т.к. переключая слайды, можно показать фотографии, рисунки, графики, тексты задач. Это куда проще и быстрее, чем вывешивать плакаты и писать тексты задач. С помощью слайдов можно значительно повысить качество схем и диаграмм по сравнению с изображением на доске. Во время урока можно вернуться к любому слайду по мере необходимости.
Возможности информационных технологий на уроках математики делают работу учителя более продуктивной, они также способствуют развитию коммуникативных способностей у учащихся.
Тестирование - это один из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школы. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель - ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня в нашей школе. Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики, оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Программным обеспечением служат тестовые программы. В школе имеется немало дисков с тестами ЕГЭ, итоговые тесты по различным предметам. Однако наличие компьютерной программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому я сама разрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их на своих уроках. Я хочу вам показать вам созданное своими силами электронный учебник для 5 класса.
Электронный учебник "Учебно-методическое пособие" разработан в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ по математике 5 класса. Учебник ориентирован на преподавателей и учащихся общеобразовательных учебных заведений. Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума математического образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к математике.
Электронный учебник можно использовать для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся, а также организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах. Это особенно важно для обучения одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, жителей отдаленных районов, учащихся малокомплектных сельских школ, школ-интернатов и школ, испытывающих недостаток оборудования.
Целью данного проекта является систематизация использования компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе обучения математике. Электронный учебник может быть использован в учебном процессе следующим образом:
- самостоятельная подготовка учащихся;
- демонстрации учителем в классе;
- самостоятельные практические работы учеников (решение примеров из базы данных вопросов и задач);
- проведение электронной аттестации учащихся (итоговой тест в компьютерном классе);
- подготовка материалов для проведения контрольной работы в традиционном ("бумажном") варианте в классе;
- подготовка учителя к занятию или контрольной работе;
- выполнение учащимися творческих работ под руководством учителя, а также самостоятельно.
Первый этап урока - устный счет. От организации активной деятельности учащихся на начальном этапе познания во многом зависит результат урока. Цель этого этапа, во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на всем протяжении урока, значит, среди упражнений для устного счета должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Во-вторых, необходима постоянная работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков.
В разрешении этих проблем мне помогают наборы упражнений тренажеров. Основное их назначение - формировать у учеников прочные навыки вычислений, эффективно развивая попутно внимание и оперативную память детей - необходимые компоненты успешного овладения школьного курса математики. На уроке эти упражнения помогают мне организовать, сделать более продуктивной и насыщенной устную работу.
Таблицы тренажера рассчитаны на многократное использование. Задания тренажера я предлагаю учащимся, как для индивидуальной, так и для коллективной работы в классе, а для более слабых учащихся даю тренажеры на дом, чтобы помочь учащимся в усвоении обязательных умений по математике, наладить систематическую тренировку в вычислениях.
Тестовый учет устраняет случайность, субъективность и приблизительность оценки работы учеников. Составление тестов дело трудоемкое, но вполне окупаемое повышением эффективности учебного процесса.
Предлагаемые тестовые задания содержат по 15 вопросов с двумя формами ответа:
- выбор ответа из предложенных ответов, среди которых один ответ верный,
- краткий ответ( полученный ответ надо написать в отведенном для этой цели месте).
Каждый правильный ответ оценивается в один балл. Перевод числа правильных ответов учащегося в оценку по пятибалльной шкале рекомендуется проводить в следующем соответствии:
- "1" - 0 - 4 заданий;
- "2" - 5 - 8 заданий;
- "3" - 9 - 11 заданий;
- "4" - 12 - 13 заданий;
- "5" - 14 - 15 заданий.
Для проведения одного теста рекомендуется отвести урок (40 мин) или часть урока в зависимости от заданий по указанной теме. Материалы тестов могут быть использованы также на уроках при выполнении самостоятельных работ, при подготовке к контрольным работам. Такая форма контроля выбрана неслучайно, ведь в дальнейшем нашим ученикам придется сдавать единый государственный экзамен. И надо, чтобы работа с тестами не вызывала у них затруднений.
Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учащихся критериям. Это позволяет определить, кто из учеников не овладел программным материалом, кто овладел им на минимальном уровне, кто полностью и уверенно владеет знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, кто из учащихся не только полностью овладел необходимыми знаниями; но может применять их в новых ситуациях, владеет умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой.
В курсе математики много правил и определений. Как добиться от ребенка заинтересованного, увлеченного изучения этих правил?
Для этого я использую в своей работе кроссворды, чайнворды. Даю детям время для их разгадывания. Кроссворды заставляют искать ответы на разные по степени сложности вопросы. В результате, найденные ответы на долгое время останутся в памяти. Предлагаю учащимся дома составить кроссворды по той или иной теме. Данные задания вызывают интерес к предмету, к определенной теме, развивают творческую активность ребенка, самостоятельность, способствуют развитию познавательных способностей, расширяют кругозор учащихся, являются хорошим средством осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. Происходит формирование измерительных и графических навыков, что очень важно при дальнейшем изучении геометрии.
Таким образом, есть необходимость в применении по возможности компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент. Использование информационных технологий будет способствовать повышению качества знаний, расширит горизонты школьной математики, а значит, поможет найти новые перспективы для поддержания интереса учащихся к предмету, а значит и к лучшему, более внимательному отношению к нему. Сегодня современные информационные технологии становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до воспитания и обеспечения доступности образования.