Вам не удастся никогда создать
мудрецов, если будете убивать
в детях шалунов.
Ж.-Ж. Руссо
Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.
Креативность делает процесс мышления увлекательным и помогает находить новые решения старых проблем.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело - задача, то более, то менее трудная.
При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Исследователи интеллекта давно пришли к выводу о слабой связи творческих способностей человека со способностями к обучению и интеллектуальными способностями. В творческой активности важную роль играют особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи и т. п.
Нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение школьников к продуктивной творческой деятельности с 1-го класса.
Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко:.
Прежде чем мы рассмотреть, какими способами можно развивать креативность, приведём небольшую историю, герой которой обладает явно выраженной способностью к творчеству.
Во время Первой мировой войны некому мистеру Хэрригану жена прислала отчаянное письмо. "Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад". В ответ Хэрриган написал: "Не вскапывай сад. Там зарыто оружие". Письмо было вскрыто цензурой, в дом жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма. "Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Хэрриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад". - "Теперь посади картошку", - ответил Хэрриган.
Мистер Хэрриган избрал неожиданный, нестандартный ход, просчитав предварительно последствия своих действий. И, как видим, не прогадал. В то же время собственно в действиях нет ничего необычного: он просто написал жене письмо.
При развитии творческих способностей ребенка материалом служат, как и в приведенном примере, самые разные - и в большинстве случаев обычные - окружающие вещи. Очень важна способность находить разные пути поиска решения, рассмотреть явление или предмет с разных сторон и т. д.
Есть великая формула "дедушки" космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: "Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные".
Видимо, это и есть путь становления творческих способностей, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.
Наша обязанность - помочь ребенку встать на этот путь. Помощь взрослых заключается в том, чтобы научить ребенка творить.
Так чему же нужно научиться, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на поставленный вопрос следующим образом.
Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Не чудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение - рождение в искусстве, где все - игра чудесных сил.
Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться:) - так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик - свой самолет, моряк - корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества - память.
Нужно научиться мечтать (фантазия - цемент скрепляющий самые разные - в их единстве - вещи, соединяя их в одно удивительное целое). Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.
Чтобы творить, следует еще научиться:
Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).
Создавать "законченную вещь", то есть произведение.
Все занятия по развитию творческих способностей проводятся в игре. Для этого нужны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.
- Каждая игра представляет собой набор задач.
- Задачи дают ребенку в разной форме, и таким образом знакомит его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности.
- Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
- Постепенное возрастание трудности задач - способствует развитию творческих способностей.
- Для эффективности развития творческих способностей у детей необходимо соблюдать условия: - развитие способностей нужно начинать с самого раннего возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие способностей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного творчества.
Приведем несколько возможных занятий с ребенком.
Задачи и упражнения для развития творческого мышления
Предлагаемые упражнения направлены на развитие у детей общих приемов творческого мышления, не привязанных к конкретному учебному предмету. В то же время они могут быть использованы и для активизации творческого мышления применительно к различным содержательным областям.
1. Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
2. Из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных.
3. Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.
4. Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.
На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми.
5. Подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.).
Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...
Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...
6. Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.
Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.
7. Задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:
- Утром Дима проснулся раньше обычного.
- Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
- Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.
8. Придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.
Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
9. Подумай, что может произойти, если ...
"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим
голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется
апельсиновый сок."
Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.
10. Задания на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например: Светофор, мальчик, санки.
11. Посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
12. "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.
13. Попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
14. Дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.
15. Творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции.
16. Игра "Теремок". Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.
17. "Собери фигурки". Ребёнку дается набор вырезанных из плотного картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.
18. "Нелепицы". Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.
19. Игра "Что на что похоже ". 3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят и ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.
20. "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.
21. "Волшебные кляксы ". Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
22. Игра "Словоассоциации". Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:
- с хлебобулочными изделиями.
- с созвучными словами: барон, бекон.
- с рифмующимися словами: кулон, салон.
Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.
Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.
23. Игра "Хорошо - Плохо".
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
- Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:
- Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит - это хорошо, можно в школу не ходить;
- Сидеть дома - плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей - и т.д.
Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время урока или даже на перемене.
Универсальные творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
- Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.
- Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
- Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до "потолка" своих возможностей.
- Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
- Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.
- Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Но создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима усиленно направленная работа по развитию творческого потенциала у детей. К сожалению, традиционная существующая в нашей стране система воспитания почти не содержит мер, направленных на последовательное систематическое развитие творческих способностей у детей. Поэтому они (способности) развиваются в основном стихийно и в результате, не достигают высокого уровня развития.
Для развития творческих способностей можно предложить следующие меры, направленные на эффективное развитие творческих способностей школьников:
- Введение в программу школьного воспитания специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей.
- На специальных занятиях по рисованию, музыке, лепке давать детям задания творческого характера.
- Управление взрослыми детской предметной и сюжетно-ролевой, игровой с целью развития в ней воображения детей.
- Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.
Работа с родителями.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Список литературы
- Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994. 60стр.
- Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. - Вопросы психологии. - 1990 №4. стр. 5-9.
- Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994. 157стр.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. - Вопросы психологии. - 1993 №2. стр. 54-58.
- Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск: Пеленг, 1993. 56 стр.
- Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978. 125 стр.
- Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. - Рига: Эксперимент, 1994. 62 стр.
- Никитин Б. Развивающие игры. - М.:3нание, 1994.
- Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества".
- Полуянов Д. Воображение и способности. - М.:3нание, 1985. 50стр.
- Фриман Дж. "Как развить талант ребенка от рождения". М., 1996.