Тема: Русский композитор, которого знает весь мир
Цель: Помочь через музыку проникнуть во внутренний мир композитора
Ход урока
Портрет Чайковского (рисунок, изображающий композитора в возрасте 49 лет, выполнен по фотографии, снятой уличным фотографом в Женеве в 1880 году).
Слайд 1 (см. презентацию).
Учитель: - Конечно, вы узнали этого человека;
-Что вы знаете о нём?
Дети: - это Пётр Ильич Чайковский, композитор 19 века, родился у нас на Урале.
Учитель: - Я не сомневалась, что вы вспомните нашего земляка, композитора, которого знает весь мир.
Вы знаете, что родился он в городе Воткинске, и его детство проходило в атмосфере любви и сердечности. Именно здесь, в провинции, широко и привольно лилась народная песня и звучала выразительная, напевная, яркая русская речь. В большой семье Чайковских между детьми были очень тёплые отношения. Когда у родителей родились близнецы, маленький Петя не мог скрыть восторга. Вот как он говорил: “Я их уже видел несколько раз, но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю”.
Учитель: - Каким предстал перед вами Чайковский?
Дети: - Нежным, добрым.
Учитель продолжает разговор: Родители будущего композитора были людьми интеллигентными и образованными. Часто в их доме звучала музыка, проходили любительские концерты, на которых присутствовал и Петя, очень сильное впечатление производили на мальчика крестьянские песни.
Учитель: Каким сейчас он предстал?
(впечатлительный, музыкальный, чуткий)
Учитель: - Услышим ли мы в его музыке эти черты?
Слушание пьесы “Мама” из “Детского альбома”
Учитель: - Какие чувства пробудила в вас эта музыка?
Ребята делятся впечатлениями.
Да, он передал своё отношение к самому дорогому человеку – маме, которую любил больше всех на свете. Для всех людей мама самый дорогой и главный человек. Старайтесь хранить мамин покой, не заставляйте её расстраиваться.
Учитель: - Предлагаю спеть песню о Чайковском и постараться передать в своём исполнением тот образ, о котором вы только что говорили.
(хоровое исполнение песни “Чайковский” муз. А.Иванова сл. С.Широбокова.)
Учитель: - Мне понравилось ваше исполнение. Вы спели очень выразительно, тепло, нежно. Можно было представить образ чуткого мальчика, жадно впитывающего в себя впечатления об окружающем мире.
Учитель: О чём расскажет нам композитор в следующем музыкальном произведении?
Слушание “Осенней песни” из цикла “Времена года”.
Учитель: что вы услышали? Как поняли эту музыку?
Ответы детей:
- картина природы, когда идёт дождь;
- грустное настроение;
- кто-то думает о ком-то близком и грустит.
Учитель: - Это действительно картина природы, которую очень любил композитор. Она давала ему силы, поднимала настроение.
- А как по - вашему, какому времени года посвящено это произведение?
Дети: - Это осень, как – будто опадают листья, грустно, что закончилось лето, природа засыпает.
Слайд 2
Учитель: Чайковский написал музыку, посвящённую каждому месяцу года. Это произведение посвящено октябрю и называется “Осенняя песня”. Картину осени мы видим и на полотне Левитана. Природе посвящали произведения художники, писатели, композиторы, поэты. Мы c вами тоже любим общаться с природой: бродить по лесу, слушать музыку леса и всегда возвращаемся с прогулки в хорошем настроении. Фортепианный цикл “Времена года” Чайковского популярен среди исполнителей и слушателей музыки.
Пётр Ильич много путешествовал. Он слышал музыку других народов и жадно впитывал её интонации, а потом сам писал музыку в духе того или другого народа. Однако его произведения всегда оставались русскими по духу.
Хоровое исполнение “Неаполитанской песенки” муз. П. Чайковского слова Г. Иващенко.
Учитель: Композитор работал в разных музыкальных жанрах.
Какие балеты Петра Ильича вам знакомы?
Дети: - “Спящая красавица”, “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”.
Слушание “Вальса цветов” из балета “Щелкунчик”.
Учитель: - Вы обратили внимание на инструмент, звучащий во вступлении?
Дети: - Звучание похоже на гусли;
- это арфа.
Учитель: Какие образы возникли в вашем воображении?
Дети: - Музыка, исполненная этим красивым инструментом, создала ощущение волшебства, сказочности.
- музыка танцевальная, яркая.
Учитель: - В этом вальсе удивительно сочетаются разные инструменты, передавая то лирическое настроение, то взволнованное, то ликующее.
Слайд3
Партитура “Щелкунчика” вошла в музыкальную культуру как одна из самых драгоценных страниц наследия Чайковского.
“Партитура” - нотная запись многоголосного музыкального произведения (хорового, оркестрового и др.)
Учитель: Слушая музыку Петра Ильича, мы чувствуем каким был человеком этот выдающийся композитор, которого знает весь мир!
“Пётр Ильич, как редко кто, любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа…” писал о Петре Ильиче его брат Модест.
В 1892 году Пётр Ильич переступил порог своего нового дома в Клину, который с годами стал Домом – музеем композитора.
Слайд 4
Музыка Чайковского очень популярна не только в России, но и во всём мире. Произведения Петра Ильича звучат почти во всех концертах классической музыки.
Он написал оперы и балеты, симфонии и концерты, вокальную и инструментальную музыку, и мы ещё не раз на уроках музыки встретимся с этим величайшим композитором!
Слайд 5
“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение”. П.И.Чайковский
Вывод: Слушая и исполняя музыку Петра Ильича Чайковского, мы почувствовали тепло его души, его тонкое восприятие всего того, что его окружало, и его музыка навсегда останется в сердцах людей живущих не только в нашей стране, но и во всём мире.