Факторы преобразования опорно-двигательной системы

Разделы: Биология


Цель урока: Создать условия для эффективного усвоения гигиенических знаний о благоприятных условиях развития опорно–двигательной системы.

Образовательная задача: расширить знания учащихся о возрастных особенностях химического состава костей, о признаках правильной осанки и её значении для здоровья, сформировать знания о необходимых условиях её нормального развития.

Развивающая задача: продолжить развитие научно– практических умений в результате интерактивной и тренинговой деятельности по определению правильности своей осанки и обучению методам её сохранения и укрепления.

Воспитывающая задача: формировать познавательный интерес к своему организму, убеждения о необходимости физической активности для сохранения здоровья.

Форма урока: семинар- тренинг.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, учебные фильмы по биологии, презентация (приложение1), печатные пособия: “Правильная посадка за партой”, “Искривления позвоночника”

I. Основное содержание урока

(Семинар проводят учащиеся 11 класса. Они выступают в роли лектора, эксперта, врача, учителя физкультуры).

Лектор 1. Тема моей лекции “Влияние качества пищи на развитие скелета”.

Вы знаете, что в состав пищи входят вода, неорганические и органические вещества, что с возрастом меняется химический состав костей. У детей кости богаче органическими веществами и в связи с этим обладают меньшей прочностью и большей гибкостью. А у взрослых – больше неорганических веществ, поэтому они хрупкие. Количественные соотношения химических веществ могут меняться и в зависимости от пищи. В лабораториях были проделаны опыты, ярко демонстрирующие влияния качества пищи на развитие скелета и его химического состава. Четыре группы щенков при одинаковых условиях содержания получали пищу различного характера.

(Демонстрируется слайд №2)

Влияние качества пищи на химический состав костей и их свойства

Пища

% неорганических веществ

% органических веществ

Свойства костей

молочная

55%

45%

Наиболее прочные, большой вес и размер

мясная

48%

52%

Развиты хорошо, но слабее, чем у щенков группы

смешанная

37%

63%

Мягкие и гибкие

растительная

29%

71%

Более мягкие и гибкие. Наблюдались искривления

Таким образом, для нормального развития скелета растущего организма наиболее полноценной является молочная пища, т.к она, помимо белков, жиров, углеводов, содержит витамины и минеральные вещества. Особенно молоко богато солями кальция, который необходим для формирования скелета в процессе роста.

Запомните это!

Учитель физкультуры. На развитие скелета влияет также двигательная активность человека. У людей, которые занимаются спортом или физическим трудом, на костях образуются выступы бугорки. Это способствует прочности соединения сухожилий мышц с костью. При работе мышцы лучше снабжаются кровью. А она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода. Это нужно организму для нормального обмена веществ.

Откройте § 12 стр 43 -44. Прочитайте “Значение тренировки мышц”. Ответьте на вопрос: Как и при каких условиях возникает тренировочный эффект?

Итак, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Уроки физкультуры в школе учат правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков. Тренировочного эффекта на уроке получить удается нечасто. Поэтому основную физическую нагрузку надо перенести на занятия спортом. Вид спорта необходимо выбирать по способностям, здоровью и интересу.

Физические упражнения развивают грудную клетку, дыхательные мышцы, укрепляют сердце, улучшают работу пищеварительной системы.

Чем полезно заниматься?

Очень полезно плавание. Это своеобразный массаж тела, прекрасное закаливающее средство.

Бег – отличный отдых для нервной системы.

Лыжи. При лыжном беге укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Полезен и разнообразный физический труд .Но во всем нужна мера.

Лектор 2. Я расскажу вам об особенностях позвоночника человека. Цель: вооружить вас знаниями о возрастных особенностях позвоночника, для того, чтобы вы учитывали это и уберегли себя от нежелательных отклонениях, например, сколиозов.

Итак, у детей велики хрящевые промежутки, слабо развиты тела позвонков. У взрослого человека толщина хрящевых пластинок между поясничными позвонками составляют 1/3 тела соседнего позвонка. У детей 10- 11- летнего возраста – ?, у новорождённого равняется толщине тела позвонка. Теперь понятно, почему у детей позвоночник может искривляться.

/Демонстрируется слайд №3, №4 Виды искривления позвоночника/

Процесс окостенения скелета заканчивается к 20- 23 годам. Следовательно, в школьном возрасте костная система остается ещё не сформированной. При неправильном положении тела (осанка, походка, посадка за партой, положение тела во время сна) может произойти искривление позвоночного столба: в сторону- сколиоз, назад(круглая спина) – кифоз, вперёд(нет изгибов позвоночника) – лордоз. Они вызывают изменение грудной клетки, что сказывается на положении и форме легких и сердца, а это, в свою очередь отражается на их деятельности. Сколиозы лечению поддаются с трудом. Большое значение имеют профилактические мероприятия.

Запомните это!

Врач. Одно из необходимых условий нормального развития костно - мышечной системы – правильная осанка, которая делает фигуру человека стройной и красивой. Осанка – это навык, обеспечивающий сохранение правильного положения тела в пространстве. Переходим к тренинговым упражнениям.

Тренинг1.

Признаки правильной осанки

(Демонстрирует по комментарию “врача” один из участников семинара. Весь класс, стоя у пары, повторяет):

  1. Свободно и прямо держать голову и корпус.
  2. Плечи держать на одном уровне, слегка опустить их и отвести назад.
  3. Живот подтянут.
  4. Грудь несколько выступает вперёд.

Приемы проверки правильности своей осанки:

(Демонстрация фрагмента фильма по определению правильности осанки.

Выходят несколько учащихся к стене. Выполняют команды “врача” )

1.Встать к стене, плотно прижавшись затылком, лопатками, ягодицами, икрами и пятками.

2. Подбородок слегка приподнять.

3. Отойти от стены, сохранив положение тела.

Ходить так трудно, но если 2-3 раза в день так контролировать положение тела, то это поможет вам сформировать правильную осанку и что самое главное, сохранить здоровье.

Тренинг 2.

(Демонстрация видов неправильной посадки за партой по таблице”)

Врач: Очень вредно сидеть так:

1.Сидеть боком к столу, опустив левую руку вниз.

2. Сидеть, постоянно согнувшись и низко наклонив голову.

3. Сидеть на краешке стула с опорой на одно бедро.

4. Сидеть, прижавшись к краю стола грудью.

5. Сидеть, подложив под себя одну ногу.

Как это может отразиться на здоровье?! Внутренние органы располагаются неправильно, находятся в сдавленном положении, затрудняется их работа. Может развиться искривление позвоночника в грудном отделе позвоночника – дугообразный кифоз. При этом наблюдаются выдвинутые вперед и опущенные вниз плечи, несколько отвисший живот.

Тренинг 3.

Приемы проверки правильности своей посадки за партой:

(повторяют все учащиеся)

  1. Поставить руку локтем на парту, кончики вытянутых пальцев должны касаться виска.
  2. Между партой и грудью должна проходить ладонь.

II. Закрепление

Учитель: А теперь давайте проверим знания факторов, которые могут испортить или сохранить опорно – двигательную систему. Выполним тест на листочках в двух экземплярах. Один экземпляр сдадите учителю. По второму экземпляру сейчас же проверите правильность своих ответов и сами себе поставите оценку согласно шкале.

(Тест демонстрируется на слайде № 5.)

Тест

(выберите несколько правильных ответов)

1.Что входит в состав опорно-двигательной системы?

А. Кожа

Б. Кости

В. Мышцы

Г. Сухожилия

Д. Кровь

2.В каком возрасте заканчивается формирование опорно-двигательной системы?

А. 17-19 лет

Б.30-35 лет

В.20-23 годам

Г.14-16 лет

3.Какие причины могут вызвать нарушение в развитии скелета у растущего организма?

А. Рациональное питание

Б.Неправильная посадка за столом

В. Нерациональное питание

Г.Отсутствие самоконтроля

4. Что такое осанка?

А.Привычное положение тела

Б. Навык, обеспечивающий привычное положение тела в пространстве.

В.Привычное положение головы и рук

5.Какая пища является наиболее полноценной для растущего организма?

А. Растительная

Б. Молочная

В. Смешанная

Г.Мясная

6.Какие виды искривления позвоночника бывают?

А. Лордоз

Б.S изгибы

В. Кифоз

Г. Сколиоз

7.Какие виды спорта в детском и подростковом возрасте наиболее полезны для правильного формирования ног?

А.Борьба

Б. Художественная гимнастика

В. Бег

Г. Фигурное катание

(После того как учащиеся сдали работы, демонстрируется слайд №6 со шкалой оценок и правильными ответами.)

III. Домашнее задание. (Выбрать одно из заданий.)

1.Подготовить сообщение о жизни известных спортсменов, их спортивных достижениях.

2.Составить синквейн “Опорно-двигательная система”.

3.Составить список видов спорта для развития:

а) голени и стопы;

б) мышц грудной клетки и рук.