Тип урока: объяснение нового материала
Цели урока:
1) Закрепить понятие “процент”.
2) Познакомиться с тремя типами задач на проценты.
3) Познакомить с новыми понятиями: налог, инфляция, конкуренция, собственность.
Учебное оборудование: компьютерная техника для работы на уроке.
Как ни печально, но многие наши сограждане весьма смутно разбираются в таком элементарно-школьном понятии, как “процент”, а по этой причине многочисленные сообщения о повышении чего-то или понижение иного на то или другое число процентов, зачастую остаются пустым звуком.
На предыдущем уроке мы отрабатывали понятие “проценты”, сегодня же цель нашего урока познакомиться с решением задач на проценты, совершить путешествие в страну “экономика”.
Повторим материал предыдущего урока:
- Устная работа:
Перевести в числа:
1%, 100%, 27%, 5%, 200%.
Перевести в проценты:
0,17; 0,06; 1,38; 0,2
Определение конкуренции:
Конкуренция – соперничество, борьба за достижение новых выгод, преимуществ.
Прочитать рубрику для грамотных.
Из истории математики:
% pro centum cento cto
В 1685 году в Париже была напечатана книга, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие стали применять этот знак, и постепенно он получил всеобщее признание.
- Объяснение нового материала:
1% = 0,01
- Рассмотрим три задачи на проценты:
- Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? (стр.270, зад.1)
- За контрольную работу по математике 12 учеников получили отметку 5, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе? (стр. 270, зад.2)
- В классе 30 учеников. На 4 и 5 учатся 24 человека. Сколько % всех учеников учатся на 4 и 5.
Ученики получают предварительно, специальное домашнее задание индивидуально:
- Найти определение слов “налог”, “инфляция”, “маркетинг”.
- Подобрать задачи на проценты, связанные с жизнью.
- Работу с экономическими терминами можно провести в виде учебной мастерской. Ученики делятся на три группы. Каждая группа работает над своим понятием: налог, инфляция, маркетинг. Первоначально каждый ученик пишет как он понимает понятие, а потом читает его. Затем в каждой группе зачитывается научное понимание термина.
- Закрепление нового материала:
- Тема: “Налоги”
- Тема: “Инфляция”
- Тема: “Маркетинг”
- Тема: “Собственность”
Налог – государственный сбор с населения и предприятий.
Прибыль Дуремара от продажи пиявок за месяц составила 3450 сольдо. Он должен уплатить налог с прибыли в размере 30%. Сколько сольдо ему надо уплатить?
3450 : 100 = 34,5 - 1%
34,5 * 30 = 1035 (с.)
Ответ: 1035 сольдо.
Инфляция – чрезмерное увеличение количества бумажных денег в стране, которое вызывает их обесценивание.
Задача с комментированным решением с места.
Буханка хлеба в январе стоила 20 руб. К 1 февраля цена повысилась на 10%. Сколько будет стоить буханка хлеба в феврале?
20 : 100 = 0,2 (руб.) - 1%
0,2 * 10 = 2 (руб.) - 10%
20 + 2 = 22 (руб.)
Ответ: 22 рубля.
Маркетинг – изучение производства и сбыта продукции.
Снежная королева платит своему рекламному агенту 3% от стоимости заказа на мороженое. На какую сумму должен получить заказ Советник, чтобы заработать 600 рублей.
600 : 3 = 200 (руб.) - 1%
200 * 100 =20000 (руб.)
Ответ: 20000 рублей.
Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой.
Частный сектор составляет 20% домов в Цветочном городе. Сколько всего домов в Цветочном городе, если в частной собственности находится 10 домов.
10 : 20 = 0,5 ( д.) - 1%
0,5 * 100 = 50 (д.)
Ответ: 50 домов.
В Цветочном городе проездной билет на все виды транспорта стоит 27 рублей. Сколько процентов от зарплаты заплатит за проездной билет Урфин Джюс, если его зарплата 450 рублей
27 : 450 = 0,06 - 6%
Ответ: 6 %.
Ребята получили домой задание придумать вместе с родителями задачи на проценты. В конце урока ребятам предложено прорешать эти задачи.
Сегодня мы совершили при помощи задач на проценты путешествие в страну “Экономики”. Выделите мне главный момент, о котором нужно помнить при решении задач на проценты.
(Нахождение 1%)
Дополнительно: Как изменяется цена, если её сначала увеличить на 100%, а потом уменьшить на 50% (не изменится).
Литература
Математика: Учебник для 5 класса средней школы Н. Я. Виленкин, А.С. Чесноков
Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И., М., Просвещение, 2006
Сборник задач “Путешествие в страну экономика”. Баева Ю.И., Каданер А.П., СПб, 1996