Решение задач с экономическим содержанием по теме "Проценты" (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

1) Закрепить понятие “процент”.

2) Познакомиться с тремя типами задач на проценты.

3) Познакомить с новыми понятиями: налог, инфляция, конкуренция, собственность.

Учебное оборудование: компьютерная техника для работы на уроке.

Как ни печально, но многие наши сограждане весьма смутно разбираются в таком элементарно-школьном понятии, как “процент”, а по этой причине многочисленные сообщения о повышении чего-то или понижение иного на то или другое число процентов, зачастую остаются пустым звуком.

На предыдущем уроке мы отрабатывали понятие “проценты”, сегодня же цель нашего урока познакомиться с решением задач на проценты, совершить путешествие в страну “экономика”.

Повторим материал предыдущего урока:

  1. Устная работа:
  1. Что называется процентом? Как называется 1% рубля, метра и гектара? От какого слова произошло слово “процент”?
  2. Как перевести проценты в десятичную дробь?
  3. Перевести в числа:

    1%, 100%, 27%, 5%, 200%.

  4. Как обратить десятичную дробь в проценты ?
  5. Перевести в проценты:

    0,17; 0,06; 1,38; 0,2

  6. Сколько человек было в кинотеатре, если 1% зрителей 7 человек? (700 человек)
  7. Пончик и Сиропчик наладили выпуск нового фирменного пряника. Через неделю спрос на пряники вырос в 2,5 раза. На сколько % увеличился спрос на пряники за неделю? (на 150%)
  8. Емеля на печи и Иван-царевич на Сером Волке занимались частным извозом. С появлением Алладина и Бабы Яги конкуренция выросла в 2 раза. На сколько % выросла конкуренция? (на 100%)
  9. Определение конкуренции:

    Конкуренция – соперничество, борьба за достижение новых выгод, преимуществ.

  10. С появлением обезьянки Анфисы спрос на бананы в семье девочки Веры возрос на 150%. Во сколько раз увеличился спрос на бананы в семье? (в 2,5 раза)

Прочитать рубрику для грамотных.

Из истории математики:

% pro centum cento cto

В 1685 году в Париже была напечатана книга, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие стали применять этот знак, и постепенно он получил всеобщее признание.

  1. Объяснение нового материала:

1% = 0,01

  1. Рассмотрим три задачи на проценты:
  1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? (стр.270, зад.1)
  2. За контрольную работу по математике 12 учеников получили отметку 5, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе? (стр. 270, зад.2)
  3. В классе 30 учеников. На 4 и 5 учатся 24 человека. Сколько % всех учеников учатся на 4 и 5.

Ученики получают предварительно, специальное домашнее задание индивидуально:

  1. Найти определение слов “налог”, “инфляция”, “маркетинг”.
  2. Подобрать задачи на проценты, связанные с жизнью.
  3. Работу с экономическими терминами можно провести в виде учебной мастерской. Ученики делятся на три группы. Каждая группа работает над своим понятием: налог, инфляция, маркетинг. Первоначально каждый ученик пишет как он понимает понятие, а потом читает его. Затем в каждой группе зачитывается научное понимание термина.
  1. Закрепление нового материала:
  1. Тема: “Налоги”
  2. Налог – государственный сбор с населения и предприятий.

    Прибыль Дуремара от продажи пиявок за месяц составила 3450 сольдо. Он должен уплатить налог с прибыли в размере 30%. Сколько сольдо ему надо уплатить?

    3450 : 100 = 34,5 - 1%

    34,5 * 30 = 1035 (с.)

    Ответ: 1035 сольдо.

  3. Тема: “Инфляция”
  4. Инфляция – чрезмерное увеличение количества бумажных денег в стране, которое вызывает их обесценивание.

    Задача с комментированным решением с места.

    Буханка хлеба в январе стоила 20 руб. К 1 февраля цена повысилась на 10%. Сколько будет стоить буханка хлеба в феврале?

    20 : 100 = 0,2 (руб.) - 1%

    0,2 * 10 = 2 (руб.) - 10%

    20 + 2 = 22 (руб.)

    Ответ: 22 рубля.

  5. Тема: “Маркетинг”
  6. Маркетинг – изучение производства и сбыта продукции.

    Снежная королева платит своему рекламному агенту 3% от стоимости заказа на мороженое. На какую сумму должен получить заказ Советник, чтобы заработать 600 рублей.

    600 : 3 = 200 (руб.) - 1%

    200 * 100 =20000 (руб.)

    Ответ: 20000 рублей.

  7. Тема: “Собственность”

Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой.

Частный сектор составляет 20% домов в Цветочном городе. Сколько всего домов в Цветочном городе, если в частной собственности находится 10 домов.

10 : 20 = 0,5 ( д.) - 1%

0,5 * 100 = 50 (д.)

Ответ: 50 домов.

В Цветочном городе проездной билет на все виды транспорта стоит 27 рублей. Сколько процентов от зарплаты заплатит за проездной билет Урфин Джюс, если его зарплата 450 рублей

27 : 450 = 0,06 - 6%

Ответ: 6 %.

Ребята получили домой задание придумать вместе с родителями задачи на проценты. В конце урока ребятам предложено прорешать эти задачи.

Сегодня мы совершили при помощи задач на проценты путешествие в страну “Экономики”. Выделите мне главный момент, о котором нужно помнить при решении задач на проценты.

(Нахождение 1%)

Дополнительно: Как изменяется цена, если её сначала увеличить на 100%, а потом уменьшить на 50% (не изменится).

См. презентацию.

Литература

Математика: Учебник для 5 класса средней школы Н. Я. Виленкин, А.С. Чесноков

Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.И., М., Просвещение, 2006

Сборник задач “Путешествие в страну экономика”. Баева Ю.И., Каданер А.П., СПб, 1996