Проекты на уроках математики

Разделы: Математика


Тема учебного занятия: Плоскость, прямая, луч.

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами игровой технологии и технологии уровневой дифференциации.

Тип учебного занятия: изучение нового материала.

Цели по содержанию:

Образовательная – способствовать формированию понятий «плоскость», «прямая», «луч»; создать условия для усвоения основных свойств данных геометрических понятий.

Развивающая – продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, работая в паре, в группе.

Воспитательная – способствовать пониманию того, что уважительное взаимодействие в процессе выполнения группового задания приводит к успеху каждого ученика.

Методы обучения: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения:

  1. Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов и др. Математика 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. 2007 год.
  2. Карточки с заданием.
  3. Карточки-помогайки.
  4. Презентация проекта учащегося 5 класса «Какие бывают прямые»
  5. Мультимедиапроектор.
  6. 2 клубочка синих ниток.
  7. Один клубок красных ниток.

План конспект урока

I. Минутка вхождения в урок

Мы начинаем урок. Поприветствуем друг друга улыбками, настроимся на удачную работу.

II. Целеполагание и мотивация

Ну-ка в сторону карандаши
Ни костяшек, ни ручек, ни мела
Устный счет! Мы творим это дело
Только силой ума и души
Числа сходятся где-то во тьме,
И глаза начинают светиться.
И кругом – только умные лица,
Потому что считаем в уме!

Ребята! Сегодня мы отправимся с вами в гости в страну ГЕОМЕТРИЮ. А страна эта находиться далеко за рекой Волнистой, за многоугольным лесом, за треугольными горами, на берегу круглого озера. Имя королевы этой страны вы узнает, когда прочитаете анаграмму. (Рисунок 1)

Рисунок 1

Королева плоскость главная в ГЕОМЕТРИИ. На плоскости располагается множество фигур. С плоскостью мы с вами уже знакомились на прошлом уроке. На плоскости будут располагаться прямые и лучи, с которыми мы сегодня познакомимся.

Какие мы сегодня поставим на урок для себя цели?

Повторить знания о плоскости, познакомиться с понятиями «прямая», «луч».

III. Актуализация знаний.

Значит, одно из понятий, с которое мы должны сегодня повторить – это «плоскость». Для этого мы ребят отправим за знаниями.

Работа в паре.

a. Прочитайте текст учебника стр.16.
b. Выберите информацию о плоскости.
c. Ответь на вопросы:

- Что такое плоскость?
- Какое основное свойство плоскости?
- Приведи свои примеры предметов, похожих на плоскость.

А пока оглядимся вокруг. Что нам может встретиться во время путешествия.

Задача 1: Пантера делает прыжок длиной 12м, тигр – 50 дм. На сколько метров пантера прыгает дальше тигра?

Задача 2: Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7м, а длина взрослого кита 330 дм. На сколько дециметров нужно подрасти китенку?

Задача 3: Паучок длиной 2см прядет нить для паутины. Её длина может достигать до 3 метров. Во сколько раз длина нити больше длины её создателя?

Мы подошли с вами к селу Фигурному. Здесь жители высыпали на улицу, встречая нас. Угадай те ребята, кто где живет? (Рисунок 2)

Рисунок 2

У: Какому жителю не хватило домика? (Прямоугольному).

У: Какой формы должен быть у него домик? (Прямоугольник).

У: Давайте поможем ему построить домик. Какого периметра будет дом, если его длина 11м, а ширина 8м? Найдите площадь этого дома.

У: Послушаем рассказ учащихся о плоскости.

У: Итак, что такое плоскость? Какие особенности о плоскости вы узнали?

Д: Плоскость – это ровная поверхность, не имеющая границ. Плоскость безгранична.

IV. Первичное изучение нового материала

У: Продолжаем наше путешествие и подходим к реке Волнистой. На что походит река, когда её изображают на карте?

Д: На синюю линию.

У: А какие бывают линии мы сейчас узнаем, когда посмотрим презентацию проекта «Всё ли я знаю о линиях?» (Приложение 1. Презентация проекта. Данное приложение вы можете получить по запросу у автора статьи.)

У: Итак, линии бывают разные. Нас сегодня интересуют лишь прямые линии. Мне нужен помощник. Он поможет мне раскрутить клубочки. (Рисунок 3)

Рисунок 3

У: Мы разойдемся в разные стороны, а наша речка будет продлеваться все дальше и дальше. Наша прямая не имеет начала и не имеет конца. Мы можем ее продлевать долго, но нитка может кончиться, а прямая не имеет конца и её можно продлить бесконечно.

Начертим прямую в тетрадь.

У людей есть имена и прямую тоже можно назвать своим именем. Например: прямая АВ, или прямая с.

У: Итак, что вы можете сказать о длине прямой? Как можно назвать прямую? Вспомним нашу презентацию. Как могут располагаться прямые?

Д: Прямые могут пересекаться и могут не пересекаться.

У: Прямые, которые никогда не пересекаются, называются параллельными.

Вернемся к нашему волшебному клубку красного цвета. Это наше солнышко. Оно пускает на землю свои лучики, обогревая нас своим теплом. Мне снова нужен помощник. Распутывая клубочек мы вам сможем показать как наше солнышко пускает лучик сначала до первой парты, затем до второй парты, затем до третьего ряда и т.д. Что вы заметили?

Луч это еще один житель страны Геометрии. Начертим луч на доске. Назовем его ВС. Рядом начертим луч АХ. Обратите внимание, что начинаем называть луч с его начала, с точки.

Также луч можно назвать одной маленькой латинской буквой а.

V. Осознание и осмысление изученного материала

Обучающая самостоятельная работа в разноуровневых группах.

1 группа (уровень)

Карточка-помогайка

1) Рассмотрите чертеж. (Рисунок 4)
2) Найдите прямые. Выпишите их. Докажите, что это прямые.
3) Найдите лучи. Выпишите их. Докажите, что это лучи.
4) Как называются другие фигуры.
5) Какие фигуры пересекаются? Назовите их. Докажите, что они будут пересекаться.

 

Рисунок 4

2 группа (уровень)

Карточка-помогайка

1) Выберите произвольную точку А.
2) Проведите через нее несколько прямых.
3) Сделайте вывод, сколько прямых можно провести через точку А.

(Учащиеся подходят к выводу: через точку можно провести множество прямых)

3 группа (уровень)

Карточка-помогайка

1) Выберите две произвольные точки С и В.
2) Проведите прямые, которые одновременно проходят через эти две точки.
3) Сколько прямых вам удалось провести?
4) Сделайте вывод.

(Учащиеся подходят к выводу: через любые две точки одновременно может проходить только одна прямая.)

Ученики работают и делают свои выводы сначала в группе, а потом озвучивают для всего класса.

У: Чтобы преодолеть многоугольный лес мы должны быть спортсменами быстрыми и ловкими, а для этого нужно каждый день заниматься физкультурой.

VI. Физкультминутка

VII. Осознание и осмысление изученного материала

Работа с учебником. №75, №76, выполнить построение в тетради и сделать вывод.

№78(устно) Рассматривая рисунок в учебнике, определить какие фигуры будут пересекаться, а какие нет. Докажите почему?

У: Итак, мы побывали с вами в стране Геометрии. Нам пора возвращаться домой. Обратно мы поедем с вами на поезде из №97(1). Но сначала на м нужно узнать скорость этого поезда.

У: А до Кильмези мы будем добираться на автомашине из №97(2).

VШ. Подведение итогов урока

У: Мы побывали сегодня в стране Геометрии. С какими фигурами мы сегодня познакомились?

Что вы узнали и повторили о плоскости?
Приведите свой пример предмета, который напоминает плоскость.
Какие свойства прямой вы сегодня узнали?
Как можно назвать прямую?
Как могут на плоскости располагаться прямые?
Чем луч отличается от прямой?
Какое условие нужно соблюдать, чтобы правильно назвать луч?
Какие цели мы перед собой ставили перед путешествием? Справились ли мы с поставленными целями? Кто считает, что не достиг поставленной цели? Поднимите руку.

IX. Сообщение домашнего задания и рекомендации по его выполнению

1 уровень №99, №100
2 уровень № 101, №102
3 уровень №103, №130.

Х. Рефлексия

Договорите предложения.

- Сегодня на уроке мне понравилось…
- Сегодня мне было легко…
- Сегодня на уроке мне показалось трудно…
- Мне нужно еще повторить дома.