Цели:
- Познакомить с числом 10, его местонахождением в числовом ряду, составом числа 10, понятием двузначного числа.
- Закреплять последовательность натурального ряда чисел от 0 до 9 и взаимосвязь между частью и целым.
- Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.
На уроке главное - внимание. И тогда вы успешно усвоите материал данного урока.
2. Актуализация знаний.
1). Последовательность натурального ряда чисел.
Но, а сначала мы вспомним изученные числа.
- Ответить на вопрос и ответ показать карточкой с соответствующим числом.
- Сколько ног у собаки? (4)
- А ушей у кошки? (2)
- Сколько дней в неделе? (7)
- А рабочих дней? (5)
- Сколько ушей у трёх мышей? (6)
- А хвостов? (3)
4, 2, 7, 5, 6, 3.
- Все ли числа здесь есть?
- Дополните ряд.
1, 8, 9
- Расположите числа в порядке возрастания.
1, 2. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.
- Что общего у этих чисел? (однозначные).
- На какие группы можно их разбить? (чётные и нечётные).
- Назовите чётные числа. Нечётные.
- Сколько всего ребят у доски?
- Первый! Шаг вперёд.
- Выйдите вперёд 4 и 6.
- А теперь выйдет тот, кто стоит между 2 и 4.
- Выйдет тот, кто стоит за 4.
- Выйдет тот, кто стоит после 6.
- Выйдет тот, кто стоит перед 9.
- А теперь выйдет тот, кто стоит за 9.
2). Постановка проблемы.
- Кто же по счёту стоит за 9? (никто).
- Почему? (знаем числа только от 1 до 9).
(вынести числовой ряд на доску).
3). Сообщение темы урока.
Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.
3. Открытие нового.
1). Знакомство с число 10.
Так кто же по счёту стоит за 9. А это гномик Пышка. К нам привёл его умница Крошка. Пышке тоже хочется стать таким же умным, как его друг. А мы ему в этом должны помочь.
- Карточку с каким числом ему нужно дать? Найдите её в кассе цифр.
Число с таким начертанием называется 10.
- Как получили число 10? (добавили 1).
- Сравните числа 9 и 10, 7 и 10, 2 и 10.
Значит, число 10 - самое большое в числовом ряду.
- Чем отличается число 10 от остальных? (состоит из двух значков).
Число, состоящее из двух значков, называется двузначное.
А ещё оно круглое, так как заканчивается на 0.
Цифра вроде буквы о -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять!
- Чего у нас 10? (пальцев).
С давних времён число 10 использовалось как укрупнённая единица счёта - десяток.
2). Работа с табло.
страница 38.
- Сколько рыбок на сюжетной картинке? (10).
- Как обозначим число рыбок? (числом 10).
- Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (после 9).
- Как получили 10? (к 9 прибавили 1).
- Как ещё можно записать 10? (х - римская цифра, 10 точек в виде треугольника).
3). Физминутка для глаз.
4). Работа в прописи.
Страница 39.
- Сложно ли будет писать число 10? Почему?
- Сколько клеточек займёт это число? Почему?
-Рассмотрите образец. Напишите.
5). Состав числа 10.
Сейчас мы познакомимся с составом числа 10.
Стр. 38. №2 - с объяснением.
Составьте суммы, равные 10, соединив числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа (показ на доске на кружках).
- Какие выражения получаться? Запишите.
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление.
Сейчас проверим, как Пышка усвоил состав числа 10.
№3 - самостоятельно.
Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания.
Проверка.
- Что можно сказать о верхнем ряде чисел? (увеличиваются на 1).
- О нижнем? (уменьшаются на 1).
Поэтому результат не изменяется.
- Чем, частью или целым, являются числа верхней (нижней) строки?
- А число 10?
О взаимосвязи между частью и целым нашему гостю гномику тоже нужно рассказать.
Я предлагаю вам игру.
И три числа я вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать, предложите.
- Какие числа вы здесь увидели? (4. 6. 10).
- Что с ними можно сделать? (сложить).
- Чем являются числа 4? 6? 10? Обозначьте.
- Составьте следующее выражение.
-По какому принципу?
- Что находили: часть или целое?
- Каким знаком действия?
- Аналогично следующие выражения.
6. Повторение изученного.
1). Решение уравнений.
Для закрепления знаний о взаимосвязи между частью и целым решим уравнения.
Стр. 39 №6.
Спасибо за старание,
Вот ещё испытание.
2). Решение задач.
Испытание будет заключаться в том, что вам нужно будет самостоятельно решить задачу, каждому ряду - свою.
О чём - вы узнаете, отгадав загадку.
1.
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь).
2.
Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (карандаш).
3.
Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (конфета).
№7. (а - 1 ряд, б -2 ряд, в - 3 ряд).
Проверка.
(решения вынести на доску).
- Решение какой задачи отличается выбором действия?
7. Итог урока.
Окончен урок и выполнен план:
- Что нового сегодня мы узнали?
Мы стали ещё умнее и многому научили гномика Пышку.
8. Самооценка.
- Красный - не допустил ошибок, доволен собой.
- Зелёный - допущены неточности.
- Синий - надо постараться.