Урок математики. Тема "Знакомство с числом 10"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с числом 10, его местонахождением в числовом ряду, составом числа 10, понятием двузначного числа.
  2. Закреплять последовательность натурального ряда чисел от 0 до 9 и взаимосвязь между частью и целым.
  3. Развивать речь, память, внимание, логическое мышление, математические способности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок
И позвал нас на урок.

На уроке главное - внимание. И тогда вы успешно усвоите материал данного урока.

2. Актуализация знаний.

1). Последовательность натурального ряда чисел.

Но, а сначала мы вспомним изученные числа.

- Ответить на вопрос и ответ показать карточкой с соответствующим числом.

- Сколько ног у собаки? (4)

- А ушей у кошки? (2)

- Сколько дней в неделе? (7)

- А рабочих дней? (5)

- Сколько ушей у трёх мышей? (6)

- А хвостов? (3)

4, 2, 7, 5, 6, 3.

- Все ли числа здесь есть?

- Дополните ряд.

1, 8, 9

- Расположите числа в порядке возрастания.

1, 2. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Что общего у этих чисел? (однозначные).

- На какие группы можно их разбить? (чётные и нечётные).

- Назовите чётные числа. Нечётные.

- Сколько всего ребят у доски?

- Первый! Шаг вперёд.

- Выйдите вперёд 4 и 6.

- А теперь выйдет тот, кто стоит между 2 и 4.

- Выйдет тот, кто стоит за 4.

- Выйдет тот, кто стоит после 6.

- Выйдет тот, кто стоит перед 9.

- А теперь выйдет тот, кто стоит за 9.

2). Постановка проблемы.

- Кто же по счёту стоит за 9? (никто).

- Почему? (знаем числа только от 1 до 9).

(вынести числовой ряд на доску).

3). Сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

3. Открытие нового.

1). Знакомство с число 10.

Так кто же по счёту стоит за 9. А это гномик Пышка. К нам привёл его умница Крошка. Пышке тоже хочется стать таким же умным, как его друг. А мы ему в этом должны помочь.

- Карточку с каким числом ему нужно дать? Найдите её в кассе цифр.

Число с таким начертанием называется 10.

- Как получили число 10? (добавили 1).

- Сравните числа 9 и 10, 7 и 10, 2 и 10.

Значит, число 10 - самое большое в числовом ряду.

- Чем отличается число 10 от остальных? (состоит из двух значков).

Число, состоящее из двух значков, называется двузначное.

А ещё оно круглое, так как заканчивается на 0.

Цифра вроде буквы о -
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это десять!

- Чего у нас 10? (пальцев).

С давних времён число 10 использовалось как укрупнённая единица счёта - десяток.

2). Работа с табло.

страница 38.

- Сколько рыбок на сюжетной картинке? (10).

- Как обозначим число рыбок? (числом 10).

- Где находится 10 в числовом ряду и на числовом отрезке? (после 9).

- Как получили 10? (к 9 прибавили 1).

- Как ещё можно записать 10? (х - римская цифра, 10 точек в виде треугольника).

3). Физминутка для глаз.

4). Работа в прописи.

Страница 39.

- Сложно ли будет писать число 10? Почему?

- Сколько клеточек займёт это число? Почему?

-Рассмотрите образец. Напишите.

5). Состав числа 10.

Сейчас мы познакомимся с составом числа 10.

Стр. 38. №2 - с объяснением.

Составьте суммы, равные 10, соединив числа, стоящие на одинаковых местах слева и справа (показ на доске на кружках).

- Какие выражения получаться? Запишите.

4. Физкультминутка.

5. Первичное закрепление.

Сейчас проверим, как Пышка усвоил состав числа 10.

№3 - самостоятельно.

Достройте замок из цифр, используя только что полученные знания.

Проверка.

- Что можно сказать о верхнем ряде чисел? (увеличиваются на 1).

- О нижнем? (уменьшаются на 1).

Поэтому результат не изменяется.

- Чем, частью или целым, являются числа верхней (нижней) строки?

- А число 10?

О взаимосвязи между частью и целым нашему гостю гномику тоже нужно рассказать.

Я предлагаю вам игру.
И три числа я вам даю.
А вы на числа посмотрите,
Что с ними делать, предложите.

- Какие числа вы здесь увидели? (4. 6. 10).

- Что с ними можно сделать? (сложить).

- Чем являются числа 4? 6? 10? Обозначьте.

- Составьте следующее выражение.

-По какому принципу?

- Что находили: часть или целое?

- Каким знаком действия?

- Аналогично следующие выражения.

6. Повторение изученного.

1). Решение уравнений.

Для закрепления знаний о взаимосвязи между частью и целым решим уравнения.

Стр. 39 №6.

Спасибо за старание,

Вот ещё испытание.

2). Решение задач.

Испытание будет заключаться в том, что вам нужно будет самостоятельно решить задачу, каждому ряду - свою.

О чём - вы узнаете, отгадав загадку.

1.

То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь).

2.

Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я:
Башню, дом и самолёт,
И большущий пароход. (карандаш).

3.

Шоколадом вся облита,
А внутри тянучка.
Это лакомство купили
Для внучка и внучки. (конфета).

№7. (а - 1 ряд, б -2 ряд, в - 3 ряд).

Проверка.

(решения вынести на доску).

- Решение какой задачи отличается выбором действия?

7. Итог урока.

Окончен урок и выполнен план:

- Что нового сегодня мы узнали?

Мы стали ещё умнее и многому научили гномика Пышку.

8. Самооценка.

  • Красный - не допустил ошибок, доволен собой.
  • Зелёный - допущены неточности.
  • Синий - надо постараться.