Познавательный аспект:
- Должны знать: Как образуются числа из нескольких десятков и единиц; порядок следования при счёте.
- Должны уметь: Называть двузначные числа; выделять в двузначном числе количество десятков и единиц.
Развивающий аспект:
- Продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
- Развитие логического и творческого мышления.
- Развитие математической речи детей.
Воспитывающий аспект:
- Продолжить работу по созданию классного коллектива через работу в парах и коллективную работу.
- Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.
Урок строится по принципам: наглядности, доступности, «От простого к сложному».
На уроке использую групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие. Как же называется страна, в которую мы отправляемся? (Кадр DVD)
А теперь:
Ну-ка проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!
Чтобы работа спорилась, давайте сделаем «Мозговую гимнастику».
- «Качание головой».
- «Ленивые восьмёрки».
- «Шапка размышлений».
2. Актуализация знаний
На горизонте первый город. Как же он называется? Хотите узнать? А может вы хотите его построить?
Давайте вспомним стихотворение про числа. Ребята, на партах у которых домики с числами, будут строителями, а мы их помощниками.
От 0 и до 0,
Не дойти без костыля,
Не добраться без лошадки,
Без витой ватрушки сладкой,
Без винтовки со штыком,
Без коляски с облучком,
Без шёлкового кнутика,
Без кривого прутика,
Без шаров и бубенца,
Не отъехать от крыльца.
Посмотрите на наш город. Сколько цифр (знаков) нам нужно, чтобы записать эти числа? Как же мы назовём этот город?
Город Однозначных чисел.
А теперь давайте расставим домики по порядку. (У доски один ученик.)
Пока … наводит в городе порядок, мы с вами время даром не теряем, соседей чисел называем.
Назовите предыдущее число, последующее число.
Ну вот, домики на своих местах. На какие две группы мы можем разделить данные числа? (Чётные и нечётные).
Какие числа мы называем чётными?
Скажите, а все ли однозначные числа мы поселили в городе? Какого числа не хватает?
Почему же мы не поставили число 0 в наш ряд?
Может это число нам не нужно?
Этот 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Для чего в математике используют число 0?
Кто может назвать эти числа?
Правильно, но эти числа живут в другом городе. Чтобы мы смогли двигаться дальше, нам необходимо заполнить маршрутные листы (Приложение 1)
Первое задание. Арифметический диктант.
- Число, которое показывает, что у нас ничего нет.
- Самое большее однозначное число.
- Число, предыдущее числу 5.
- Число, следующее за числом 6.
- Число, которое больше 2, но меньше 4.
Проверим наши записи. (Проверка на DVD). 0 9 4 7 3
Покажите яблочки (красное – всё правильно, жёлтое – есть 1 ошибка, зелёное – ошибок больше).
Скажите, можем ли мы составить математические выражения, используя только числа? Что нам ещё нужно?
Запишите математические знаки на следующей строчке.
Проверка DVD. (+ - < > = ).
В маршрутном листе есть второе задание.
Используя записанные числа и знаки, составьте по 2 числовых равенства и неравенства.
Взаимопроверка.
Физминутка.
По дорожке шли, шли, на две улицы пришли.
Улица Сложения и улица Вычитания.
Здесь живут математические выражения. Они вышли погулять и заблудились. Давайте им поможем!
У доски 4 человека – распределят выражения по улицам.
А мы без дела не сидим,
Компоненты действий повторим.
Как называются числа действия сложения?
Как называются числа действия вычитания?
Проверим, смогли ребята помочь мат. выражениям?
Проверка (яблочки).
Давайте прочитаем выражения по-разному. (Один на сложение, второй на вычитание).
Сколько мат. выражений на улице сложения?
Сколько их на улице вычитания?
Как узнать, на сколько больше мат. выражений на вычитание, чем на сложение?
А теперь вновь обратимся к маршрутным листам.
Третье задание.
Математические выражения у нас непростые. Вместо ответов буквы стоят.
Вы их скорее решите,
Буквы в числа превратите.
Дополнительное задание для сильных детей.
Проверка. Какое же слово у вас получилось?
Двузначные. Это название следующего города. Но туда непросто попасть, перед нами река Задача. Как нам через неё переправиться? (Ответы детей.)
Из частей 3 человека строят мост, плот, корабль.
В это время дети на партах восстанавливают задачи.
Проверка DVD.
Ну, а теперь переправляемся.
Физминутка (имитация движений).
3. Изучение и закрепление нового материала
Вот и город Двузначных чисел. Ворота в город закрыты. Чтобы в город нам войти, сторожа пора найти.
Игра «Да-нетка». (Число 10).
Почему это число стоит у ворот?
Что ещё мы можем рассказать про число 10?
Число 10 приглашает нас на площадь Счётных палочек.
Работа со счётными палочками.
Отсчитать 10 палочек. Собрать в пучок. Что мы получили?
10 = 1 дес.
Добавьте справа 2 палочки. Сколько отдельных палочек? Сколько десятков палочек? Какое это число?
Аналогично до числа 20.
Положите счётные палочки на место.
Теперь мы отправляемся на проспект Десятков и Единиц.
Здесь нам пригодится ваш хороший слух и внимательность.
Игра «Хлопки».
Игра «Стук-стук».
Игра «Хлопай-топай» ( DVD).
Дальше наш путь лежит в деревню Фигуркино.
Повторить геометрические фигуры.
В деревне есть улица Круговая, вот сюда мы и завернём.
Задание: определить местонахождение различных кругов, назвать количество десятков и единиц в числе.
Итог
Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам это путешествие? Хорошо ли было вам в гостях?
Давайте в благодарность отправим жителям страны Математики корзину с яблоками. Но каждый выбирает яблоко так, что если вы считаете, что у вас всё получилось – то яблоко красное, если вы считаете, что вам нужна помощь учебника или одноклассника, то яблоко жёлтое, если нужна помощь учителя – то яблоко зелёное.
Дети прикрепляют яблоки к корзине.