Открытый урок-путешествие по математике в 1-м классе "Образование и чтение двузначных чисел"

Разделы: Начальная школа


Познавательный аспект:

  • Должны знать: Как образуются числа из нескольких десятков и единиц; порядок следования при счёте.
  • Должны уметь: Называть двузначные числа; выделять в двузначном числе количество десятков и единиц.

Развивающий аспект:

  • Продолжить развитие общеучебных умений и навыков.
  • Развитие логического и творческого мышления.
  • Развитие математической речи детей.

Воспитывающий аспект:

  • Продолжить работу по созданию классного коллектива через работу в парах и коллективную работу.
  • Воспитывать умение слушать и слышать одноклассников.

Урок строится по принципам: наглядности, доступности, «От простого к сложному».

На уроке использую групповые, фронтальные и индивидуальные формы работы.

Ход урока

1. Организационный момент

Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие. Как же называется страна, в которую мы отправляемся? (Кадр DVD)

А теперь:

Ну-ка проверь скорей, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки всё для вас!
Пожелаю вам удачи –
За работу, в добрый час!

Чтобы работа спорилась, давайте сделаем «Мозговую гимнастику».

  1. «Качание головой».
  2. «Ленивые восьмёрки».
  3. «Шапка размышлений».

2. Актуализация знаний

На горизонте первый город. Как же он называется? Хотите узнать? А может вы хотите его построить?

Давайте вспомним стихотворение про числа. Ребята, на партах у которых домики с числами, будут строителями, а мы их помощниками.

От 0 и до 0,
Не дойти без костыля,
Не добраться без лошадки,
Без витой ватрушки сладкой,
Без винтовки со штыком,
Без коляски с облучком,
Без шёлкового кнутика,
Без кривого прутика,
Без шаров и бубенца,
Не отъехать от крыльца.

Посмотрите на наш город. Сколько цифр (знаков) нам нужно, чтобы записать эти числа? Как же мы назовём этот город?

Город Однозначных чисел.

А теперь давайте расставим домики по порядку. (У доски один ученик.)

Пока … наводит в городе порядок, мы с вами время даром не теряем, соседей чисел называем.

Назовите предыдущее число, последующее число.

Ну вот, домики на своих местах. На какие две группы мы можем разделить данные числа? (Чётные и нечётные).

Какие числа мы называем чётными?

Скажите, а все ли однозначные числа мы поселили в городе? Какого числа не хватает?

Почему же мы не поставили число 0 в наш ряд?

Может это число нам не нужно?

Этот 0 такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

Для чего в математике используют число 0?

Кто может назвать эти числа?

Правильно, но эти числа живут в другом городе. Чтобы мы смогли двигаться дальше, нам необходимо заполнить маршрутные листы (Приложение 1)

Первое задание. Арифметический диктант.

  1. Число, которое показывает, что у нас ничего нет.
  2. Самое большее однозначное число.
  3. Число, предыдущее числу 5.
  4. Число, следующее за числом 6.
  5. Число, которое больше 2, но меньше 4.

Проверим наши записи. (Проверка на DVD). 0 9 4 7 3

Покажите яблочки (красное – всё правильно, жёлтое – есть 1 ошибка, зелёное – ошибок больше).

Скажите, можем ли мы составить математические выражения, используя только числа? Что нам ещё нужно?

Запишите математические знаки на следующей строчке.

Проверка DVD. (+ - < > = ).

В маршрутном листе есть второе задание.

Используя записанные числа и знаки, составьте по 2 числовых равенства и неравенства.

Взаимопроверка.

Физминутка.

По дорожке шли, шли, на две улицы пришли.

Улица Сложения и улица Вычитания.

Здесь живут математические выражения. Они вышли погулять и заблудились. Давайте им поможем!

У доски 4 человека – распределят выражения по улицам.

А мы без дела не сидим,
Компоненты действий повторим.

Как называются числа действия сложения?
Как называются числа действия вычитания?
Проверим, смогли ребята помочь мат. выражениям?

Проверка (яблочки).

Давайте прочитаем выражения по-разному. (Один на сложение, второй на вычитание).

Сколько мат. выражений на улице сложения?
Сколько их на улице вычитания?
Как узнать, на сколько больше мат. выражений на вычитание, чем на сложение?

А теперь вновь обратимся к маршрутным листам.

Третье задание.

Математические выражения у нас непростые. Вместо ответов буквы стоят.

Вы их скорее решите,
Буквы в числа превратите.

Дополнительное задание для сильных детей.

Проверка. Какое же слово у вас получилось?

Двузначные. Это название следующего города. Но туда непросто попасть, перед нами река Задача. Как нам через неё переправиться? (Ответы детей.)

Из частей 3 человека строят мост, плот, корабль.

В это время дети на партах восстанавливают задачи.

Проверка DVD.

Ну, а теперь переправляемся.

Физминутка (имитация движений).

3. Изучение и закрепление нового материала

Вот и город Двузначных чисел. Ворота в город закрыты. Чтобы в город нам войти, сторожа пора найти.

Игра «Да-нетка». (Число 10).

Почему это число стоит у ворот?
Что ещё мы можем рассказать про число 10?

Число 10 приглашает нас на площадь Счётных палочек.

Работа со счётными палочками.

Отсчитать 10 палочек. Собрать в пучок. Что мы получили?

10 = 1 дес.

Добавьте справа 2 палочки. Сколько отдельных палочек? Сколько десятков палочек? Какое это число?

Аналогично до числа 20.

Положите счётные палочки на место.

Теперь мы отправляемся на проспект Десятков и Единиц.

Здесь нам пригодится ваш хороший слух и внимательность.

Игра «Хлопки».
Игра «Стук-стук».
Игра «Хлопай-топай» ( DVD).

Дальше наш путь лежит в деревню Фигуркино.

Повторить геометрические фигуры.

В деревне есть улица Круговая, вот сюда мы и завернём.

Задание: определить местонахождение различных кругов, назвать количество десятков и единиц в числе.

Итог

Наше путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам это путешествие? Хорошо ли было вам в гостях?

Давайте в благодарность отправим жителям страны Математики корзину с яблоками. Но каждый выбирает яблоко так, что если вы считаете, что у вас всё получилось – то яблоко красное, если вы считаете, что вам нужна помощь учебника или одноклассника, то яблоко жёлтое, если нужна помощь учителя – то яблоко зелёное.

Дети прикрепляют яблоки к корзине.