Урок по теме "Борьба французского народа против захватчиков. Жанна Д Арк"

Разделы: История и обществознание


Задачи:

  • Воспитательная: подвести учащихся к пониманию понятий – «патриотизм», «благородство», «мужество», «самоотверженность»; воспитывать у учащихся данные качества характера на примере Жанны Д’Арк.
  • Образовательная: познакомить учеников с жизнью и подвигом Жанны Д’Арк, показать роль личности в истории.
  • Развивающая: продолжить работу по формированию умений работы с текстом:

- умение анализировать текст, выделять главную мысль;
- умение отвечать на вопросы различного характера;
- умение высказывать собственное мнение.

Тип урока: урок изучение нового материала.

В ходе урока применяются следующие методы обучения:

  • Словесные (рассказ учителя с элементами беседы).
  • Наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации – это обеспечивало наглядность, а по истории средних веков это достаточно проблематично, соответствовало возрасту и восприятию материала).
  • Частично-поисковый (дети должны были найти проблему в тексте).

Для достижения цели и задач использовала технологию проблемного обучения (постановка проблемного вопроса, дети пытались  дать оценку поступкам).

Приемы: ассоциаций, неоконченных предложений.

На уроке использовалась фронтальная форма работы и также работа в паре.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный  момент

Подготовка презентации (приложение 1). Проверка готовности к уроку учеников

Подготовка учеников к уроку.

2. Мотивация Актуализация
ЗУНов.

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Поднимите руки, кто из вас любит путешествовать? Куда бы вы отправились?

Отвечают на вопросы.

 

2. Вы бывали во Франции? Давайте закроем глаза и мысленно отправимся во Францию. Что вы увидели?

Пытаются представить, что увидели бы во Франции.

Слайд 1, 2, 3.

3. Путешествие по Франции (показываю слайды с памятниками Жанне Д’Арк).

 

 

4. Кто-нибудь знает кто  же такая Жанна Д’Арк? Почему отмечается день памяти?

Выдвигают предположения.

 

5.Постановка цели урока и проблемы: Что мы должны выяснить на уроке?  Почему Жанну Д’Арк считают народной героиней Франции?

Формулируют цель и проблему урока.

 

6. Путешествие во времени.

 

 

7. Упражнение «Ассоциации» (Какие события Франции ассоциируются у вас с этим временем?)

Представляют Францию XIV–XV веков.

 

 8. Вспоминаем основные сведения о Столетней войне. (Дата, участники, причины)

Выполняют задание, называют основные события Франции. Вспоминают схему характеристики войны

3. Формирование ЗУНов.  Слайд 4.

1. Переходим к изучению нового материала. Давайте запишем в тетради тему урока «Борьба французского народа против захватчиков. Жанна  Д’Арк».

Записывают новую тему урока.

Слайд 5, 6, 7, 8

2. С конца XIV века Франция находилась в тяжелом положении.

С какими проблемами столкнулась Франция в это время? Работа по учебнику в парах.

Актуализация умений работы с текстом, умения выделять главную мысль и четко ее формулировать.

Слайды 9-15

3. Рассказ о Жанне Д’Арк и ее подвиге с элементами беседы

  • При первой встрече с Жанной Д’Арк рыцарь Жан из Меца, ставший ее преданным другом, услышал от нее слова: «Нужно, чтобы в урочный час я была у короля, даже если бы мне пришлось ради этого стереть ноги до колен. Потому что никто на свете – ни король, ни герцоги – не смогут спасти Французское королевство. Никто. Кроме меня.»

Какие черты характера и убеждений Жанны проявились в этом высказывании?

  • После коронования король решил наградить Жанну. Она попросила короля в награду освободить жителей ее родной деревни Домреми от налогов и повинностей, не требуя ничего лично для себя. Как этот факт характеризует Жанну Д’Арк?
  • Как вы думаете, как отнеслись король Франции и его окружение к подвигам Жанны Д’Арк  и почему король отказался выкупить ее из плена?
  • Когда Жанну спросили на суде, ненавидит ли Бог англичан, она ответила: «Я ничего об этом не знаю. Но я уверена, что англичане будут изгнаны из Франции, кроме тех, кто здесь погибнет, и что Бог пошлет французам победу над англичанами».

Слушают  и отвечают на вопросы: формирование умения отвечать на вопросы частично поискового характера, проблемные вопросы, умения оценивать поступки других людей, умения высказывать свою точку зрения.

Слайд 16

  • Что можно сказать о Жанне и ее поведении на суде на основе этих слов?
  • Решаем проблему: Почему Жанну называют народной героиней Франции?

Делают вывод по материалу урока, решают проблему урока.

4. Применение ЗУНов. Слайд 17

Работа над понятием «патриот» в виде беседы.

  • Кто такой патриот?
  •  Можно ли ее назвать патриотом своего государства? Почему?
  • А кого вы можете назвать патриотом России?

Отвечают на вопросы: формирование умения отвечать на вопросы частично поискового характера, проблемные вопросы, умения оценивать поступки других людей, умения высказывать свою точку зрения.

5. Домашнее задание

Написать сочинение, в котором рассказать о человеке, которого считаете патриотом России.

 

6. Рефлексия. Слайд 18

Сделать вывод по уроку, использую прием «Неоконченного предложения:

  • Сегодня я узнал …
  • Было интересно …
  • Было трудно …
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу …
  • У меня получилось …
  • Меня удивило …
  • Мне захотелось …
  • Я научился …
  • Я попробую …

Делают вывод и озвучивают тот факт, который во время урока был наиболее значимым для них.