Тема урока: Природа и человек.
Цель урока:
1. На основе предметных знаний и жизненного опыта детей показать взаимосвязь между природой, обществом и человеком, познакомить с Красной книгой.
2. Формировать умения выделять главное в информации. Учить распределять работу между членами группы.
3. Пробуждать у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Беседа о книгах. Ребята наверняка, у вас есть дома книги. Какие у вас книги? О чём они? А я сегодня вам принесла Красную книгу. Слайд №2 (см. презентацию). Как вы думаете, почему она так называется? О чём нам говорит красный цвет? (предупреждает, предостерегает, кричит об опасности) Где вы встречали “тревожный” красный цвет в жизни? Слайд №3. Что вы знаете об этой книге? (книга о природе)
2. Знакомство с Красной книгой. Сказка. Слайд №4.
Давным-давно (1948 г.) в небольшом французском городе Фонтенбло (недалеко от Парижа) собрались учёные мужи со всего мира. Очень уж их взволновало исчезновение некоторых растений и животных на планете Земля. Встретились они, подумали и решили создать службу спасения для живой природы. Разлетелись учёные головы по всему миру, заглянули в каждый дальний уголок нашей Земли – матушки, а собравшись вновь, составили важную Грамоту – мировой список животных и растений, находившихся на грани исчезновения. И назвали его Красной книгой. С давних времён и по сей день, эта книга предупреждает нас об опасности в природе, советует изучать природу, просит беречь и охранять природу.
Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: Какая природа! Красота! Я был на природе.
А что такое природа? (Всё, что существует, независимо от человека, сам человек.) Слайд №5, №6. Какие виды природы вы знаете? (живая и неживая) Слайд №7.
III. Этап целеполагания и постановки учебных задач.
1. Работа по учебнику (с. 26).
- Назовите объекты живой природы.
- Назовите объекты неживой природы.
- Обратите внимание на небо над городом. Что вы видите? (тёмное, с дымом, загрязнённое)
- Отчего оно такое?
- Что происходит с лесом? (вырубленный лес)
- Что можете сказать про животных?
- Почему им приходится уходить со своих мест обитания?
- Что будет, если они не найдут новое место обитания? (Они погибнут.)
- Сможем ли мы с вами помочь этим убегающим животным, этому, почти, вырубленному лесу и понять, почему исчезают они на Земле?!
- А знаете ли вы, кто виноват в их бедах?
Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в этом вопросе и помочь живой природе.
IV. Этап решения проблемы.
Пролетели год за годом. Растут города. Человек полетел в космос. В каждом доме появляется компьютер и другая интересная техника. Хорошо люди живут. Но почему–то всё больше и больше становится Красная книга. Появилась она и у нас, в Республики Саха (Якутия). Оказывается, живём мы с вами и не ведаем, что, совсем рядом мир живой природы просит нас о помощи.
Слайд №8.
(Показать “Красную книгу” детям, дать подержать – тяжёлая! )Да, она тяжёлая от страданий и боли исчезающих растений и животных. Это крик о помощи!
1. Крик о помощи.
У нас сегодня гости, ребята пятиклассники. Это они услышали крик о помощи и решили рассказать нам об этом. Выслушайте их, пожалуйста, и определите, что это:
- растение или животное;
- место его обитания;
- способ размножения.
Сообщения о сардаане и о стерхе. Иллюстрации поместить на доске.
Слайд№9.
Стерх, или белый журавль всегда служил людям символом тоски по родному дому. Редкий человек, находясь вдалеке от родных мест и услышав тоскливое курлыканье журавлей, не мечтал вернуться к теплу родного очага. Это красивые птицы. Живут журавли в болотистых местах, они медленно шагают по воде, высоко и красиво летают над водой.
С раннего утра птицы заняты поисками пищи: земноводных, мелких насекомых, червей и небольших рыбок. Но главный их корм - семена, почки, клубни и корешки. Стерх- очень умная птица, перехитрить её сложно. Журавли очень игривы, иногда исполняют настоящие танцы на воде. У нас в Якутии стерх – священная птица. Увидеть танцующего стерха считается большим счастьем. Гнёзда вьют прямо на земле. Самка сносит, как правило, два яйца, которые насиживают оба родителя. Стерх, или белый журавль занесён в Красную книгу.
Слайд №10
Огненная лилия или сардаана - настоящая королева сибирских цветов! Столь крупная и яркая, что даже не верится, как такое чудо распускается в краях с коротким летом и суровейшей зимой. Название этого удивительного цветка происходит от якутского женского имени Сардаана. Отсюда же и русское слово "саранка", которым сибиряки называют все дикие лилии. В официальной ботанике она именуется Lilium pensylvanicum - лилия пенсильванская.
Сардааны растут на влажных лугах по берегам реки. Размножаются лилии при помощи луковиц и семян. Луковицы сардааны съедобны, их с удовольствием употребляются в пищу люди и животные. Очень часто растения выкапывают и пересаживают в сады, но не всегда сардааны приживаются в домашних условиях. Это растение занесено в Красную книгу.
2. Проверка восприятия детьми сообщений по плану:
- растение или животное;
- место его обитания;
- способ размножения.
3. Поиск путей решения проблемы.
Как вы думаете, почему исчезают стерхи? сардаана?
(Откладывают 2 яйца, но остаётся только сильный птенец.. Он убивает слабого. Эти птицы перелётные и во время перелёта многие гибнут от браконьеров. Сардаана безжалостно срывается в букеты.)
V. Этап закрепления изученного материала.
Ребята, мы внимательно прослушали об исчезающих стерхах и сардаане. Давайте попробуем помочь этим и многим другим редким растениям и животным. Я предлагаю работу в группах.
Цель работы в группе: Учить детей работать в группе, умению договариваться между собой, прислушиваться к мнению каждого. Формировать умение выделять главное. 1. Распределение работы в группах: Слайд №11.
а). Группа зоологов (учёные, которые изучают животных) составит памятку по охране животных.
б). Группа биологов (учёные, которые изучают растения) составит памятку по охране растений.
в). Группа художников – конструкторов соберёт пазлы о редком и исчезающем животном из Красной книги Якутии.
г). Группа художников – конструкторов соберёт пазлы о редком и исчезающем растении из Красной книги Якутии.
2. Правила работы в группе:
- Выбор “учёного консультанта”;
- Каждый участник групп “а” и “б” (сильные учащиеся) подумает и назовёт “учёному консультанту” правило охраны растения или животного используя полученные знания;
- “ Учёный консультант” всех выслушивает и выбирает прозвучавшие правила в подготовленных “опорах”;
Не трогай птенцов и детёнышей животных.
Подкармливай птиц зимой. Не разоряй птичьи
гнёзда и муравейники. Не шуми в лесу. Не рви
охапками цветы, траву. Не ломай кусты и деревья.
Не разводи костры. Не оставляй в лесу мусор, неси
его домой в мусоропровод. Не загрязняй водоёмы. Слайд №12.
3. Защита проектов:
- Выступление групп со своей работой. Иллюстрации и правила поместить на доске.
- Учитель добавляет иллюстрации и правила.
VI. Итог урока. 1.Каким образом мы с вами можем помочь исчезающим животным и растениям? 2. Выпуск листовки – плаката об охране природы “Сохрани нас!”.
Это обращение ко всем людям от имени животных и растений: “Сохрани нас!” (Все иллюстрации редких исчезающих растений и животных объединить красным кругом с надписью: Сохрани нас!) Слайд №13.
VII. Домашнее задание. 1. Создайте плакат – листовку “Спасите ёлочку!”. Слайд №14.
Список литературы
1. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков “Мы и окружающий мир”.1часть. 1класс
2. “Мы и окружающий мир”. 1класс: поурочные планы по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова
3. Е.П. Фефилова, Е.А. Поторочина, О.И. Дмитриева. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 1класс
4. Иллюстрации к слайдам:
- http://www.rosfoto.ru/photos/big/0013000/013084_64.jpg
- http://go.mail.ru/frame.html?imgurl=http://www.naturephoto.ru/Images/T-04-32-web.jpg&pageurl=http://www.naturephoto.ru%2FT-04-32.htm&id=31117732&iid=5&imgwidth=610&imgheight=900&imgsize=181574&images_links
- http://www.clow.ru/a-birds/008-3.jpg=b
- http://www.sibpush.ru/images/zhiv_kr_112.gif
- http://school.ort.spb.ru/library/small_school/nature/pravila%202.htm
- http://www.kluch.com.ua/img/19/franciya.jpg
- http://www.bashvest.ru/photos/28.07.2005/IMG_2894.JPG
- http://www.nature.ykt.ru/foto/kr_kniga%20copy.gif