Цель: развитие экологической воспитанности дошкольников.
Задачи:
- Освоение экологических представлений.
- Развитие познавательных умений.
- Овладение умениями ухода за живыми существами.
- Накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.
Содержание: раздел программы “Ребенок открывает мир природы”, программы “Детство”, соответствующий возрасту детей.
Система педагогического взаимодействия:
- организованное обучение;
- совместная деятельность взрослого с ребенком;
- самостоятельная деятельность детей.
Организованное обучение включает:
- экскурсии, занятия, наблюдения за животными и растениями (распознающее за одним, сравнительное, с использованием раздаточного материала, наблюдение за изменеием и развитием);
- изобразительную деятельность по экологической тематике;
- ознакомление с трудом взрослых в природе;
- обучение детей по уходу за растениями и животными;
- развитие речи (составление рассказов о приодных объектах и явлениях — по аналогии, описательных загадок; придумывание экологических сказок; этических беседы);
- обобщение представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседы);
- классификацию представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры на классификацию).
Совместная деятельность воспитателя и детей включает:
- диагностику экологической воспитанности детей (первую, текущую, контрольную);
- наблюдения в уголке природе, на прогулке, у окна;
- целевые прогулки на природе;
- игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные);
- рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
- беседы с детьми на экологические темы по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе;
- сбор коллекций, семян, камней, осенних листьев;
- опыты;
- труд в уголке природы и на участке;
- просмотра диафильмов, видеофильмов;
- работу с моделями;
- работу с календарем природы, дневниками наблюдений;
- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;
- создание книг-самоделок;
- экологические досуги и праздники.
Самостоятельная деятельность детей:
- стимулирование педагогом самостоятельной деятельности детей, задания для самостоятельных наблюдений в природе, создание проблемных ситуаций — познавательных и практических;
- разные виды игр;
- экспериментирование;
- уход за растениями и животными в уголке природы;
- работа с литературой;
- изготовление поделок из природного материала.