Цели и задачи:
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся о солях как классе неорганических соединений;
- Привести в систему знания учащихся о классификации солей;
- Познакомить со способами получения, свойствами и применением солей.
Развивающие:
- Развить умения и навыки работы с лабораторным
оборудованием и химическими
реактивами.
- Правильно оформлять результаты опытов, составлять уравнения реакций.
- Развивать умения наблюдать и делать выводы.
Воспитательные:
- Формирование всесторонне развитой личности.
- Воспитание трудолюбия, взаимовыручки, умение работать в парах.
Методы: рассказ, беседа, демонстрация презентации “Соли”, выполнение лабораторной работы в парах.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, путеводитель, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, Fe (гранулы).
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
1.Организационный момент (слайд 1)
– Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего урока: “Соли”. На уроке познакомимся еще с одним классом неорганических соединений. Рассмотрим состав, названия. Классификацию, получение солей, и какую роль играют соли в нашей жизни.
2. Актуализация знаний
Задание 1. Перечислите классы неорганических соединений с которыми мы уже знакомы. (Оксиды, основания, кислоты)
Задание 2. Дайте названия следующим веществам
и распределите их по классам неорганических
соединений.
CO2, NaOH, HCl, Fe2O3, NaCl, Ca(OH)2, MgSO4.
- Возникли ли у вас затруднения при выполнении данного задания? (Да, мы не смогли определить к какому классу относятся MgSO4 и NaCl)
- Да, действительно вы встретили новый класс веществ – это соли.
3. Получение новых знаний (презентация)
Соли – это сложные вещества,
образованные атомами металлов и кислотными
остатками (слайд 2).
Состав и название солей(слайд 3)
Дайте названия солям (слайд 4)
MgCl2 Na3PO4 K2SO4 Na2CO3 ZnS Ca(NO3)2
Классификация солей
(слайд 5)Нормальные или средние | Кислые | Основные |
Na2SO4 сульфат натрия | KHSO4 гидросульфат калия | Mg(OH)Cl гидроксохлорид магния |
Средними или нормальными
(слайд 6) солями называют соли, которые образуются при замещении атомами металлов всех атомов водорода в молекулах кислот:H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O
ортофосфат натрия
Кислыми
солями (слайд 7) называют соли, которые образуются в результате неполного замещения атомами металлов атомов водорода в молекулах кислот (получаются при избытке кислоты):Н3РО4 + NaOH = NaH2PO4
+ H2O
дигидроортофосфат натрия
Основными
солями (слайд 8)называют соли, молекулах которых, кроме кислотных остатков, имеются также гидроксогруппы (получаются при избытке оснований):Mg(OH)2 + HCI =Mg(OH)CI + H2O
основный хлорид магния или гидроксохлорид
магния
3. Закрепление (слайд 9-13)
Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы солей .
- Дайте названия этим солям.
- Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы кислых солей.
- Поиграйте в “крестики-нолики”. Покажите выигрышный путь, который составляет формулы основных солей
HNO3 | NaOH | Na2CO3 |
CuCl2 | Al2(CO3)3 | Na3PO4 |
Cu(OH)2 | Fe(NO3)2 | Ba(OH)2 |
KHCO3 | Al2(CO3)3 | H2SO3 |
CuCl2 | CaHPO4 | Na3PO4 |
Ca(OH)2 | Mg(OH)Cl | NaHSO4 |
Дайте названия этим солям.
H2SO4 | NaCl | Zn(OH)Br |
AgNO3 | Fe(OH)SO4 | Ca(OH)2 |
Ca(OH)Cl | CuCl2 | Na2CO3 |
Получение солей
(слайд 14-19)CuSO4+Fe =FeSO4+ Cu
NaOH + HCl = NaCl + H2O
4. основный оксид + кислота = соль + вода
CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O
- Самостоятельная работа
I – вариант
AgNO3 + HCl =
II – вариант
Na2CO3 + HCl =
Отчет: ваши наблюдения
- щелочь + кислотный оксид = соль +вода (слайд )
Ca(OH)2 + CO2 = CaCO3a + H2O
- Применение известняка (слайд 20)
- Нахождение в природе (слайд 21)
- Вред солей (слайд 22)
- Домашнее задание
Ca(HCO3)2 a CaCO3
§ 33 (до химических свойств солей)
Задание 2, 3,7.
Прослушайте и просмотрите записи: