Перед педагогами часто встает задача найти такие методы, приемы, формы работы, которые бы соответствовали природе художественного творчества. Одной из таких форм организации учебного процесса часто выступает игра, поскольку игра - один из основных видов человеческой деятельности. Многие выдающиеся мыслители считали, что игра есть специфический фактор всего, что нас окружает.
Занятия, проведенные в форме игры, будут давать лучший результат и по уровню усвоения материала, и по уровню интереса обучающихся к предмету. Подобные уроки несут возможность активизировать внимание, снизить утомляемость, стимулировать интерес, повысить таким образом эффективность обучения, оптимизировать мыслительный процесс, ввести ребенка в реальный мир человеческих отношений. Однако, все эти функции способствуют решению, в первую очередь, только образовательных задач, а художественный потенциал игры остается в тени. Вместе с тем, будучи адекватной природе искусства и ребенка, игра способствует органичному вхождению детей в мир художественного творчества.
Данные материалы предлагаются как возможные формы проведения занятий.
Следующее задание будет интересно при проведении занятий на тему "История костюма". Дети в подобные объединения ходят творческие, и для них будет интересно проявить свое воображение и нестандартное мышление при описании изображенной на картинах одежды.
Творческое задание "Одежда прошлого"
Педагог показывает детям репродукции картин, на которых изображены люди разных исторических эпох в характерной одежде. Дети выбирают какую-либо картину и рассказывают, в какую эпоху, для кого, из какой ткани шилась та или иная изображенная на картине одежда. После того, как дети выскажут свое мнение, педагог рассказывает им о том, когда были написаны эти картины и кто на них изображен.
Как правило, программа театра мод комплексная и включает в семя много программ, начиная от хореографии и заканчивая дизайном одежды. Одна из таких программ - крой и шитье одежды. Обучающиеся сами разрабатывают и шьют свои коллекции. Следующий вариант занятия будет интересен детям с точки зрения оценки своих умений шить. Вещи на сегодняшнем рынке имеют совершенно разное происхождение, не всегда фабричное, и обучающимся будет приятно отметить, что очень часто качество швов и крой созданных ими вещей могут отличаться в лучшую сторону от вещей, приобретенных в магазине.
Сценка "Рождение одежды"
Попросите детей принести на занятие какие-либо вещи, сшитые своими руками, и вещи, купленные в магазине. Дети делятся на пары и получают две вещи: одну, сшитую своими руками, а другую - на фабрике. Дети должны рассказать, чем эти вещи отличаются одна от другой, и придумать сценки-диалоги о том, как они создавались.
Следующие игры-занятия ориентированы на более старших детей, у которых уже сформированы умение делать эскизы будущих моделей одежды, способность мыслить абстрактно, вычленять значимые качества. Это, как правило костяк объединения, который на протяжении нескольких лет остается неизменным. Следующие упражнения являются ситуациями, направленными на оттачивание мастерства дизайна одежды, на развитие умения мыслить нестандартно и находить неординарные решения задачи.
Рисунок "Для чего эта одежда"
Дети рисуют эскизы одежды для тех или иных событий жизни. По рисункам друг друга дети угадывают, для какого события нужна та или иная одежда.
Игра "Самый лучший портной"
Педагог раздает детям карточки с разными ситуациями, например: бал, день рождения, школа, прогулка по лесу, отдых в санатории, путешествие на корабле, прогулка верхом, спортивное состязание и т.д. Один из детей - портной. Каждый должен заказать у портного одежду для той ситуации, которая попалась ему в карточке. Портной должен рассказать (возможно, и показать с помощью рисунка), какую одежду и из какого материала он сошьет для разных заказчиков. Если заказчика удовлетворяет ответ портного, он отдает ему свою карточку. Это значит, что заказ принят. В противном случае - заказчик и портной меняются местами. Самый лучший тот портной, который соберет больше всего заказов на одежду.
Игра "Шьем для наших друзей"
Дети делятся на несколько групп. Каждой группе предлагается один предмет, животное, растение, которым они должны подражать при создании эскизов моделей одежды. Каждая группа придумывает несколько вариантов моделей. В результате у каждой группы должна получиться миниколлекция одежды на заданную тему, например; одежда в стиле медведя, одежда в квадратном стиле и т.д. После представления всех творений следует общее обсуждение и выделение достоинств и недостатков каждой коллекции.
Психология подчеркивает творческий характер игровой деятельности, отмечая главенство воображения и фантазии. Эстетика отмечает общность миропонимания ребенка и творца, проявляющуюся в символическом переосмыслении действительности, в способности смотреть на мир глазами своего героя, в близости способов выражения - метафоричности, условности. Все это делает игру столь привлекательной для педагогики, ведь она способна не только увлечь, заинтересовать детей, но и активизировать познавательную активность детей, являясь мощным средством педагогического воздействия.