Урок в 5-м классе. Тема "Русский костюм родного края"

Разделы: МХК и ИЗО


В начале нового столетия, образование в России стоит на пороге серьёзнейших перемен - переосмысления культурных ценностей, которые веками базировались на достижениях национальной духовности и самобытности, что в свою очередь становится важнейшей задачей в сфере этнохудожественного образования.

Этнокультура представляет себе широкие возможности преодоления тенденции к бездуховности, играет огромную роль в эстетическом развитии личности и активизации в художественно - творческой деятельности школьников.

Именно такая направленность позволяет сформировать национальное самосознание у подрастающего поколения в процессе приобщения к регионально-культурным ценностям.

А русский народный костюм- это источник творчества. Который является объектом материальной и духовной культуры народа. В одежде нашли отражение душа народа и его представление о прекрасном. Русский народный костюм - это своеобразная книга, научившись читать которую ,можно узнать о традициях и истории своего народа, с этой книгой можно путешествовать из одной губернии в другую и увидеть каким разнообразием отличалась русская одежда. Русский костюм - это произведение искусства, образец гармонии цвета и линий. Соединив в себе множество видов ремёсел и рукоделия, он стал своеобразным памятником художественному гению русского народа. Знакомство с народным традиционным костюмом Белгородской области, одним из наиболее интересных и разнообразных в России находит место в планировании уроков в 5 классе по изобразительному искусству в разделе “Декоративно- прикладное искусство в жизни человека”

 Тема : Русский костюм родного края”

Вид деятельности : проектная деятельность.( индивидуальная, парная, групповая), создание альбома “Русский народный костюм”.

Цели и задачи:

  • знакомство с традиционным русским костюмом родного края, воспитание национального самосознания в процессе приобщения к русской народной культуре, к регионально – культурным ценностям.
  • развитие учебно-познавательной и информационно- коммуникативной компетенции: знать историю зарождения русской одежды, уметь отличать разные костюмы Белгородской области, уметь находить нужную информацию и пользоваться ей.
  • способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
  • развитие художественного вкуса и совершенствование умений и навыков в создании эскиза русского костюма.

Материалы для учителя: презентация “Русский народный костюм”, загадки, кроссворд, частушки.

Музыкальный ряд :русская народная музыка.

Материалы для учащихся: цветная бумага, фольга, открытки, фантики, клей, ножницы.

Ход урока

1. Приветствие и проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Проектная деятельность

Создание альбома “Русский народный костюм”.

Этапы проекта:

I этап. Осознание новой темы

II этап. Творческая деятельность под руководством учителя.

III этап. Самостоятельная творческая деятельность.

IVэтап. Итог совместной творческой деятельности

4.Рефлексия.

Ход урока

1. Приветствие и проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

“Красна девица идёт,
Словно павушка плывёт,
На ней платье голубое,
Лента алая в косе,
На головушке перо”

- О каком образе говорится в этой песне?

Дети: В этой песне говорится о русской девушке.

Учитель: С кем автор сравнивает русскую девушку? И почему?

Дети: Он сравнивает её с “павушкой”, которая одета в красивый русский костюм, на голове венец или кокошник, украшенный жемчугом и подвесками. Она выступала хозяйкой, держа высоко голову, спину прямо, “словно пава”, “плыла лебёдушкой”, молодая девушка выставляла всегда косу на показ: “коса - девичья краса” говорили в старину.

Учитель: Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве , фольклоре, и часто он не отделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. “Лебёдушка”, “пава”, “утушка”, “голубка” - эпитеты, которыми издавна величали в народной поэзии, подчёркивая пластическую сторону образа русской красавицы.

Сегодня мы на уроке совершим путешествие в прошлое, познакомимся с русским костюмом и костюмом нашего Белгородского края.

Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.

Отгадать загадки.

Пляшу по горнице
С работою моей,
Чем больше верчусь.
Тем больше толстею
(Веретено)

Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит.
Конец себе находит.
(Иголка и нитка)

Без рук без ног
Под лавку скок.
(Клубок ниток)
Дуйся не дуйся,
Через голову суйся,
Попляши день-деньской
И пойдёшь на покой.
(Рубаха)

С одного бока - лес,
С другог о - поле.
( Шуба)

Надену - ободом сведёт,
Сойму – змей упадёт.
Тепла не даёт.
А без него холодно.
(Пояс)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу , привечу.
(Шапка)

Два Котика,
А четыре хвостика.
(Лапти)

I этап. Осознание новой темы

Учащиеся получают первоначальные знания, происходит осознание темы через слово учителя, диалог, дискуссию, объяснительно -иллюстративный материал, презентацию “Русский народный костюм ”

Осознание темы предполагает совместно с детьми выработку и постановку цели на данном этапе деятельности, выбор средств выразительности и материалов и способов работы.

Нам , россиянам , русского костюма историю полезно будет знать!

Костюм о людях призовёт подумать,

О быте, нравах может рассказать.

Русский народный костюм - это ещё свидетельство прочной связи с культурой далёких предков. Костюм несёт информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Лучшие традиции русского костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор, силуэт, сарафанов, рубах, понёв, кафтанов вдохновляют современных художников – модельеров, способствуют развитию творческих способностей в создании собственных моделей костюмов и их элементов .Мы видим как выразительны русские костюмы в народном фольклоре, в художественной самодеятельности, в театральных постановках и т.д.

Учитель рассказывает как развивался, изменялся и совершенствовался костюм Древней Руси: Рубаха являлась основой для женского и мужского костюма. Мужской костюм представлял собой сочетание рубахи и портов. Древнерусские порты шились из двух прямых полотнищ и ластовицей между ними. На поясе они фиксировались шнурком — гашником. Порты были неширокими, их заправляли в сапоги или онучи. Как и рубахи, порты впоследствии могли быть нижними и верхними. Нижние порты делались из более тонкого материала (холщовые, шелковые), а верхние — из более плотного(суконные).

Рубаха имела туникообразный покрой, с круглым или прямоугольным вырезом для шеи и разрезом посередине груди или на груди слева (рубаха-косоворотка). Бока и рукава рубахи соединялись тканевой вставкой — прямоугольной ластовицей, которая, как правило, отличалась по цвету. Благодаря этой вставке рукава становились шире, что позволяло человеку свободно двигаться. Кроме того, она продлевала жизнь рубахе, так как когда ластовица портилась от пота, ее можно было заменить на новую. Обычно рубахи были длиной до колен и носились навыпуск, подпоясанные кушаком. В былые времена кушак (пояс) выполнял не только утилитарную функцию, но и служил оберегами. Скрепляя два конца оборачиваемой вокруг талии полосы, человек замыкал своеобразный круг, служивший преградой для злых духов. Действие оберега усиливалось орнаментом, в котором не было ни одной детали, выполненной просто так. Каждый стежок имел своё значение, наделялся определённой силой воздействия.

Изначально у мужчины рубаха была единственной и выполняла функции нижней (нательной) и верхней. Но постепенно, к XVI веку, рубахи уже были двух видов: нижние и верхние. Верхние рубахи более богато украшались. Чаще всего украшались вышивкой или аппликацией ворот, обшлага и подол. Это было связано с тем, что в этих местах обнажалось тело человека, что, по представлению древних, делало его уязвимым перед нечистой силой, и чтобы защитить его от злых духов, края одежды покрывали “символической” вышивкой.   Выходная рубаха отличалась богатой вышивкой, украшалась кружевом, к праздничной рубахе молодые парни носили пояса из переборного тканья или из шерсти. Вышивка имела магический смысл: она опоясывала человека, оберегала его от “дурного глаза”.

Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке — белый и красный: серебристая льняная холстина и пылающая нить узоров. Красный цвет в народном искусстве был одновременно символом земного плодородия и самого солнца. Вот почему одной и той же нитью вышиты и вестники весны — павы, и мать-земля, словно бы озаренная и согретая солнечным светом и теплом.

  Красота русской одежды запечатлена и в полотнах известных художников XIX веке. Можете назвать эти произведения и их автора?

Просмотр презентации.

Учитель:

Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для неё.
Итак, что прежде женщины носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове – убрус под шапкой чинной
Или повойник - оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и понёвы –
Детали поясню вам в двух словах.
А может вы сами ответите на эти вопросы?

Ответы учеников :

Кафтан – это распашная верхняя одежда женщины, её переняли у мужчин, внеся изменения.

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона – накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком. Повойник – головной убор типа чепца.

Учитель: Костюм крестьянки – он традиционно

Носил национальные черты.

И не касался Запад просвещённый
Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин раличались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда

Так же как и у мужчин, у женщин были нижняя (нательная) рубаха (сорочка) и верхняя. Сорочка была длиной до пола, и в отличие от мужской в ней не было подоплеки. Ее шили из тонкой льняной ткани прямой и свободной с круглым вырезом. По сравнению с мужской сорочкой ворот, рукава и подол женской украшались вышивкой гораздо богаче. Праздничный вариант рубахи с длинными рукавами назывался долгорукавкой (иногда длина рукава могла достигать 4 м). Эти рукава собирались в складки и закреплялись на кистях рук браслетами. Распускали рукава только по праздникам. Во время танца они придавали ему более четкий рисунок.

Рубаха являлась основой для женского костюма: поверх нее надевали понёву, сарафан, андарак, плечевую одежду и др. Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафанам (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII-XVB вв. Он включал рубаху, сарафан, передник. Эта одежда была наиболее характерной для северных и центральных губерний, со временем она проникла и в другие губернии России.    Одним из древнейших видов женской одежды является понева, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани в клетку и собранная гашником. Она могла быть распашной (с разрезом спереди или сбоку) и глухой (полностью сшитой). В случае глухой поневы к трем полотнищам добавлялась четвертая, которая называлась прошвой. Прошва отличалась по цвету и ткани.     В основном поневу носили замужние женщины, а также ее надевали девушки по достижении половой зрелости. Чем старше была женщина, тем темнее был цвет ее поневы. Во время работы низ поневы можно было подоткнуть за пояс. Понева преобладала в южном костюме, в нашей Белгородской области.  Поверх рубахи и поневы женщины надевали передник — запон, который мог быть с нагрудником, без нагрудника или закрытым с рукавами.

Крестьянки Юга – те предпочитали
Поверх рубах понёвы надевать,
Узором по подолу украшались,
Но юбки было принято считать
Нарядом женским, Девушки носили
По верх рубахи фартук иль армяк,
На совершеннолетие им шили
Понёвы – юбки, вот бывало как!
На Севере кокошник надевали,
Расшитые узорами венцы,
На Юге кики им предпочитали
А к юбкам пришивали бубенцы.
И так, что же такое кика, армяк, кокошник?

Ответы детей: Кика- головной убор

Кокошник – головной убор

Армяк –фартук, украшенный узором

Учитель. Рассмотрим костюм Новооскольского уезда.

Из каких элементов состоит этот костюм?

Дети. Это юбочный комплекс. Он состоит из юбки, рубахи с чёрной вышивкой, “завески”(фартука), пояса и жилета.

Учитель. Это праздничный наряд. Он очень яркий и нарядный. Здесь использованы фабричные ткани, юбка красного цвета, она имеет воланы, что характерно для праздничного наряда. Короткий жилет и фартук. Проложены полосы из разноцветных лент и тесьмы. Костюм имеет домотканый пояс из красной шести, нижние концы которого украшены также цветными полосами, тесьмой и гарусом.

А это сарафанный комплекс Грайворонского района. Рубаха вышита красным растительным орнаментом. Сарафан с фигурным вырезом, из чёрной домотканой шерсти. Низ и верх сарафан отделан бархатом, атласными лентами с текстильным рисунком. Этот вид сарафана имел оформление, называемое “ со штохаом ”то есть с “выложенными ”на груди прямоугольные вставки. Сарафан подпоясан большим красным кушаком с вышитым орнаментом и махрами внизу. Как вы думайте, это будничный вид одежды или праздничный?

Ответы детей.

Учитель. Конечно, это праздничный вид одежды. Его называли “уложенный” “воскресенским”.

Учитель. А эти сарафаны Яковлевского и Прохоровского района. Давайте их сравним и найдём отличия.

Ответы детей. Сарафан Яковлевского района назывался глухой туникообразный, косоклинный сарафан. Прохоровского, выглядит как сарафан – платье, сшит из фабричной ткани и назывался “саяном”

Учитель. На территории Белгородской области существовал и практически все типы сарафанов. А вот и понёвный комплекс Красногвардейского района. Какими особенностями он обладает?

Ответы детей.

Учитель. Только в этой местности была чёрноузорная вышивка рубах и многоцветная вышивка, в виде плотного коврового узора - на понёве. Не имеют аналогов в русском костюме некоторые виды украшений в виде кругов на тесьме. Эти украшения назывались – грибатки.

Учитель. А как назывался головной убор в костюме Белгородской области.

Ответы детей.

В Белгородской области носили чепцы, кички и самый распространённый головной убор сорока. Девичьими головными уборами были повязки, венцы.

Учитель. Важное место в женском одеянии занимал головной убор- сорока Достаточно сложный, состоящий из множества деталей, он как бы завершал определенный образ.

Из каких элементов она состояла?

Ответы детей.

"Сорока" — это особым образом выкроенный и сшитый кусок ткани с вышитым очельем, который служил верхней частью головного убора. Поверх "сороки" надевался снизанный из бисера "позатылень"

Учитель Сорока, украшенная шитьём или драгоценными камнями называлась саженая; была также сорока крылатая (с боковыми лопастями с завязкам, или крыльями). Иногда спереди сороки добавлялась жемчужная подвязь Если поверх сороки повязывался платок, то она назвалась “сорока с повоем”., называемый в некоторых местностях "бороной". Такие головные уборы "сороки" украшались гарусом, золотным шитьем, бисером, дутыми бусами, бахромой. Праздничные уборы крестьянок были настолько яркими и блестящими, что в их называли "златоглавами". Головной убор играл огромную роль в женском костюме. По нему можно было судить о возрасте, семейном положении женщин. Только молодая незамужняя девушка могла ходить с косой. Замужняя женщина убирала волосы. По поверьям . женский волос приносил несчастье. Позорно было появляться замужней женщине без головного убора. Даже сейчас. Когда говорят “опростоволосилась”, мы подразумеваем – опозорилась.

II этап. Творческая деятельность под руководством учителя.

Создание условий для дальнейшего постижения темы, когда формируются и развиваются художественные знания, умения и навыки. Учащиеся самостоятельно выбирают индивидуальную, парную или групповую форму работы основанную на творчестве, духовном равенстве и межличностном общении.

III этап. Самостоятельная творческая деятельность.

Проектная деятельность. Создание альбома “Русский народный костюм”.

На этом этапе деятельности предполагается индивидуальная творческая работа, раскрывающая способности, умения и фантазию. Для оформления, технику выполнения дети выбирают сами: цветной строй народного костюма, использование отделки (цветная тесьма, кружево), из цветной бумаги, украшения из фантиков , орнаментальных полосок.

4. Закрепление изученного материала.

Разгадать кроссворд

Вопросы к кроссворду:

1. Верхняя распашная одежда

2. Короткая тёплая женская распашная одежда

3. Плечевые вставки в рубахе

4. Нагрудное украшение в виде кругов на тесьме

5. Многослойный головной убор

6. Мягкая шерстяная пряжа.

7. Женская распашная одежда , состоящая из несколько полотнищ цветной домотканой клетчатой ткани.

8. Спиралевидный узор. Означающий непрерывное движение жизненных природных процессов.

9. Сарафан, преимущественно из фабричной ткани.

10. Украшение вплетаемое в косу.

11. Женский головной убор

12. Украшение в виде розетки из одной или нескольких лент с пуговицей или бусинкой в середине.

IVэтап. Итог совместной творческой деятельности, результат создания атмосферы творческого развития и самосовершенствования. Выставка работ. Демонстрация и анализ своих работ. Определить лучшие работы , указать на недостатки.

4.Рефлексия1.Выразить своё эмоциональное состояние. Пропеть частушки.

Как надену я рубаху
И понёву синюю.
Вы такую девочку
Не сыщете красивую.

2. Я оскольская девчонка
Голубые глазки.
На мне нова одежонка,
Словно я из сказки.

3.Белгородские девчонки
Очень весело живут.
В своих новеньких нарядах
Никогда не прпадут.

4.Я Танечка бедовая
На мне сорока новая .
Рубашечка атласная
Какая я прекрасная.

5.Я девчонка озорная,
На мне рубаха расписная.
Сорока золоченая
И юбочка парчовая.

6.Ивнянские девочки,
Девочки - припевочки.
Сарафаны новые
И сами чернобровые.

7.Высока сорока,
Вышита рубаха
Клеточки на юбочке
У девчонки - Любочки.

8.Я надену армячок,
Ещё, шляпу на бочок.
Белгородские девчата
попадутся на крючок.

Карточки для проведения рефлексии.

Выразить свое настроение.

Литература

Горяева Н.А.,. Островская О.В Декоративно – прикладное искусство в жизни человека, учебник по ИЗО 5 класс./ – М.: Просвещение 2003.

Зотова И. П.Белгородский народный костюм/издательство “Истоки”2005.

Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. - М.: Дрофа , 2006.

КаминскаяМ. Н. История костюма. М.:Легкая индустрия, 1997.

Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука – классика, 2005.

Шпикалова Т.Я, Сокольникова Н.М и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства рекомендациями / — М.: Мозаика-Синтез, 1997.