>Интеграция учебных предметов: литература, русский язык, история, ОБЖ, химия, ИЗО, музыка.
Основная идея: На протяжении всей жизни человека сопровождает 4 стихии: Воздух, Вода, Земля и Огонь. Невозможно переоценить роль, которую сыграл в развитии цивилизации факт овладения огнём. Стихия огня, самая вездесущая, самая творящая, самая жизненная, сегодня особенно не замечается и не оценивается. Мы решили обратиться к этой теме через учебные предметы и дополнить знания пятиклассников новыми сведениями.
Цели проекта:
- Расширить знания учащихся о роли огня в природе;
- Раскрыть смысл понятия "огонь", познакомиться с различными значениями этого слова, поэтическими образами;
- Научить учащихся самостоятельно работать с различными словарями;
- Воспитать обоснованную уверенность в себе, стремление к самостоятельному получению знаний, интерес к окружающему миру;
- Развить познавательный интерес, творческие способности, создать положительный эмоциональный фон;
- Развить умение учащихся оформлять и защищать свой проект.
Формы реализации проекта:
- Посещение библиотеки с целью нахождения материала.
- Работа со словарями.
- Выставка рисунков учащихся.
- Участие в проведении открытого урока-проекта.
- Демонстрация опытов.
- Инсценировка.
- Исполнение песни, танца.
Отчётные материалы:
- Рисунки учащихся по теме "Огонь".
- Книжки-малышки с пословицами.
- Альбом с рассказами и иллюстрациями.
- Описание урока-проекта.
Группа 1. "Мифологическая"
Группа 2."Лингвистическая"
Группа 3. "Литературная"
Группа 4. "Историческая"
Группа 5. "Здоровьесберегающая"
- Прочитать наизусть стихотворение Шефнера "Лесной пожар".
- Поставить сценку "Опасный огонь".
- Подготовить танец Огня.
Ведущие урок учителя: В.П.Козлова, Л.И.Слепцова
Эпиграф:
Стихии мира: Воздух, Воды,
И Мать-Земля, и Царь-Огонь.
М.Волошин
В.П. - Сегодня у нас урок необычный. Мы представляем интегрированный проект освоения темы "Гимн Огню". Для проведения урока были созданы микрогруппы, каждая из которых готовила своё задание и сегодня выступит перед вами. Урок будем вести мы: я и учитель химии Лариса Ивановна Слепцова. Итак, начнём.
Как сказал Аристотель: "Познание начинается с удивления".
Л.И. - (разжигает огонь без спичек) - опыт№1.
В.П. Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый, властительный,
Блестящий, живой;
Ты меняешься вечно,
Ты - повсюду другой,
Ты красивый и дымный
В клокотанье костра. ( К.Бальмонт "Гимн огню")
Л.И. - Люди всегда считали огонь священным. Они думали, что он им послан великим богом, поэтому люди буквально молились на огонь. И все таинства, связанные с колдовством или магией, всегда совершаются при свечах или при разожжённом костре. С древних времён люди слагали про огонь легенды и сказки.
В.П. - Праздники на Руси сопровождались присутствием костра - Ивана Купала, Масленица. В Якутии огонь тоже занимает важное место в жизни людей. Ему поклоняются, совершается обряд поклонения огню на больших праздниках, просят благословения на добрые дела, хорошую и благополучную жизнь.
Слава К. - :огонь
Я смертным дал и вот за что наказан,
Похитил я божественную искру,
Сокрыл в стволе сухого тростника,
И людям стал огонь любезным братом,
Помощником, учителем во всём.
( из поэмы Эсхила "Прикованный Прометей")
Л.И. - Исследуем "божественную искру", огонь, который, по преданиям, в далёкой древности принёс людям Прометей, узнаем при этом много нового и интересного о самых привычных явлениях.
В.П - . предоставляем слово 1-й микрогруппе "Мифологической".
- Слава К. - пересказывает миф о Прометее.
- Проня С. - показывает рисунки, сделанные к содержанию мифа о Прометее.
В.П. - Всем, конечно, интересно узнать, как появился огонь, где была изобретена спичка, кто изобрёл свечу. Об этом нам поведает 2-я микрогруппа "Историческая".
- "Как пещерные люди добывали огонь" - Юра С.
- "Как появился огонь" - Аина П.
- "Кто изобрёл спички" - Юля С.
- Выразительное чтение отрывка из книги Рони-старшего "Борьба за огонь".
В.П. - Так что же такое огонь? Откуда появилось это слово, и какие значения оно имеет? Как употребляется в языке? Приглашается 3-я микрогруппа "Лингвистическая".
- Толкование слова "огонь" в различных словарях - Вова Ц.
- Толкование значений фразеологизмов по карточкам - Аина О.
- Загадки об огне - Мира Ш.
- Показ книжки-малышки с пословицами и загадками - Люба Н., Таня Я.
В.П. - Встречается ли слово "огонь" в художественных текстах? Конечно. Приглашаем микрогруппу №4 ""Литературную".
- Пересказ отрывка из рассказа В.Астафьева "Васюткино озеро" - Нюургун И.
- Подбор стихотворных строк со словом "огонь", иллюстрации к ним - Саина Ч.
В.П. - Мы знаем, что люди считали огонь священным. Но есть на земле такие места, где горит Вечный огонь. Это дань уважения погибшим героям в годы войны. Люди приходят к обелискам и возлагают цветы к подножию памятника и долго смотрят в молчании на сияние Вечного огня.
(Женя С. читает стих. "Вечный огонь").
Л.И. - Человек научился ценить огонь. Однако он всегда оставался также символом разрушения, уничтожения, кары.
Приглашаем со своим отчётом микрогруппу "Здоровьесберегающая".
- Рассказ о Ленинградской блокаде - Ваня Ф.
- Стихотворение Шефнера "Пожар в лесу" - Проня С.
- Сценка "Опасный огонь" - Вова Ц., Слава К., Юля Г., Катя П.
- Стихотворение "Погорелец" - Андрей П.
- Танец огня - Катя П, Саина Ч.
Л.И. - Отгадайте, ребята, что является самым страшным врагом леса? Пожар. Но самым страшным природным явлением, связанным с огнём, является вулкан. О том, что такое вулкан, нам расскажет Юля С.
Л.И. - Я покажу вам опыт "Извержение вулкана", а вы увидите, конечно, в миниатюре, какие разрушения приносит это природное явление. ( опыт №2).
Л.И. - Огонь - это ещё и символ единения, вспомните, какое чувство единства рождается в душе у вечернего туристского костра, когда под тихий перезвон гитары звучит хорошая песня.
(все садятся вокруг "костра" и исполняют песню "В кругу друзей")
В.П. - Заканчивая наш урок, хочется прочитать слова великого английского учёного Майкла Фарадея: "Я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и производительно выполняя свой долг перед человечеством".
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Что вы узнали нового об огне?