Цели:
1. Обобщить знания учащихся о природе своей
страны.
2. Развивать умения учащихся анализировать,
сравнивать, обобщать, устанавливать причины.
3. Воспитывать правильное отношение к
действительности, формировать понимание
необходимости охраны природы.
Оборудование: карта “Растительный и животный мир России”, картины заповедников, гербарий.
Ход работы
1. Организационный момент
Вступительное слово учителя – приветствие учеников, гостей, озвучивание цели урока.
Как велика моя страна.
Как широки ее просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы…
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом снега и вьюга.
В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встает встречая солнце.
Н.Забила.
Что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н.Забила?
- Ребята! Мы изучаем природные компоненты и их размещения на территории России. Назовите их (Климат, рельеф, горные породы, воды, почвы, растительный и животный мир).
1 задание – Разминка. Методика “ Лоскутного одеяла”. Выходят по одному к доске с цветной карточкой на которой написаны вопросы. Ответив на вопрос, карточку прикрепляют на магнит к доске (двигательная активность).
- Самый большой по площади климатический пояс (умеренный)
- В каком часовом поясе находится Кемеровская область (в 6 часовом поясе).
- Граница между Европой и Азией (Уральские горы).
- Самый большой остров (Сахалин)
- Область низкого давления (циклон).
- Полюс холода в России (п. Оймякон – 71 ?С)
- Самая длинная река (Обь).
- Площадь России (17,1 млн. км?).
- Самое глубокое озеро (Байкал).
- Кратковременное поднятие уровня воды в реке (паводок).
- Кто назвал почвы “зеркалом ландшафта” (В.В. Докучаев).
- Почвы тайги (подзолистые или дерново-подзолистые).
- Какой перенос воздушных масс преобладает в умеренных широтах (западный).
- Основное свойство почвы (плодородие).
- Основное полезное ископаемое Западной Сибири (нефть, газ).
- В какую геологическую эру мы живем (в кайнозойскую).
- Высочайшая вершина России (г. Эльбрус 5642м).
- Самая протяженная граница (с Казахстаном).
- Большая часть морей принадлежит к (Северному ледовитому океану).
- Крайняя северная точка материковая (м.Челюскин).
- Кто изучал Уссурийский край (Н.М. Пржевальский).
- Сколько стран граничат с Россией (16 стран).
- Какого происхождения озеро Байкал (тектонического).
- Полезное ископаемое образующееся на болоте (торф).
- Равнины расположены на (платформах).
2 задание: Игра “Верно – неверно” на развитие внимания. Верно – хлопаем, неверно – топаем.
- Самые плодородные почвы – черноземы. Верно.
- Самая большая по площади природная зона - лесная. Верно.
- Россия омывается 4 океанами. Неверно.
- Россия граничит с Норвегией. Верно.
- Крайняя западная точка России мыс Альмади. Неверно.
- Россию пересекает экватор. Неверно.
- Река внутреннего стока Волга. Верно.
- Самое глубокое море России Берингово. Верно.
- На Дальнем Востоке резко-континентальный климат. Неверно.
- Самая полноводная река Енисей. Верно.
- Самые плодородные почвы черноземы расположены в тайге. Неверно.
- Горной рекой является Терек. Верно.
Изучение новой темы.
1) Работы с текстом параграфа 18 стр. 100-101 (3
абзаца).
2) Вычерчивание схемы “Факторы, влияющие на
растительность”.
А) климат (тепло и влага).
Б) грунтовые воды.
В) почвы.
Г) рельеф.
Д) деятельность человека.
Физминутка для глаз (глазодвигательное упражнение)
Исходное положение-сидя. Движения глаз вверх, вниз, направо, налево необходимо совмещать с дыханием. На фазе глубокого вдоха необходимо сделать движения глазами, затем удержать глаза в крайнем латеральном положении на фазе задержки дыхания. Возврат в исходное положение сопровождается пассивным выдохом. Упражнение выполняется с легко прикушенным языком 2-3 раза.
3 задание: Работа в парах (формирование пар по подбору одинаковых открыток).
1 пара: По карте атласа №25 перечислить все природные зоны страны. Какая природная зона занимает наибольшую площадь.
2 пара: Используя рис. 47 стр. 102 учебника назвать типичных представителей древесной растительности. Самое распространенное дерево.
3 пара: Используя карту атласа №20 назвать растительность Западной - Сибирской равнины с севера на юг.
4 пара: Из выражения “Лес - наше богатство” подберите географические термины.
5 пара: Используя карту атласа Кемеровской области стр.14 назвать представителей растительного мира лесостепей и степей.
6 пара: По карте атласа стр.19 назвать основные типы почв Западно-Сибирской равнины.
7 пара: Охарактеризуйте рельеф Западно-Сибирской равнины по карте №14.
8 пара: По карте атласа стр. 17 охарактеризуйте климат Западно-Сибирской равнины.
9 пара: По карте атласа стр.4 Кемеровской области дайте характеристику рельефа Кемеровской области.
10 пара: По карте атласа Кемеровской области стр.10. Назовите с/х культуры и таежные промыслы области.
Гимнастика по профилактике ОРВИ и активизации умственной деятельности. (Массаж активных, болевых точек на ладони руки между большим и указательным пальцем).
4 задание: Назовите лекарственное растение и его применение.
Например:
Подорожник - останавливает кровотечение и т.д.
5 задание: Рефлексия.
Что
Как
Зачем
Делали?
Подведение итогов урока учителем. Гостей угощаем чаем из трав.
Самооценка на доске (каждый ученик выходит с выбранным символом и вокруг “лоскутного одеяла” устанавливает его на магните)