Изучение качества общеобразовательной и психологической готовности школьников при переходе на вторую ступень обучения

Разделы: Начальная школа


Переход учащихся из начальной школы на II ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности определённых учебных знаний и учебных действий.

Уровень развития учащихся 10-11 лет далеко не одинаков. Поэтому переходный период может сопровождаться проявлением разного рода трудностей.

Изучение качества общеобразовательной подготовки проводится в конце IV класса. Смысл в том, чтобы найти “болевую точку” в знаниях каждого ребёнка и вовремя оказать помощь. Диагностика проводится в виде тестов по всем изучаемым предметам (тесты прилагаются). В данных тестах помимо материала четвёртого класса, подробно повторяется всё самое главное из предыдущих классов.

Для предупреждения возможных негативных явлений необходимо выявление потенциальной “группы риска”, т.е. тех учащихся, чьё дальнейшее обучение будет связано с определёнными трудностями и которые будут нуждаться в психолого-педагогической поддержке. Предлагаю несколько методик психологической диагностики готовности к переходу в среднюю школу.

Диагностика сформированности саморегуляции

Фронтально для всего класса на 10 мин. Даётся задание: писать на тетрадном листе в одну линейку последовательность единиц и тире (1 – 1 – 1) делать в конце каждой строчки перенос, не “заезжать” на поля, писать не на каждой строчке, а через одну.

Оценка результатов:

высокий уровень – ученик понимает правила, работает сосредоточенно, по окончании работы тщательно проверяет сделанное;
средний уровень – ученик изначально понимает все правила, но по ходу работы теряет одно, ошибок не замечает, в конце работы бегло просматривает работу;
низкий уровень – ученик принимает все правила, а в процессе работы теряет их, работает хаотично, от проверки сделанного отказывается.

Диагностика сформированности произвольного внимания

Используется специально подготовленный текст, содержащий ошибки. Ученики за определённое время (5-7 мин.) должны найти ошибки и исправить их.

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. На столу лежала карта нашего города. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. В лесной чяще было тихо и прохладно.

Оценка результатов:

высокий уровень – не заметил 1 ошибку;
средний уровень – не заметил 2-3 ошибки;
низкий – не заметил 4 и более ошибок.

Диагностика речевого развития

Учащимся предлагается послушать и пересказать текст (короткие рассказы соответствующие возрасту.)

Оценка результатов:

высокий уровень – пересказ без подсказок, передаёт смысл текста своими словами, речь громкая отчётливая, предложения строятся логически правильно;
средний уровень – пересказывает текст после повторного прослушивания, пересказ внятный, логически правильно построены предложения;
низкий уровень – текст пересказывается после неоднократных повторений с трудом, невнятное “бурчание под нос”, отказ от пересказа.

Диагностика сформированности понятийного мышления

1. Найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова перед скобками.

Чтение (слово, глаза, книга, очки, печать)
Сад (растение, садовник, земля, вода, забор)
Река (берег, тина, рыболов, рыба, вода)

2. Определи, что общего между парой слов:

дождь – град,
нос – глаза,
сумма – произведение,
водохранилище – канал,
предательство – трусость.

3. Какое понятие в каждой строке является лишним?

Дуб, дерево, ольха, берёза;
Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий;
Дождь, снег, осадки, иней, град;
Запятая, точка, двоеточие, тире, союз;

4. Найди и запиши четвёртое слово:

Волк-пасть = птица- ? (воздух, клюв, соловей, яйцо, пение)
Птица – гнездо = человек - ? ( люди, рабочий, ум, дом, птенец)
Роза – цветок = газ - ? ( кислород, дыхание, горение, прозрачный)

Оценка результатов: (за каждый ответ 1 балл)

высокий уровень – 20 баллов,
средний уровень –15 баллов,
низкий – меньше 10 баллов.

Диагностика мотивационной сферы

По анкетам определить общее отношение к школе, к учению.

Оценка результатов:

высокий – положительное отношение к школе, преобладание познавательных мотивов учения;
средний –положительное отношение к школе, преобладание социальных мотивов учения;
низкий – отрицательное отношение к школе, внеучебные интересы, отрицательные переживания.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Вставьте пропущенные буквы из алфавита:

г,…,е
и,…,к
л,…,н
с,…,ф
ш,…,ъ
ь,…,ю

2. Обозначьте количество букв и звуков в словах.

Арбуз,
Фасоль,
Солнце

3. Разделите слова чёрточкой для переноса.

Огоньки,
Подъехал,
Делайте,
Комбайн,
Этаж.

4. Определите количество предложений. Выберите нужный знак препинания для каждого из них.

Что случилось целый день течёт вода да здравствует жизнь (. ? !)

5. Запишите по одному слову с двойными согласными:

бб,
жж,
лл,
мм,
нн,
пп,
сс.

6. Выпишите только родственные слова.

Гора,
Пригорок,
Гористый,
Гордость,
Горка,
Гореть,
Горцы,
Горький,
Горница.

7. Напишите слова такого же состава, как данные слова.

Пробежка,
Берёзовый,
Переход.

8. Выпишите слова, которые имеют несколько значений.

Нос,
Клён,
Кисть,
Язык,
Стол.

9. Запишите слова с большой или маленькой буквы в два столбика.

Киев.
Шар.
Река.
Гагарин.
Ольга.
Город.
Жучка.
Карась.
Улица.
Тополь.

10. Подчеркните главные члены предложения.

На поляне сестра увидела подснежники.

11. Выпишите предложение с однородными членами.

Луг украшали ромашки с васильками. Луг украшали ромашки и васильки.

12. Вставьте Ъ или Ь.

В.ехали,
В.юга,
Зимов.е,
Ш.ёт,
С.ёжился,
П.ёт,
Кар.ер,
Об.явление.

13. Напишите слитно или раздельно.

(на)ходился
(на) берегу моря,
(на)чалась
(по)садка овощей,
(с)нами,
(не)был,
(не)ряха.

14. Напишите над каждым словом, какой частью речи оно является.

1) Отлёт, улетел, лечу, лётчик, прилетел, лётный, летательный, к нему.
2) Борздрая шустра куптанула ретёнка.

15. Выпишите только предлоги.

раз,
над,
ой,
нам,
около,
его,
за,
под.

16. Определите склонение имён существительных.

Портфель,
Подпись,
Морковь,
Пыль,
Кружево,
Речь,
Крапива.

17. Вставьте пропущенные окончания.

На тропинк.,
У подружк.,
На сирен.,
Из проруб.,
По дорожк.,
К лошадк. .

18. Вставьте в окончания прилагательных пропущенные буквы.

В дальн.ю дорогу,
За соседн.м забором,
У син.го моря,
Весёл.й денёк.

19. Вставьте в окончания глаголов пропущенные буквы.

Он слыш.т,
Мы игра.м,
Ты крас.шь,
Лягушата дыш.т,
Вы пиш.т. .

20. Обозначьте время глаголов.

Нарисовал,
Помогаю,
Буду петь,
Найду.

21. Запишите слова в два столбика.

Готовить,
Помыть,
Помочь,
Блестеть,
Одеть.

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Укажи правильную запись числа 573 в виде суммы разрядных слагаемых.

А) 500+73
Б)570+3
В)5+7+3
Г)500+70+3

2. Сравните числа: 6020 и 6008.

А)6020>6008
Б)6020<6008
В)6020=6008

3. Вычислите: 7111-5234.

А)12345
Б)1877
В)2987
Г)2877

4. Найдите произведение чисел 960 и 60.

А) 1020
Б) 900
В) 5760
Г)57600

5. Разность двух чисел равна 39, вычитаемое равно 13. Найдите уменьшаемое.

А) 3
Б) 26
В) 52
Г) 42

6. За какое время велосипедист проедет 60км, если за 1 час он проезжает 12 км?

А) 5ч
Б) 48ч
В) 72ч
Г) 720ч

7. За несколько одинаковых альбомов заплатили 80р. Один альбом стоит 16 руб. Сколько купили альбомов?

А) 1280
Б) 96
В) 64
Г) 5

8. Во сколько раз 3м меньше, чем 15 м?

А) в 12 раз
Б) в 5 раз
В)в 18 раз
Г)в 45 раз

9. Вычислите: 3400 – 342х6.

А) 1456
Б) 54
В) 5344
Г) 18456

10. В каком случае правильно расставлен порядок действий : 48 : (2 х 6 - 4).

11. Вычислите: 36 + 72 : 12 : 3.

А) 27
Б) 54
В) 3
Г) 51

12. Какая из следующих записей верная?

А) 360см = 36м
Б) 360см = 3м 60см
В) 360см = 3дм 60см

13. Найди периметр треугольника со сторонами 3см, 5см, 7см.

А) 8см
Б) 15см
В) 12см
Г) 105см

14. Стороны прямоугольника равны 7м и 2м. Найдите его площадь.

А) 14 кв.м
Б) 9 кв.м
В) 18 кв.м

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. Источник тепла и света для живых существ:

А) Звёзды
Б) Солнце
В) Луна

2. Все изменения, происходящие в природе, называются:

А) Явлениями природы
Б) Явлениями погоды
В) Сезонными явлениями

3. Восемь градусов мороза записываются так:

А) +8С
Б) –8С
В) – 8 г

4. Шесть ножек являются признаком:

А) насекомых
Б) рыб
В) птиц
Г) зверей

5. Курица относится :

А) к диким животным
Б) к домашним животным

6. Слово “экономика” означает:

А) промышленность
Б) хозяйство
В) деньги
Г) жизнь

7. Сельское хозяйство занимается:

А) строительство домов
Б) производство одежды
В) выращиванием культурных растений и животных

8. Признаками зимы являются:

А) снегопад
Б) короткие дни
В) мороз
Г) прилёт перелётных птиц

9. К внутренним органам человека относятся:

А) голова
Б) сердце
В) грудь
Г) живот

10. К съедобным грибам относятся:

А) мухомор
Б) подосиновик
В) бледная поганка

11. Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя, называется:

А) горизонт
Б) стороны горизонта
В) пространство

12. Основные формы земной поверхности – это:

А) холмы
Б) овраги
В) равнины и горы

13. Место, где река берёт своё начало, называют:

А) притоком
Б) устьем
В) истоком

14. Россия находится на материке:

А) Евразия
Б) Африка
В) Антарктида

15. Найдите полезные ископаемые:

А) стекло
Б) гранит
В) вода
Г) песок

16. Полеводство – это выращивание:

А) пшеницы
Б) картофеля
В) тюльпанов
Г) гусей

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ЧТЕНИЮ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1. В каком произведении могут быть такие слова: “В некотором царстве, в тридесятом государстве….”

А) былина
Б) песня
В) сказка
Г) рассказ

2. Найди скороговорку.

А) Свой-то огонёк ясней горит.
Б) Что это за дорога: кто по ней едет – тот хромает?
В) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

3. Найди имя героя произведения А.С.Пушкина.

А) Царевна-лягушка
Б )Золушка
В) Царевна – лебедь

4. Найди фамилии тех авторов, которые писали рассказы о животных.

А) Е.Пермяк
Б) В.Чаплина
В) П.Ершов
Г) А.Волков

5. Сказка “Гуси-лебеди” - это произведение:

А) народное
Б) авторское

6. Какому автору принадлежит произведение “Ворона и лисица”?

А) Л.Н.Толстой
Б) Х.К. Андерсен
В) И.А.Крылов

В итоговом тесте , на примере произведения по выбору учителя, проверяется: умение работать с текстом, навык чтения, техника чтения, пересказ.