ЦЕЛИ УРОКА:
- Формировать навык правописания падежных окончаний имен существительных. Закреплять умение различать падежи и склонения существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, монологическую речь, умение пользоваться алгоритмом рассуждения, логическое мышление, творческие способности учащихся.
- Воспитывать уважение к государственным законам и символике, любовь к Родине, чувство гордости за наше государство.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, тестовые задания для каждого ученика, карточки со словами, музыкальное сопровождение для физминутки; Конституция РФ, презентация.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Учитель. - Ребята, несколько лет назад день 12 декабря был отмечен в календаре красным цветом. Почему? (Выслушиваются предположения учащихся.) Да, действительно - это один из праздничных дней. В этот день наше государство отмечало День конституции. Граждане России праздновали день принятия конституции. (12 декабря 1993года) (Слайд № 2)
- Что же такое конституция? (Сообщения учащихся об истории принятия конституции.)
- Конституция - это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий его общественное и государственное устройство, принципы организации законодательной, исполнительной и судебной власти, основные права, свободы и обязанности граждан (Слайд № 3)
- Какие права предоставляет нам Конституция? (Слайд № 4)
2. Словарная работа
- Давайте запишем это важное слово конституция,
Анализ слова: определить род, число, склонение; выделить орфограммы.
- Конституция предоставляет гражданам не только разные права, но и налагает на них определенные обязанности. Если же гражданин нарушает законы, то его ждет наказание, а меру наказания определяет суд.
- Сегодня мы с вами побываем в городе Грамматейске. (Слайд № 5) В этом городе тоже есть свои законы, которые все должны соблюдать. Какой самый главный закон в этом городе? (Грамотное письмо.)
(Учитель "превращается" в судью - надевает мантию и судейскую шапочку)
- И так! Прошу всех встать! Суд идет!
-Оглашаю состав суда:
Главный судья - Учитель (Ф.И.О.)
Адвокат - сильный ученик (Ф.И.)
Прокурор - сильный ученик (Ф.И.)
Свидетели - учащиеся 4 класса.
- Открытое судебное заседание начинается! Прошу всех сесть!
3. Проверка домашней работы
Главный судья.
- Поступило исковое заявление на безударные окончания имен существительных 1,2,3-го склонения - гласные буквы - И, Е. Они обвиняются в том, что пишутся не так, как слышатся, тем самым вводят граждан в заблуждение.
- Так гражданин Грамматейкин, выполняя домашнюю работу,
(Стр.120 упр.236 .Учебник Т.Г. Рамзаевой 4 класс, 1 часть), не справился с заданием, т.к. гласные буквы И, Е, не хотели занимать положенные им места. Предоставляю суду вещественные доказательства: тетрадь ученика. (Слайд № 6) Прошу суд разобраться в данном вопросе и вынести справедливое решение.
Главный судья
- Свидетели, прошу дать ваши показания. (Объяснение написания слов, в которых допущены ошибки).
4. Повторение пройденного материала
- Свидетели, что необходимо знать, чтобы верно написать окончания имен существительных? (Склонение и падеж имени существительного.) Все ли окончания требуют проверки? (Нет. Только безударные падежные окончания в родительном, дательном и предложном падежах.)
- Прошу свидетелей заполнить карточки свидетельских показаний, а прокурора и адвоката проследить за правильностью их заполнения.
("Свидетели" заполняют тест) (Приложение № 1)
Проверка правильности заполнения тестовых заданий.
- Какие имена существительные относятся к первому склонению?
- Ко второму?
- К третьему?
- В написании, каких окончаний имен существительных можно ошибиться?
- Какие окончания нужно писать у существительных первого склонения в родительном падеже? В дательном падеже? В предложном падеже?
-У существительных второго склонения в предложном падеже? У существительных третьего склонения в родительном падеже? В дательном падеже? В предложном падеже?
- Спасибо, свидетели! Вы дали правдивые показания.
5. Упражнение в написании падежных окончаний.
Прокурор.
- Вот видите, как сложно разобраться где И? где Е?
Адвокат.
- Предлагаю проверить правдивость свидетелей на детекторе лжи.
(На столе разложены карточки с именами существительными, в которых пропущены окончания. "Свидетели" поочередно объясняют написание слов, используя алгоритм рассуждения.
а) Определяем склонение существительного;
б) Определяем падеж существительного;
в) Выбираем соответствующее окончание.)
На улице, в доме, на месте, от радости, по тропинке, на площади, к птице, в магазине, в лесной чаще, в тетради, по дороге, в портфеле.
Главный судья.
- Спасибо, свидетели. Ваши показания не вызывают сомнения.
- Предлагаю объявить перерыв в судебном заседании. Суд удаляется на совещание. Прошу всех встать!
(Главный судья, прокурор и адвокат покидают класс)
6.Физминутка
(Звучит ритмичная музыка. "Свидетели" повторяют танцевальные движения за заранее подготовленной ученицей.)
7.Творческая работа.
Адвокат.
- Я думаю, что гласные И, Е совершенно не виновны, просто надо уметь определять склонения и падеж имен существительных, а еще знать падежные окончания.
Прокурор.
- Я с вами не согласен! Предлагаю свидетелям еще раз дать показания в пользу подсудимых.
Главный судья
- Хорошо! Я согласна.
- В Конституции России сказано: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Это главная мысль Конституции.
Права человека принадлежат каждому из нас с момента рождения. О них говорится в важном международном документе - Всеобщей Декларации прав человека.
Мы говорили, что конституция предоставляет гражданам разные права.
-Прошу предоставить свидетельские показания в письменной форме. Напишите мини-сочинение на тему: "Права граждан России". ( Вступительная часть; 2-3 предложения; вывод: Хорошо ли быть гражданином Российского государства?)
8. Итог урока.
Главный судья
- Благодарю свидетелей за правдивые показания. Спасибо прокурору и адвокату.
- Прошу всех встать!
Оглашаю решение суда.
На основании выше представленных свидетельских показаний и принимая во внимание непреднамеренное введение в заблуждение гражданина Грамматейкина, оправдать гласные И, Е.!
- Желаю жителям города Грамматейска быть внимательными, хорошо знать правила, подружиться с гласными. И, Е и всегда писать красиво и грамотно!