Цели:
Ход урока
I. Эмоциональный настрой.
- Пришла пора весенняя,
В природе изменения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!
Ребята, как вы думаете, почему я так необычно начала урок?
(Наступила весна, наш урок будет связан с весенней темой)
- Какие изменения вы заметили в классе?
(Веточки с зелёными листочками на столе)
- Я надеюсь, что у нас на уроке тоже появится весеннее настроение благодаря вашей работе и вашему творчеству.
II. Актуализация знаний.
- Кто же лучше А.С. Пушкина сможет нам в этом помочь? Прочитайте и постарайтесь восстановить текст:
" Улыбкой:::::.. природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё::::::: , леса
Как будто пухом зеленеют".
(Ясною, прозрачные)
- Молодцы! А теперь попробуйте у себя в тетрадях, в память о поэте, изобразить по образцу вензель - начальные буквы его имени и отчества. ( Работа в тетрадях)
- К какой части речи относятся попущенные слова?
(Имена прилагательные)
- Докажите.
(Отвечают на вопросы: какая? какие? Обозначают признаки предметов)
III. Изучение нового материала.
1.Работа со стихотворением.
- Выпишите словосочетания : имена прилагательные с именами существительными в начальной форме.
(Улыбка ясная, прозрачные леса)
- Разберите слова по составу и объясните известные вам орфограммы.
(Парная согласная в корне, гласная в приставке, проверяемая безударная гласная в корне)
- Попробуйте подобрать свои прилагательные к этим существительным.
(Нежная, ласковая, грустная, милая, весёлая. Таёжные, весенние, хвойные, лиственные)
- Как вы думаете, почему поэт, зная множество прилагательных, выбрал именно эти?
(Чтобы донести до читателя свой образ весны, выразить свои мысли и чувства)
- Какую же роль играют прилагательные в нашей речи?
(Украшают нашу речь, позволяют выражать настроение, переживания, делиться впечатлениями об увиденном, давать характеристику)
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте правило на стр. 47
- Сколько смысловых частей в тексте?
- Что главное в первой части? Во второй части?
- Задайте друг другу вопросы по тексту.
( Что обозначают имена прилагательные? Что делает нашу речь точной и выразительной? Какой делают нашу речь имена прилагательные?)
3. Физкультминутка.
- А теперь убедимся, как точно имена прилагательные передают образ животных, которые тоже рады весне. Покажите мимикой, жестами, движениями то, что услышите: трусливый заяц, косолапый медведь, колючий ёж, рогатый олень, жадный волк, хитрая лиса, беззаботная бабочка, могучий орёл.
4. Работа по учебнику.
- Вы очень хорошо умеете перевоплощаться и прекрасно справились с заданием. Но это была разминка. Вас ждёт задание в учебнике: упражнение № 475. Описание весенней вербы. (Чтение текста)
- А теперь почитайте текст без прилагательных.
- Что вы можете сказать?
(Текст потерял красочность и точность описания)
- Сравните заголовки: "Верба", "Верба весенняя". Какой заголовок больше подходит к тексту и почему?
- Можно ли назвать имя прилагательное в словосочетании "весенняя верба" эпитетом?
(Нет, просто у этого дерева наблюдаются признаки весны: оживают цветочные почки, появляются серые шарики)
- Но сегодня нам уже встретилось словосочетание, где это слово является эпитетом. Вы можете вспомнить?
( Весеннее настроение. Люди рады весне, лица расцветают добрыми улыбками)
- Напишите заголовок в тетради.
- В каких образных выражениях автор использует имена прилагательные?
( Серебристые капли, пушистые шарики)
- Напишите предложения с этими словосочетаниями, сделайте синтаксический разбор.
(Показались пушистые серенькие шарики. Будто на ветках висят серебристые капли.)
5. Физкультминутка.
- Веточка вербы сегодня и у нас в классе. Она поможет нам отдохнуть.
( Упражнения для головы, глаз)
IV. Закрепление изученного.
- Надеюсь, вы хорошо отдохнули? А теперь помечтаем о том времени, когда будет совсем тепло, и нашей скромной веточке не будет так одиноко. А для этого нужно списать текст и вставить попущенные прилагательные:
" Какое :::.. утро! :::..ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле ::: травка.
( Текст зачитывают несколько учеников)
- Текст какого ученика позволил вам ярко представить утро?
- Молодцы! Вы хорошо потрудились!
V. Итог урока.
- Ребята, как вы думаете, поэты и писатели в своём творчестве могут обойтись без имён прилагательных?
- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
VI. Домашнее задание.
- Придумать и записать небольшой рассказ о весне, используя имена прилагательные.
VII. Рефлексия.
- Если вам на уроке было всё понятно и интересно, нарисуйте веточку с пятью зелёными листочками; если были затруднения - с тремя листочками, а если вы довольны своей работой на уроке - то пусть на вашей веточке распустится жёлтый шарик. Значит у вас отличное не только весеннее, но и рабочее настроение!