Урок русского языка по теме "Употребление имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомить обучающихся с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи;
  • развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;
  • развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение;
  • воспитывать интерес к окружающей природе.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой.

- Пришла пора весенняя,
В природе изменения.
И, значит, настроение
У всех людей - весеннее!

Ребята, как вы думаете, почему я так необычно начала урок?

(Наступила весна, наш урок будет связан с весенней темой)

- Какие изменения вы заметили в классе?

(Веточки с зелёными листочками на столе)

- Я надеюсь, что у нас на уроке тоже появится весеннее настроение благодаря вашей работе и вашему творчеству.

II. Актуализация знаний.

- Кто же лучше А.С. Пушкина сможет нам в этом помочь? Прочитайте и постарайтесь восстановить текст:

" Улыбкой:::::.. природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё::::::: , леса
Как будто пухом зеленеют".
(Ясною, прозрачные)

- Молодцы! А теперь попробуйте у себя в тетрадях, в память о поэте, изобразить по образцу вензель - начальные буквы его имени и отчества. ( Работа в тетрадях)

- К какой части речи относятся попущенные слова?

(Имена прилагательные)

- Докажите.

(Отвечают на вопросы: какая? какие? Обозначают признаки предметов)

III. Изучение нового материала.

1.Работа со стихотворением.

- Выпишите словосочетания : имена прилагательные с именами существительными в начальной форме.

(Улыбка ясная, прозрачные леса)

- Разберите слова по составу и объясните известные вам орфограммы.

(Парная согласная в корне, гласная в приставке, проверяемая безударная гласная в корне)

- Попробуйте подобрать свои прилагательные к этим существительным.

(Нежная, ласковая, грустная, милая, весёлая. Таёжные, весенние, хвойные, лиственные)

- Как вы думаете, почему поэт, зная множество прилагательных, выбрал именно эти?

(Чтобы донести до читателя свой образ весны, выразить свои мысли и чувства)

- Какую же роль играют прилагательные в нашей речи?

(Украшают нашу речь, позволяют выражать настроение, переживания, делиться впечатлениями об увиденном, давать характеристику)

2. Работа по учебнику.

- Прочитайте правило на стр. 47

- Сколько смысловых частей в тексте?

- Что главное в первой части? Во второй части?

- Задайте друг другу вопросы по тексту.

( Что обозначают имена прилагательные? Что делает нашу речь точной и выразительной? Какой делают нашу речь имена прилагательные?)

3. Физкультминутка.

- А теперь убедимся, как точно имена прилагательные передают образ животных, которые тоже рады весне. Покажите мимикой, жестами, движениями то, что услышите: трусливый заяц, косолапый медведь, колючий ёж, рогатый олень, жадный волк, хитрая лиса, беззаботная бабочка, могучий орёл.

4. Работа по учебнику.

- Вы очень хорошо умеете перевоплощаться и прекрасно справились с заданием. Но это была разминка. Вас ждёт задание в учебнике: упражнение № 475. Описание весенней вербы. (Чтение текста)

- А теперь почитайте текст без прилагательных.

- Что вы можете сказать?

(Текст потерял красочность и точность описания)

- Сравните заголовки: "Верба", "Верба весенняя". Какой заголовок больше подходит к тексту и почему?

- Можно ли назвать имя прилагательное в словосочетании "весенняя верба" эпитетом?

(Нет, просто у этого дерева наблюдаются признаки весны: оживают цветочные почки, появляются серые шарики)

- Но сегодня нам уже встретилось словосочетание, где это слово является эпитетом. Вы можете вспомнить?

( Весеннее настроение. Люди рады весне, лица расцветают добрыми улыбками)

- Напишите заголовок в тетради.

- В каких образных выражениях автор использует имена прилагательные?

( Серебристые капли, пушистые шарики)

- Напишите предложения с этими словосочетаниями, сделайте синтаксический разбор.

(Показались пушистые серенькие шарики. Будто на ветках висят серебристые капли.)

5. Физкультминутка.

- Веточка вербы сегодня и у нас в классе. Она поможет нам отдохнуть.

( Упражнения для головы, глаз)

IV. Закрепление изученного.

- Надеюсь, вы хорошо отдохнули? А теперь помечтаем о том времени, когда будет совсем тепло, и нашей скромной веточке не будет так одиноко. А для этого нужно списать текст и вставить попущенные прилагательные:

" Какое :::.. утро! :::..ветерок шумит над деревьями. Показалась на земле ::: травка.

( Текст зачитывают несколько учеников)

- Текст какого ученика позволил вам ярко представить утро?

- Молодцы! Вы хорошо потрудились!

V. Итог урока.

- Ребята, как вы думаете, поэты и писатели в своём творчестве могут обойтись без имён прилагательных?

- Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

VI. Домашнее задание.

- Придумать и записать небольшой рассказ о весне, используя имена прилагательные.

VII. Рефлексия.

- Если вам на уроке было всё понятно и интересно, нарисуйте веточку с пятью зелёными листочками; если были затруднения - с тремя листочками, а если вы довольны своей работой на уроке - то пусть на вашей веточке распустится жёлтый шарик. Значит у вас отличное не только весеннее, но и рабочее настроение!