Инновационные подходы к проблеме ранней профессиональной ориентации в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Организация воспитательно-образовательной работы в современном ДОУ из-за непрерывного экономического и политического реформирования, в ходе которого изменяется наша социокультурная жизнь – задача не из легких. Сегодня остро стоит необходимость формирования у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, утраченного даже многими взрослыми чувства патриотизма. Наш детский сад является структурным элементом огромного механизма – ОАО «РЖД», проще говоря - железнодорожный. Сто процентов родителей наших воспитанников являются работниками железнодорожного транспорта, поэтому, разрабатывая собственную стратегию работы по проблеме патриотического воспитания, мы решили пойти «от семьи и с семьей», решая задачу посредством ранней профессиональной ориентации воспитанников на профессии железнодорожного транспорта.

Основные направления работы по профессиональной ориентации воспитанников на профессии железнодорожного транспорта.

  1. Работа дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению воспитанников с профессиями железнодорожников, железнодорожным транспортом:
  • Изучение истории железной дороги.
  • Изучение истории Беловского подотдела Западно - Сибирской железной дороги-филиала ОАО «РЖД».
  • Изучение истории железнодорожного костюма.
  • Знакомство с символикой железной дороги.
  • Правила безопасного поведения на железной дороге: разработка сюжетов на ГТРК «Белово-ТВ» в рубрике «Новости дошколят».
  • Выпуск буклетов «Моя железная дорога», «А наша жизнь - железная дорога…» (совместно с родителями).
  • Создание макетов в кружке «Юные железнодорожники» ( вокзалы, паровозы, электровозы)
  • Изготовление сувенирной продукции для шефов, родителей.
  • Проведение тематических семинаров-практикумов, игровых тренингов для повышения профессиональной культуры педагогов по профориентационной работе с детьми.
  1. Обеспечение преемственности между детским садом и школой по вопросам профессиональной ориентации
  • Проведение совместных акций, праздничных мероприятий, посвященных железным дорогам.
  • Совместные конкурсы, КВН .
  • Тематические вечера, встречи с ветеранами железных дорог на базе Детской библиотеки № 5.
  1. Создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды с использованием железнодорожной тематики:
  • Игровые зоны «Грузовая железная дорога», «Железнодорожный переезд» и т.п. в каждой группе.
  • Создание уголков железнодорожного транспорта в каждой группе.
  • Обогащение сюжетно-ролевых игр атрибутами для организации игр с железнодорожной тематикой.
  • Оформление фотоальбомов : «Мама, папа, я –железнодорожная семья».
  • Оформление альбомов: «Железнодорожные династии».
  • Тематический уголок для сотрудников и родителей ДОУ: «В единстве – наша сила!», «Трудовые будни и праздники «РЖД».
  • Оборудование дополнительных игровых модулей с железнодорожной тематикой на участках детского сада.
  1. Проведение праздников, конкурсов, выставок, соревнований, посвященных железнодорожному транспорту.
  • Участие в ежегодных выставках декоративно- прикладного творчества детей Западно-Сибирской железной дороги.
  • Театрализованные постановки « Истории одного купе».
  • Поэтический конкурс: «Все работы хороши».
  1. Организация совместной работы с филиалами и подразделениями ОАО «РЖД».
  • Экскурсии на филиалы и подразделения ОАО «РЖД».
  • Встречи с ветеранами, тружениками.
  • Выезды воспитанников на предприятия с концертами, поздравлениями к Новому год, Дню защитников Отечества, День железнодорожника.
  • Участие в программах корпоративных праздников: «День машиниста», «День железнодорожника».

Конечными результатами такой работы являются:

  • Уважение ребенка к труду взрослого человека и материальным ценностям, как результату такого труда;
  • Осознание детьми важности каждого человека в получении конечного совместного результата;
  • Чувство сопричастности с окружающим миром, желание созидать для других;
  • Гордость за достижение своих родителей, желание быть похожими на них;
  • Стремление продолжать дело своих родителей, как основа зарождения (или продолжения) профессиональных династий.
  • Создание детско-родительского сообщества.

Одновременное изучение детьми разного возраста той или иной темы позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных творческих проектов, вечеров досуга, выставок. Вот лишь некоторые практические аспекты организации работы по ранней профессиональной ориентации дошкольников.

Доброй традицией нашего детского сада является проведение ежегодных литературных конкурсов. Все свои впечатления и чувства ребята при поддержке и помощи взрослых учатся выражать в стихах и прозе.

Идею «внутри садовских» публикаций поддержали не только педагоги, но и родители. В свет вышли уже 4 серии книжек-малышек. Созданию книги предшествует огромная предварительная работа, которая планируется и реализуется по алгоритму творческого проекта.

В 2008 году ребята, педагоги и родители стали авторами серии книжек под общим названием: «Моя железная дорога».

Произведения этих сборников могут быть интересны сверстникам наших воспитанников и взрослым, не безразличным к будущему своих детей. (Приложение № 1.) Предлагаю вашему вниманию одно из них.

Авторы:

  • Щелканова Ирина, 7 лет
  • Чумакина Анастасия, 6 лет
  • Воспитатель: Кривицкая Татьяна Леонидовна.

На нашем Вокзале,
Где много вагонов,
Где путь безупречен и строг,
Работают люди разных профессий
Российских железных дорог.
Путейцы загорелые
Под солнцем палимым,
Ребята все веселые
И сердцем не ранимые.
Мазутом одежда пропитана
И руки в мозолях всегда.
Ребята, спасибо вам, милые,
За вашу работу, друзья.

На протяжении трех лет в нашем детском саду работает кружок «Юный железнодорожник»: творческий руководитель - Акямцева Оксана Владимировна, старший воспитатель. Это значительно обогатило работу дошкольного образовательного учреждения по ознакомлению воспитанников с профессиями железнодорожников, железнодорожным транспортом.

Ребята, вместе с педагогами изучают историю железной дороги, архитектуру вокзалов, мастерят макеты современных электровозов и старинных паровозов, воссоздавая мини-копии по рисункам и фотографиям.

В старших группах работа строится так, чтобы каждый воспитанник проникся чувством сопричастности событиям. Важно дать детям возможность почувствовать причастность к делам взрослых. Работы ребят и родителей пополняют «Уголки железнодорожников» в группах, удачно дополняют интерьер детского сада.

В 2007 году в детском саду прошел конкурс рисунков «Вокзал будущего». Ребята вместе с родителями сначала выдумывали и рисовали а потом – сами голосовали за представленные работы, выбирая лучшие. По итогам конкурса, обобщив все творческие находки детей, было решено создать собирательный образ «Вокзал будущего Белово-2100». Макет вокзала будущего ребята с педагогами создали по рисунку, и он удачно украшает лестничный марш детского сада. (Приложение № 2)

Сегодня ребята имеют возможность познакомиться с ретроспективой Беловского вокзала: 1934 год (макет создан по фотографиям), современное здание, вокзал будущего.

Необходимость включения семьи в воспитательно-образовательный процесс сегодня не вызывает сомнений в силу её особых педагогических возможностей, особой эмоционально - нравственной насыщенности отношений, создающих благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены художники, поэты. Труд в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой - животноводов, овощеводов: в нашем городе важнейшим элементом инфраструктуры была и остается железная дорога, где и работают наши родители, именно поэтому, упор сделан на профессии железнодорожного транспорта (Приложение № 3)

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - родным, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Эти несложные правила, мы уже опробовали на практике и результат не заставит себя ждать, мы уверены. Подтверждением этому служат строчки из стихов наших детей:

На дороге на железной
Все работы хороши.
Выбирай себе скорее
И работай от души!

Критерием эффективности работы педагогического коллектива является развитие личности ребенка. Лишь творческий педагог способен воспитать творческую личность.

Давайте творить вместе! Успехов нам всем!