Цель:
- Активизация внимания детей, подготовка к предстоящему занятию, ориентировка на тему занятия и актуализация соответствующей лексики.
- Упражнять в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда.
- Коррекция процессов памяти, внимания.
- Воспитание навыка общения, ответа на вопрос, контроля над собственном поведением.
Оборудование: Таблица с гласными первого и второго ряда; таблица слогов; карточки для самостоятельной работы; цветные карандаши; мяч; доски клейкой лентой (30/ 30) для развития мелкой моторики рук, коробочки с фасолью.
Ход занятия
- Организационный момент.
Проверка готовности к занятию.
- Развитие мелкой моторики рук.
Ребята перед вами доска с липкой лентой и коробочка с фасолью. Я предлагаю вам выложить на доске елку, солнце, дом. Молодцы, вы прекрасно справились заданием.
- Повторение раннего пройденного материала.
Давайте вспомним и произнесем с вами гласные первого и второго ряда. (Обращаем внимание детей на таблицу гласных).Скажите, пожалуйста, как образуются гласные второго ряда?(йотированный согласный + гласный звук).
Теперь сравните пары гласных: А-Я; О–E; У-Ю; Э-Е; Ы-И. (Выявляем сходство этих пар по артикуляции и различие по написанию). Ребята, эти гласные называются парными гласными и чтобы не путать их на письме, мы с вами будем учиться их различать.
- Сообщение нового материала.
На нашем занятии мы научимся различать парные гласные, и мы узнаем с вами, что гласные второго ряда - волшебные, они делают мягким согласный. Перед вами таблица с прямыми слогами. Давайте прочитаем хором прямые слоги, сочетая М, (Н, С и т.д.), попарно с гласными первого, затем второго ряда.
М | А О Э У Ы | Н | А О Э У Ы |
Я E Е Ю И | Я E Е Ю И |
(При повторном чтении обращаем внимание на изменении звучания согласного от соседства гласных второго ряда).
Ребята, что происходит с согласными, когда после него идет гласный второго ряда?(Согласный становится мягким).
Я предлагаю вам немного поиграть.
- Игра «Волшебный мяч».
(Упражнение в слухопроизносительной дифференциации твердых и мягких и мягких согласных).
Ребята, я буду называть вам твердый вариант и при этом кидаю, мяч, а вы называете мягкий вариант и кидаете мяч обратно мне. (Мяч бросаем по очереди).
- изолированно.
Б-Б'; В-В'; Г-Г'; Т-Т'; Д-Д' и т.д..
А теперь обратно, вы называете мягкий вариант, а я твердый.
- Б-Б'; В-В'; Г-Г'; Т-Т'; Д-Д'; и т.д.
- в слогах (перекидывая мяч).
ДА-ДЯ РО-РE НЯ-НА |
ДО-ДE СО-СE ВЕ -ВО |
ДУ-ДЮ ФЫ-ФИ ЛЮ-ЛУ |
ДЫ-ДИ ТУ-ТЮ БИ-БЫ |
- Работа в тетради
Диктант слогов.
Я буду проговаривать слоги, а вы записываете в один столбик слоги содержащий мягкий согласный, а в другой твердый.
СА, СЕ, ЛE, РЕ, МУ, МИ, ЗЯ, ФА, ДО, РE, КИ, БО, ГЕ, ТЫ, ТЕ, ЛА. (Проверяем в слух).
Посмотрите на доску, перед вами написаны пары слов. Прочитаем их в слух.
МАЛ- МЯЛ; ЛУК-ЛЮК; МЫЛ-МИЛ; НОС-НEС; ВОЛ-ВEЛ.
Посмотрите, еще раз прочитайте и скажите, одинаково ли они по написанию, по произношению, и по значению? Обратите внимание на первые согласные в этих словах. Какие они, где твердые, а где мягкие. Запишите эти слова в тетрадь и с помощью цветных карандашей отметим мягкий и твердый согласный.(Синим – твердый, красным- мягкий).
МАЛ-МЯЛ; ЛУК- ЛЮК; МЫЛ- МИЛ; НОС- НEС; ВОЛ- ВEЛ.
Молодцы, а теперь немного отдохнем.
- Физминутка.
Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь под подвижную музыку немного потанцуем.
Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед ,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги- вуги
Поворачиваем круги и в ладоши хлопаем вот так.(Тоже самое только с левой рукой).
Вот мы с вами не много отдохнули, а теперь продолжим работу.
- Работа по карточкам.
Ребята перед вами лежат карточки с предложениями, где в словах пропущены гласные .Вставьте их и цветными карандашами обведите твердые и мягкие согласные.(мягкий- зеленым, твердый- синим и красным гласный второго ряда).
Цветы у В...ли зав...ли. Л...ся л...бит л...к. Юр... был р...д, что попал в первый р...д. У П...т... ут...т... , а у В...т... кот...т.... Н...жно полить вишн....
Проверяем работу.
(Цветы у Вали завяли. Люся любит лук. Юра был рад, что попал в первый ряд. У Пети утята, а у Вити котята. Нужно полить вишню).
- Самостоятельная работа.
(Эта работа дается, если дети активно работали на занятии, и осталось время, если нет, то задание дается на дом).
Придумайте по три слова начинающийся на мягкий согласный. Запишите их в тетрадь. Цветным карандашом подчеркните мягкий согласный. (На доске пишутся согласные буквы с которых начинаются слова).
- М- ( пример: мяч, Миша, медведь).
- Л- (пример: лев, лень, люди).
- Д- ( день, дело, дятел).
- Т- ( тень, тело, Тимофей).
С любым из слов составьте одно предложение.(Пример: Миша играл в мяч).
- Итог занятия.
Давайте вспомним наши гласные первого и второго ряда и еще раз их произнесем. Если гласная второго ряда стоит после согласного, то каким у нас будет согласный.?
Что мы узнали и чему научились на нашем занятии.
Ребята, сегодня на нашем занятии вы прекрасно поработали, были внимательными, активными, вы меня очень порадовали. Большое вам спасибо! Занятие окончилось. До свидание.