Цели:
- развитие творческих способностей учащихся;
- сплочение детского коллектива;
- пробуждение интереса к математике;
- разнообразить досуг детей.
Оборудование:
- Игровое поле с названием конкурсов.
- Реквизит, необходимый для конкурсов (карточки с конкурсами в ходе игры передаются командам и жюри).
- Знаки «Х» и «0» для заполнения табло и для жюри.
- Компьютер, мультимедийный проектор.
Участники: В ходе игры участвуют 2 команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «крестики», а другая «нолики». Перед игрой каждая команда выбирает капитана, который берет на себя руководство командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общим заданием, умело распределяет задания между игроками команды.
Ход игры
В клетках поля записаны названия 9 конкурсов. Капитан команды «Крестики» получает право выбрать конкурс. Ведущий раскрывает суть конкурса. Каждая команда получает необходимый материал. Выигрывает та команда, которая быстрее и правильно справилась с заданием. Победившая команда получает право закрепить свой знак на табло и выбрать следующий конкурс. В игре побеждает та команда, которой удалось поставить на поле 5 своих знаков.
Игровое поле
Великая мудрость | Секретное послание | Конкурс переводчиков |
Исторический конкурс | Кто быстрее | Найди ошибку |
Четырёхугольник с секретом | Угадай! | Подумай! Сообрази! |
Великая мудрость
Предлагается зашифрованное высказывание о математике, которое необходимо быстро и правильно расшифровать.
Ключ:
Секретное послание
Каждая команда получает секретное послание. Необходимо решить каждый пример, выписать ответы в строчку и с помощью ключа получить зашифрованную фразу.
- (530 + 74): 2 – 15
- 12 • 5 + 15 • 4 + 225
- (370 + 122): (317 – 313) – 25
- 320: 20 + 200
Ключ: 1 - Ь; 2 - Т; 3 - Д; 4 - Е; 5 – Р; 6 - !; 7 – К; 8 – А; 9 – Ж.
Конкурс переводчиков
Нумерация Древнего Египта: - единицы; - десятки; e – сотни; – тысячи.
Задание: перевести числа с древнеегипетской записи, выполнить действия. Ответ записать на древнеегипетском языке.
Исторический конкурс
Командам поочередно задаются вопросы. За каждый правильный ответ команда получает очко. Та команда, которая набирает больше очков, имеет право закрепить свой знак на табло.
Вопросы:
- Какого немецкого ученого называли королем математики?
- Назовите три старинные русские единицы длины, которые связаны с размерами частей тела человека?
- Как в первых учебниках математики XVII века назывались дроби?
- Какой европейский учёный стал использовать и распространять современную запись дробей?
- Назовите учёного, который изобрёл первый арифмометр, выполнявший все четыре действия?
- Где была составлена таблица умножения?
- Чему равно расстояние от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки?
- Какую страну Европы её жители называют наш «шестиугольник»?
- Самая известная женщина - математик?
Кто быстрее
Каждая команда получат своё значение х. Та команда, которая быстрее даст верный ответ, получает право поставить свой значок на игровое поле.
для команд х = 1,3; х = 1,8.
Найди ошибку. Предлагается несколько
различных заданий с решениями. Командам
необходимо найти ошибку.
2х + х • 8 = 7,2
3х • 8 = 7,2
24х = 7,2
х = 7,2 : 24
х = 3.
- (63 – 42) • 25 = (18 – 16) • = 2 • 25 = 50
- 52 – 50 • 324 = 2 • 324 = 648
Четырёхугольник с секретом
- Какой из числовых рядов лишний, то есть отличается от других?
2 | 5 | 8 | 11 | 14 |
1 | 4 | 7 | 10 | 13 |
3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 |
2 | 6 | 18 | 54 | 162 |
5 | 10 | 20 | 40 | 80 |
- Согласно закономерности, найденной между числами в первом четырехугольнике, определите недостающее число во втором.
3,2 | 5,1 | 1,9 |
2,6 | 4,5 |
0,8 | 1,5 | 2,3 |
1.7 | 2.2 |
Угадай, что это?
Командам задаются вопросы, если команда угадывает ответ с первой фразы – зарабатывает 5 очков, со второй – 4 очка и т. д. Выигрывает команда, получившая большее количество очков.
1.
- Бывают в счете футбольного матча - 5 б.
- никогда не стоит первым - 4 б.
- особое правило при делении - 3 б.
- меньше единицы - 2 б.
- не относится к натуральным числам - 1 б. (Цифра 0)
2.
- Встречаются везде в жизни - 5 б.
- имеют три измерения - 4 б.
- имеют объем - 3 б.
- один из них – куб - 2 б.
- есть грани, ребра - 1 б. (Параллелепипед)
3.
- Делит арбуз на части - 5 б.
- можно записать в виде частного - 4 б.
- бывает правильной - 3 б.
- три четвертых - 2 б.
- имеет числитель и знаменатель - 1 б. (Обыкновенная дробь)
Подумай! Сообрази!
Каждой команде дается задание, состоящее из нескольких вопросов. За определенное время необходимо решить как можно больше задач.
Задание командам:
- Три плюс три умножить на три. Сколько будет?
- У треугольника 3 угла, если один срезать, сколько останется?
- Как может кошка зайти в погреб с одной головой, а выйти с двумя?
- Что тяжелее 1кг ваты или 1 кг железа?
- Из букв составь слова, связанные с математикой: РДОЬБ РАВКДТ ОГЛУ.
- Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
- Какое слово лишнее:
- Пифагор, Евклид, Чайковский;
- треугольник, цифра, квадрат.
- На елке горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?
- В коробке лежат белые и черные шары. Сколько надо взять (не глядя) шаров, чтобы наверняка получить 2 шара одного цвета?
- Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут двенадцать кур за двенадцать дней?
- Чем больше из неё берут, тем больше она становится.
В конце игры подводятся результаты. Называется команда победителей, вручаются грамоты и призы.