Цели урок
- закреплять таблицу умножения на 9;
- познакомить с умножением числа 9 на пальцах;
- продолжить работу над задачами.
Оборудование: калькуляторы, рисунки двух ладоней.
1. Организационный момент. Постановка учебных задач.
2. Повторение.
- Что такое умножение? Приведите свои примеры.
- Как называются числа при умножении? Приведите свои примеры.
- Что показывает первый множитель? Приведите свои примеры.
- Что показывает второй множитель? Приведите свои примеры.
3. Устный счет.
- Повторение таблицы умножения числа 9 по карточкам. (см. Приложение 1)
- Поднимите руки, кто уже запомнил таблицу умножения числа 9 и хочет показать свои знания?
(К доске вызываются 2 ученика: первый отвечает таблицу умножения числа 9 по памяти, второй высчитывает на калькуляторе.)
Дети называют выражения на умножение числа 9 разными способами, а вызванные к доске соревнуются, кто быстрее и правильнее.
(По памяти ребенок не допускает ошибок, работает быстрее, чем ребенок, производящий вычисления на калькуляторе)
- Подведем итог устного счета: как лучше считать?
- Человек лучше машины! Быстрее и правильнее считать, пользуясь своими знаниями. Поэтому, если вы еще не выучили таблицу умножения числа 9, то учите скорее.
4. Новый материал. Таблица умножения числа 9 на пальцах. (см. Приложение 2)
Еще давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца (слева направо) свой порядковый номер.
Чтобы умножить число на 9, достаточно загнуть палец с таким же номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число десятков, а количество пальцев справа – число единиц.
Например, мы хотим умножить 9 на 2. Загибаем второй палец. Слева – один палец = 1 десяток. Справа – 8 пальцев = 8 единиц. Ответ: 18. Потренируемся? Задавайте примеры, читая их разными способами, и проверяйте.
5. Самостоятельная работа.
Поставьте знаки так, чтобы получились верные записи. Работаем по рядам: первый ряд проводит вычисления по памяти, второй ряд – на калькуляторе, третий ряд – на пальцах. Посмотрим, кто быстрее и правильнее справится с работой.
9*3 ? 9+9+9
9*5+9 ? 9*4
9*2 ? 9*3
9*4-9 ? 9*6
Проверка работы. Обмен тетрадями с соседом по парте.
(Быстрее и без ошибок получилось у первого ряда).
Какой вывод делаем?
- Надо учить таблицу умножения, так как решать выражения быстрее и правильнее получается, когда человек пользуется своими знаниями.
6. Работа над задачей.
Учебник страница 59 № 402.
Прочитайте задачу и постарайтесь ее запомнить.
Кто готов рассказать задачу? Составим схему к задаче. (см. Приложение 3)
- Что будет обозначать первый отрезок? (Первый отрезок будет обозначать количество яблок в одной корзине.)
- Что будет обозначать второй отрезок? (Количество яблок в трех корзинах.)
- Что будет обозначать третий отрезок? (Количество яблок в пяти корзинах).
- Что будет обозначать четвертый отрезок? (Количество яблок в девяти корзинах).
- Что можно узнать первым действием? (количество яблок в трех корзинах)
– Как? (Надо 9 умножить на 3).
– Можно ли наоборот, 3*9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили слагаемое).
– Запишите первое действие.
9*3=27 (кг) – в трех одинаковых корзинах.
– Что будем узнавать дальше? (Сколько яблок в пяти корзинах).
– Как? (Надо 9*5).
– А можно ли 5 умножить на 9? (Нет, нарушается смысл умножения).
– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили слагаемое).
– Запишите действие.
9*5=45 (кг) – яблок в пяти одинаковых корзинах
– Что будем узнавать дальше? (Сколько яблок в девяти корзинах).
– Как? (Надо 9*9).
– Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).
– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили слагаемое).
– Запишите действие.
9*9=81 (кг) – яблок в девяти одинаковых корзинах. Записываем ответ.
7. Итог урока.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какой способ умножения на число 9 (на калькуляторе, по памяти, на пальцах) самый лучший? Почему?
8. Домашнее задание.
№ 401 (первый столбик), № 403.