Урок математики во 2-м классе "Умножение числа 9"

Разделы: Начальная школа


Цели урок

  • закреплять таблицу умножения на 9;
  • познакомить с умножением числа 9 на пальцах;
  • продолжить работу над задачами. 

Оборудование: калькуляторы, рисунки двух ладоней.

1. Организационный момент. Постановка учебных задач.

2. Повторение.

- Что такое умножение? Приведите свои примеры.

- Как называются числа при умножении? Приведите свои примеры.

- Что показывает первый множитель? Приведите свои примеры.

- Что показывает второй множитель? Приведите свои примеры.

3. Устный счет.

- Повторение таблицы умножения числа 9 по карточкам. (см. Приложение 1)

- Поднимите руки, кто уже запомнил таблицу умножения числа 9 и хочет показать свои знания?

(К доске вызываются 2 ученика: первый отвечает таблицу умножения числа 9 по памяти, второй высчитывает на калькуляторе.)

Дети называют выражения на умножение числа 9 разными способами, а вызванные к доске соревнуются, кто быстрее и правильнее.

(По памяти ребенок не допускает ошибок, работает быстрее, чем ребенок, производящий вычисления на калькуляторе)

- Подведем итог устного счета: как лучше считать?

- Человек лучше машины! Быстрее и правильнее считать, пользуясь своими знаниями. Поэтому, если вы еще не выучили таблицу умножения числа 9, то учите скорее.

4. Новый материал. Таблица умножения числа 9 на пальцах. (см. Приложение 2)

Еще давным-давно люди открыли одну хитрость – таблицу умножения числа 9 на пальцах. Сейчас и вы узнаете этот секрет. Положите обе руки на стол. У каждого пальца (слева направо) свой порядковый номер.

Чтобы умножить число на 9, достаточно загнуть палец с таким же номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число десятков, а количество пальцев справа – число единиц.

Например, мы хотим умножить 9 на 2. Загибаем второй палец. Слева – один палец = 1 десяток. Справа – 8 пальцев = 8 единиц. Ответ: 18. Потренируемся? Задавайте примеры, читая их разными способами, и проверяйте.

5. Самостоятельная работа.

Поставьте знаки так, чтобы получились верные записи. Работаем по рядам: первый ряд проводит вычисления по памяти, второй ряд – на калькуляторе, третий ряд – на пальцах. Посмотрим, кто быстрее и правильнее справится с работой.

9*3 ? 9+9+9

9*5+9 ? 9*4

9*2 ? 9*3

9*4-9 ? 9*6

Проверка работы. Обмен тетрадями с соседом по парте.

(Быстрее и без ошибок получилось у первого ряда).

Какой вывод делаем?

 - Надо учить таблицу умножения, так как решать выражения быстрее и правильнее получается, когда человек пользуется своими знаниями.

6. Работа над задачей.

Учебник страница 59 № 402.

Прочитайте задачу и постарайтесь ее запомнить.

Кто готов рассказать задачу? Составим схему к задаче. (см. Приложение 3)

- Что будет обозначать первый отрезок? (Первый отрезок будет обозначать количество яблок в одной корзине.)

- Что будет обозначать второй отрезок? (Количество яблок в трех корзинах.)

- Что будет обозначать третий отрезок? (Количество яблок в пяти корзинах).

- Что будет обозначать четвертый отрезок? (Количество яблок в девяти корзинах).

- Что можно узнать первым действием? (количество яблок в трех корзинах)

– Как? (Надо 9 умножить на 3).

– Можно ли наоборот, 3*9? (Нет, нарушается смысл умножения).

– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили слагаемое).

– Запишите первое действие.

9*3=27 (кг) – в трех  одинаковых корзинах.

– Что будем узнавать дальше? (Сколько яблок в пяти корзинах).

– Как? (Надо 9*5).

– А можно ли 5 умножить на 9? (Нет, нарушается смысл умножения).

– Почему? Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили  слагаемое).

– Запишите  действие.

9*5=45 (кг) – яблок в пяти одинаковых корзинах

– Что будем узнавать дальше? (Сколько яблок в девяти корзинах).

– Как? (Надо 9*9).

– Что показывает первый множитель? (Какое слагаемое повторяют).

– Что показывает второй множитель? (Сколько раз повторили  слагаемое).

– Запишите  действие.

9*9=81 (кг) – яблок в девяти одинаковых корзинах. Записываем ответ.

7. Итог урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какой способ умножения на число 9 (на калькуляторе, по памяти, на пальцах) самый лучший? Почему?

8. Домашнее задание.

№ 401 (первый столбик),  № 403.