Цели:
- Познакомиться с понятием «доля».
- Учиться читать и записывать доли.
Оборудование:
- Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
- Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, учебник «Моя математика».
Ход урока
Этапы урока | Выполняемые задания | Комментарии |
1.Орг. момент | ||
2.Актуализация знаний | На доске запись:
-Найдите значение выражений.
- Чем отличаются данные выражения от
предыдущих? |
Учитель ответы фиксирует на доске. 9,6,0,2 - делятся с остатком
|
3.«Сообщение» нового знания. | Вы делили числа, а животные в лесу
делили апельсин. - На какие равные части делили
целый апельсин? |
|
4.«Открытие» нового знания. | - Как на языке математики записать,
какую долю апельсина взял ёж? - Смогли ли мы с вами точно ответить на этот вопрос? - Значит, какая цель стоит перед нами? |
Варианты записи фиксируются на доске:
|
Практическая работа | - Давайте разберёмся с этим вопросом. - У вас на партах лежит полоска бумаги. - Согните её пополам и ещё раз пополам. - Разверните. - На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)? - Закрасьте одну такую долю полоски. - Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили? |
|
«Открытие» нового знания.
Продолжение. Из истории дробей. |
- Смогли ли мы с вами точно ответить на
вопрос? - Вернёмся к презентации. - Сколько было апельсинов? - На схеме его можно показать… ____________________ - На сколько равных частей разделили апельсин? - Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными. - Если целое (то, что делим) принять за единицу и разделить на 5 частей, то одна часть записывается так: . - Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть. Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке. |
|
5.Первичное закрепление. | - На сколько долей вы разделили свою
полоску? - Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски. - Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4. Презентация «Доли» |
|
6.Работа с учебником. | стр. 77, № 3, обвести долю - при чтении дробей надо помнить, что число, записанное над чертой, является числительным женского рода, а под чертой – порядковым числительным (девятая, седьмая…) |
|
7.Работа в группе. | Презентация 3: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза. | Презентация 3
|
8.Самостоятельная работа. Самооценка. | Стр. 77 № 4. На доске верное решение. - У
кого такие же результаты? Кто выполнил всю работу без ошибок в своих дневниках, кружок закрасьте зелёным цветом, у кого 1-2 ошибки – жёлтым, кто не справился – красным цветом. - Кто закрасил зелёным цветом? Жёлтым? Красным? |
На доске верное решение
Самоконтроль и самооценка - закрашивают кружки |
9. Итог урока. | - Какую часть пирога взяли? - Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа? - Какую цель мы перед собой ставили? - Достиг ли наш урок цели? |
Приложение 3: презентация
– пирог, кольцо, сыр Научиться записывать доли и читать их. |
10.Домашнее задание. | С.77 № 6 (а) |
Использованные материалы:
- Автор приложений 1, 2, 3 - Плахотник Л. Ю.
- Электронный ресурс www.it-n.ru.