Урок математики по теме "Доли" (УМК "Школа 2100) с использованием ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомиться с понятием «доля».
  • Учиться читать и записывать доли.

Оборудование:

  • Для учителя: компьютер, программа PowerPoint2003, мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска, презентация.
  • Для учащихся: цветные карандаши, линейки, полоска бумаги у каждого ученика, учебник «Моя математика».

Ход урока

Этапы урока Выполняемые задания Комментарии
1.Орг. момент    
2.Актуализация знаний На доске запись:
  • 81:9
  • 36:6
  • 0:23
  • 18:9

-Найдите значение выражений.
-Назовите натуральные числа, получившиеся в значении выражений.

  • 5:7
  • 13:4
  • 23:7

- Чем отличаются данные выражения от предыдущих?
- Найдите значение выражений.

Учитель ответы фиксирует на доске.

9,6,0,2

- делятся с остатком

  • 0 (ост.5)
  • 3 (ост.1)
  • 3 (ост.2)
3.«Сообщение» нового знания. Вы делили числа, а животные в лесу делили апельсин.

- На какие равные части делили целый апельсин?
- В математике такие равные части от целого называются доли.
- Значит тема нашего урока …

  • Приложение 1: презентация «Мы делили апельсин»
  • Вернуться в начало презентации 1. (дольки)
  • «Доли» - (появляется слайд в презентации1 и табличка на доске).
4.«Открытие» нового знания. - Как на языке математики записать, какую долю апельсина взял ёж?
- Смогли ли мы с вами точно ответить на этот вопрос?
- Значит, какая цель стоит перед нами?
Варианты записи фиксируются на доске:
  • 1:5;
  • рядом с записью появляется знак ?
  • -научиться записывать доли и читать их (записать на доске).
Практическая работа - Давайте разберёмся с этим вопросом.
- У вас на партах лежит полоска бумаги.
- Согните её пополам и ещё раз пополам.
- Разверните.
- На сколько долей (частей) линии сгиба разделили полоску (целое)?
- Закрасьте одну такую долю полоски.
- Как на языке математики записать, какую долю полоски вы закрасили?
  • 4
  • закрасили
  • 1:4, …?
«Открытие» нового знания. Продолжение.

Из истории дробей.

- Смогли ли мы с вами точно ответить на вопрос?
- Вернёмся к презентации.
- Сколько было апельсинов?
- На схеме его можно показать…

____________________

- На сколько равных частей разделили апельсин?
- Какая доля апельсина досталась ежу?
- Что мы делали с апельсином?
- Когда мы «делим» в математике натуральные числа, то используем знак : .

- Но в математике есть ещё один знак деления, он называется «дробная черта -» и соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Если целое (то, что делим) принять за единицу и разделить на 5 частей, то одна часть записывается так: .

- Под чертой пишется число частей, на которое разделили целое, а над чертой ставится единица, т.к. от целого взяли одну равную часть.

Современная система записи дробей была создана в Индии, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас, стали арабы. Общеупотребительной эта запись дробей стала лишь в XVI веке.

  • - нет
  • Вернуться в начало презентации 1 «Мы делили апельсин»
  • 1-целое
  • отрезком, над дугой подписать «целое - 1»
  • на 5, разделить отрезок
  • -одна из пяти, пятая, одна пятая
  • - Красным мелом выделяется одна пятая от целого.
  • делили
  • показать на запись с актуализации
  • новый вид чисел
5.Первичное закрепление. - На сколько долей вы разделили свою полоску?
- Как записать, какую долю полоски вы закрасили? Запишите на закрашенной части полоски.
- Что обозначает цифра 1 в записи числа, цифра 4.

Презентация «Доли»

  • Сравним полученные выводы с учебником стр. 76, правило по учебнику
  • Смогли ли мы теперь на языке математики записать, какую долю от целого брали?
  • 4
  • записали, (один человек у доски)
  • целое разделили на 4 равные части и одну из них закрасили (если дети не смогли ответить, вернуться к модели)
  • Приложение 2
  • учебник с. 76
  • убираем знак ?
6.Работа с учебником. стр. 77, № 3, обвести долю

- при чтении дробей надо помнить, что число, записанное над чертой, является числительным женского рода, а под чертой – порядковым числительным (девятая, седьмая…)

  • - по заданию;
  • что значит ?..
  • выделите маркером
7.Работа в группе. Презентация 3: Разделить головку сыра на 8 равных долей, сделав только три разреза. Презентация 3
  • Показывается на слайде, затем выдаётся изображение головки сыра.
  • После представления результатов, на слайде показывается верное решение.
8.Самостоятельная работа. Самооценка. Стр. 77 № 4. На доске верное решение.

- У кого такие же результаты?
- У кого 1-2 ошибки? В чём и почему?
- Кто не справился с заданием?

Кто выполнил всю работу без ошибок в своих дневниках, кружок закрасьте зелёным цветом, у кого 1-2 ошибки – жёлтым, кто не справился – красным цветом.

- Кто закрасил зелёным цветом? Жёлтым? Красным?

На доске верное решение
  • молодцы
  • я думаю, что сейчас мы разберёмся с вашими ошибками
  • таких нет

Самоконтроль и самооценка

- закрашивают кружки

9. Итог урока. - Какую часть пирога взяли?
- Что обозначает цифра 1, 9 в записи числа?
- Какую цель мы перед собой ставили?
- Достиг ли наш урок цели?
Приложение 3: презентация – пирог, кольцо, сыр

Научиться записывать доли и читать их.

10.Домашнее задание. С.77 № 6 (а)  

Использованные материалы:

  1. Автор приложений 1, 2, 3 - Плахотник Л. Ю.
  2. Электронный ресурс www.it-n.ru.