Цели:
1) формировать навык выразительного чтения;
2) познакомить с создателями русской версии книги и мультфильма про Винни-Пуха;
3) развивать познавательный интерес, творческие способности.
Оборудование:
портрет Б.Заходера, игрушка Вини-Пух, различные издания книг «Винни-Пух и Все-Все-Все», видеокассета с мультфильмом производства студии «Союзмультфильм».
Учебные пособия: Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., «Маленькая дверь в большой мир», книга для чтения во 2-м классе; Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Он и весел и незлобен,
Этот милый чудачок,
С ним хозяин – мальчик Робин
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник.
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник –
Медвежонок …
- Винни-Пух – герой какого произведения?
- Вы прочитали всё произведение или отрывок?
- С какими героями познакомились ещё?
- Пятачок – лучший друг Винни-Пуха. Какие же эти герои по характеру?
III. Работа в тетради, систематизация знаний о характерах героев
- Ответить на этот вопрос поможет задание № 3 на стр. 17 в тетради.
IV. Чтение отрывков по ролям
- Мы уточнили, какие характеры у наших героев, а теперь прочитайте отрывки из произведения, стараясь передать голосом интонации Пуха и Пятачка. (с. 127-128, с. 129-130, с.130-132).
V. Рассказ учителя
- На уроках мы прочитали только отрывок из 3-ей главы, а в этом произведении много глав и много героев, происходит много событий. Поэтому это произведение не просто сказка, а повесть-сказка (на доске выставляется: повесть-сказка).
- А кто автор этой сказки? (А.А.Милн)
- Какие ещё повести-сказки мы узнали на уроках?
- Это произведения зарубежных авторов, а мы их читала на русском языке.
- Люди какой профессии помогли нам прочитать их? (Переводчики с иностранных языков)
- А кто перевёл сказку о Винни-Пухе? (Борис Заходер) (на доске: портрет Б.Заходера)
- На уроках чтения вы узнали Б.Заходера не только как замечательного поэта, но ещё и как талантливого переводчика. Когда Заходер познакомился с Винни-Пухом (а это было больше 40 лет назад), ни Винни, ни его друзья не знали ни слова по- русски – ведь всю жизнь они прожили в Зачарованном лесу в Англии. Борис Владимирович прочитал книги А.А.Милна и так полюбил Пуха и Всех-Всех-Всех, что ему захотелось познакомить с этими героями и русских ребят.
И Заходеру пришлось кое-что сделать. Сначала научить Пуха и его друзей разговаривать по-русски, пришлось помочь Пуху сочинять Шумелки, Пыхтелки, Кричалки и даже Вопилки. А сделать это было не так-то легко.
Но Заходеру очень хотелось, чтобы в нашей стране полюбили Пуха и Всех-Всех-Всех. Удалось это? Конечно. За все годы, которые существует в нашей стране Пух, с ним подружились миллионы и миллионы детей, да и взрослых. А сам Винни стал совсем русским медвежонком. Хотите верьте – хотите нет – одно время он даже учил наших ребят по радио РУССКОМУ языку. Была на радио такая передача.
Кстати, Борис Заходер перевёл на русский язык такие хорошо известные произведения как «Малыш и Карлсон», «Мери Поппинс», «Питер Пен», «Приключения Алисы в Стране чудес», сказки Бр.Гримм, и многие другие произведения. Но только с Винни-Пухом Б.Заходер стали по-настоящему родными.
Пуха и Всех-Всех-Всех так полюбили, что им пришлось сниматься в кино, выступать на эстраде, играть на сценах театров и даже петь в опере в Московском музыкальном театре для детей.
И все Шумелки, Вопилки, Пыхтелки Пух сочинял под руководством Б.Заходера.
Книги о Винни-Пухе издавались много-много раз. Их читали ваши бабушки и дедушки, мамы и папы.
VI. Знакомство с выставкой книг
- Посмотрите на доску. Здесь книги, которые выходили в свет в разное время, в разных издательствах.
- Книга, которая у меня в руках, привлекает тем, что её иллюстрировал художник Эдуард Васильевич Назаров, который нарисовал Винни-Пуха в нашем отечественном мультфильме.
- Сегодня на уроке мы будем читать песенки, которые помог сочинить Пуху Б. Заходер, но прежде посмотрим фрагмент мультфильма.
VII. Просмотр фрагмента мультфильма (одна из песенок Винни-Пуха)
- Озвучивал Пуха Евгений Леонов, а Пятачка – Ия Савина, известные артисты.
VIII. Чтение песенок, с. 133-134
1) самостоятельное чтение;
2) чтение вслух;
3) беседа после прочтения песенок:
- Как называет свои песенки Пух?
- Почему?
- Какая загадка во второй песенке?
- Как в третьей песенке Пух объясняет, почему в гости нужно ходить утром?
- Какими словами играет автор в этой песенке? (Ура! Ужасно рады.)
IX. Чтение газетной статьи
- «Комсомольская правда» посвятила небольшую заметку Винни-Пуху, которого придумал А.А.Милн 80 лет назад!
X. Итог урока
- Захотелось ли вам, ребята, прочитать всю сказку? Почему?
- Летом, когда у вас будет много свободного времени, вы непременно должны встретиться с Винни-Пухом и его замечательными друзьями.