Классный час "Люблю тебя моя Россия"

Разделы: Внеклассная работа


Область применения: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, воспитательный процесс в 6-м классе

Возраст обучающихся: 12-13 лет

Цели:

  • Формирование всесторонне развитой, общественно активной и социально полноценной личности.
  • Формирование патриотического сознания на основе усвоения исторических, национальных, духовно-нравственных ценностей.
  • Формирование уважения к национальным символам
  • Показать значение родины в жизни каждого человека
  • Способствовать проявлению интереса к изучению истории своей страны , родных мест.
  • Формировать ответственность за сохранение исторической памяти своего народа

Задачи:

  • воспитание патриотизма у подрастающего поколения;
  • развитие познавательных интересов воспитанников;
  • знакомство с социокультурным и историческим опытом различных поколений;
  • воспитание чувства ответственности за коллективное дело;
  • развитие творческих и интеллектуальных способностей;
  • создание комплексного представления о стране, регионе, крае;
  • ориентирование детей на формирование собственной гражданской позиции;
  • вовлечение воспитанников в систему коллективных, творческих дел патриотической, общественно ценной направленности.

Ход урока

Ребята сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте их поприветствуем (встали).

На доске тема нашего занятия, но вот беда, я никак не могу её расшифровать, не могли бы вы мне в этом помочь.

ОРПАВПЛЮБЛЮОРПООВ ЛБОРТЕБЯОДПШ ЛПНФМОЯОАНЫЖДЖОЛСАПДЬРОССИЯДОЛРРАЕНЖДПГА

Да действительно тема нашего занятия “Люблю тебя, моя Россия”.

Сегодня на занятии мы с вами вспомним: в какой стране мы живем, столицу нашего государства, и продолжим знакомиться с символами нашей Родины.

Сейчас мы внимательно прослушаем стихотворение, которое для нас приготовили ребята, и постараемся ответить на вопрос “с чего начинается Родина?”

C чего начинается Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
C чего начинается Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки, что во поле,
Склоняясь, под ветром растет,
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца
C чего начинается Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принес

  • Ребята, кто сможет ответить мне, с чего начинается Родина для каждого из нас. Для всех людей на планете Родина начинается с той страны, где он родился, а для нас с вами какая страна является Родиной?
  • Ребята, посмотрите на доску, что вы видите? Да действительно это карта, но непросто, а географическая карта нашей Родины! Давайте сейчас вспомним, в какой стране мы живем, как называют жителей нашей страны. (Россия, россияне).
  • Ребята, кто пойдет к доске и покажет нам столицу нашей Родины, кстати, как она называется? Да действительно Москва сердце России.
  • А кто сможет показать место, где мы живем, но сначала давайте вспомним название нашей области. (Кемеровская)
  • А как вы думаете какая страна на земном шаре самая большая, да конечно же Россия.
  • Сейчас ребята я предлагаю вам карточки с пословицами и вы стрелочками соедините начало и окончание пословицы.
Родной край умей за неё постоять
На чужой сторонушке дружбой сильны
Своя земля делами прославляй
С родной земли – и в горсти мила.
Народы нашей страны помогают.
Дома стены рад своей воронушке
Родина – мать, умри, не сходи

Давайте зачитаем то, что у вас получилось. Скажите, а как вы понимаете смысл этих пословиц.

Мы уже знаем, что каждой страны и у самой маленькой и у самой большой есть своя символика, есть она и у России, так давайте вспомним, что относится к символам нашей дорогой Родины?

Да, ребята, это герб, гимн и флаг. Я предлагаю вам более детально познакомиться с нашими символами.

ГЕРБ

Наука об изучении гербов называется геральдикой. Когда же люди начали придумывать гербы своим государствам?

История гербов уходит своими корнями в глубь столетий. Издревле наследники княжеских династий получали вместе с престолом свой родовой знак, который был запечатлен на шлеме, перстне, зеркальце или даже на домашней утвари. Российская геральдика берет свое начало из традиций родового древнерусского дворянства.

Когда же появился государственный герб России? Исследователи геральдики единодушно относят его появление к временам Ивана III, который окончательно избрал символом государственной власти двуглавого орла.

Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества и проницательности. Кроме того, Россия – одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках – Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле – едином направлении. Кроме того, почти у каждого города России есть свой герб. Например у Москвы. В конце 15 столетия, почти одновременно с всероссийским гербом, утвердилось изображение Московского герба – всадника с копьем в руке, Георгия Победоносца.

Элемент столичного герба – всадник – соединился с Российским двуглавым орлом в печати великого князя Ивана III. Образ святого Георгия Победоносца стал гербом Москвы и Московского государства.

Российский двуглавый орел символизирует собой незыблемость и верность православия с той древней, когда Россия стала его хранительницей и преемницей.

Давайте рассмотрим герб внимательнее.

Обратите внимание на то, что грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца – защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла. Три короны над двуглавым орлом означают единую связь дружественных народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка и верности закону.

Физминутка

“Мы топаем ногами”

Встаем в круг

Мы топаем ногами - руки на поясе, топаем ногами
Мы хлопаем руками - хлопаем в ладоши.
Киваем головами - руки на поясе киваем головой
Мы руки поднимаем - через стороны поднимаем руки вверх, встаем на носки
Мы руки опускаем - через сторону опускаем руки вниз, на стопу
Мы руки подаем - наклон вперед, руки вперед – в стороны, ладони вниз
Мы за руки беремся - беремся за руки
И бегаем кругом - бежим по кругу
Мы очень резво скачем - прыгаем вверх
И низко приседаем - 2 приседания
Еще по школе бегаем
Резвимся и играем - бежим в класс.

ГИМН

Гимн – главная песня государства, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Обычно музыка гимна – торжественная, эмоционально приподнятая, а слова величавые. Гимн исполняют и слушают стоя. ЗВУЧИТ ЗАПИСЬ ГИМНА (Все встают)

Автор слов гимна России – знаменитый писатель Сергей Михалков. Автор музыки гимна России – композитор А. Александров.

Музыкальной основой гимна стал Государственный Гимн Советского Союза, созданный Александровым в конце 1943 года.

Раньше слова гимна нашей страны были хорошо известны всем школьникам, так, как печатались на обложке школьных тетрадей, сейчас эта традиция к сожалению утрачена и не все мы знаем священные слова главной песни государства. Поэтому у каждого из вас на парте лежат слова гимна и я хотел бы чтобы вы опустили глаза и еще раз прочитали слова гимна.

Россия – священная наша держава
Россия – любимая наша страна
Могучая воля, великая слава,
Твое достоянье на все времена.
Славься, Отечество наше свободное,
Братство народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная,
Славься страна, мы гордимся тобой.
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете, одна ты такая,
Хранимая богом родная земля

Припев:

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне,
Так было, так есть и так будет всегда.

Припев.

ФЛАГ

Подобно любому другому народу, россияне с уважением относятся как к современным, так и к другим историческим флагам своего Отечества.

Издавна на Руси был широко распространен красный цвет. Под красным знаменем царь Иван Грозный завоевал Казанское ханство.

8 сентября 1380года, когда русские и татары сошлись на Куликовом поле за Доном, князь Дмитрий Донской преклонил колени перед знаменем “червоного” т.е. красного цвета.

История современного российского флага ведет свое летоисчисление из далеких времен царя Алексея Михайловича, к нему относятся первые упоминания о государственных цветах и государственном флаге России.

Историки находили объяснение национальных цветов в полном титуле царей российской империи – “всея Великая, и Малые и Белые России”. Красный цвет соответствовал великороссам, синий малороссам, белый – белорусам.

На Руси эти три цвета имеют следующие символические значения: белый – благородство, откровенность; синий – верность, честность, безупречность, целомудрие; красный – мужество, смелость, великодушие, любовь, отвагу и героизм.

Такое цветосочетание сохранилось в российском флаге и поныне.

Ребята на закрепления материала я предлагаю вам выполнить тест, который лежит у вас на парте тест:

  1. Какой город является столицей нашей Родины
  • Санкт – Петербург
  • Москва
  • Кемерово
  1. Кто является автором слов гимна нашей Родины
  • Александров
  • Алексеев
  • Иванов
  1. Какая птица изображена на гербе нашей Родины
  • сокол
  • ястреб
  • орел
  1. Какой цвет на флаге нашей Родины говорит об отваге и героизме
  • красный
  • синий
  • белый

Ну, вот наше занятие подходит к концу, давайте вспомним о чем мы сегодня говорили и подведем итог занятия.

А на прощание Настя подготовила вам очень хорошее стихотворение, давайте послушаем его.

Глубоки небесные просторы
С белоснежным пухом облаков
Серебристы каменные горы
На пути играющих ветров
Не покорны воды ясной сини
В золоте простого янтаря
Широка земля родной России-
Наша непреклонная земля!

Перечень литературы:

  1. А.Н. Вырщиков и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников Москва, “Глобус” 2007г.
  2. Т. А. Орешкина Героико-патриотическое воспитание в школе Волгоград, изд. “Учитель” 2007г.
  3. Н.И. Дереклеева Классные часы по теме нравственность М.: “5 за знания”, 2006г.
  4. Сгибнева Е.П. Классные часы в 10-11 классах – Ростов н\Д: Феникс, 2006
  5. М.К. Антошин Герб, флаг и гимн России: - М.: Айрис-пресс, 2006г.