Урок-сказка по математике в 3-м классе "Площадь прямоугольника"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Научить вычислять площадь прямоугольника.

Задачи:

  1. Образовательная: Совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Развивающая: Развивать умение решать задачи.
  3. Воспитывающая: Воспитание аккуратности, трудолюбия, интереса к изучению предмета.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика 3».

Ход урока. 

1. Сообщение темы и целей урока.

Чтобы площадь прямоугольника уметь вычислять,
Надо важное правило знать.
Мы на планету «Фиалка» слетаем
И правило вместе узнаем.

2. Минутка чистописания.

К нам на урок попал сказочный человечек. Он появился на свет на планете «Фиалка». Его тело состояло из геометрических фигур. Малыш вылупился из яйца и …. Не успел он оглядеться по сторонам, как свалился со своей планеты. Он долго-долго падал, и наконец приземлился у нас в классе.

- Из каких геометрических фигур состоит его тело? (круги, прямоугольник, треугольники).

- Сколько всего геометрических фигур? (11).

- Сегодня на минутке чистописания мы напишем это число.

- Что вы можете сказать об этом числе? (оно двузначное, в нём один десяток и одна единица, в записи используется цифра один, это число нечётное).

- Напишите строку до конца. Подчеркните самое красивое число.

3. Устный счёт.

Малыш очень хочет вернуться на планету «Фиалка» к своей маме. Чтобы космический корабль смог отправиться в полёт мы должны начать работу с «гимнастики ума» - устного счёта. Если мы справимся с заданиями, наш гость вернётся домой.

  1. Составьте задачу по краткой записи и решите её.

Яблоки – 4 ящика по 8 кг
Груши – 3 ящика по 7 кг
В магазин привезли 4 ящика яблок по 8 кг и 3 ящика груш по 7 кг в каждом. Сколько всего килограммов фруктов привезли?

Измените вопрос, чтобы задача решалась действием вычитания. (На сколько килограмм яблок больше, чем груш? 8 × 4 – 7 × 3 = 11 (кг))

  1. Игра «Кто быстрее?».

  1. Задача на смекалку.

В классе 18 двухместных парт. В классе 35 учащихся. Все ли места заняты, если в класс войдут все дети? (нет, ещё одно место останется).

  1. Выполните задания.

- Какие единицы площади вы знаете? (сантиметр квадратный)

- Что значит сантиметр квадратный? (это квадрат со стороной 1 сантиметр)

- Вы правильно выполнили все задания, и наш гость сможет отправиться на свою планету.

4. Работа над новой темой.

И вот наш малыш отправился на планету «Фиалка» к своей маме. На этой планете жили разумные существа.

После получаса полёта и вдруг из машинного отделения послышался шум, не предусмотренный инструкциями. К счастью аварии не было, на корабле оказался мальчик Коля. Что делать? Космонавты решили сообщить о происшедшем в центр управления полётом и продолжать полёт.

Наконец экипаж достиг планеты «Фиалка», в нескольких километрах от места приземления расположился удивительный город: все дома в нём были шарообразной формы. В одном из таких домов жила мама нашего пришельца. Жители планеты не умели вычислять площадь прямоугольника. Земляне решили помочь им, а заодно проверить, на что способен их безбилетный пассажир.

Коля испугался: математику он не любил, домашние задания всегда списывал у товарищей, но выхода не было. С трудом он вспомнил, что квадратик со стороной 1 см. имеет площадь 1 кв. см, как же найти площадь прямоугольника? Коля нарисовал прямоугольник, в котором поместилось 12 маленьких квадратиков. Вдоль большей стороны 4 квадратика, а вдоль меньшей 3. Затем Коля изобразил ещё один прямоугольник.

В нём поместилось 30 квадратиков, длина прямоугольника равнялась 10 квадратикам, а ширина 3.

- Что же делать? – думал Коля. – Стороны прямоугольника равны 4 и 3 квадратикам, а площадь 12, стороны прямоугольника 10 и 3 квадратикам, а площадь 30. – Знаю! – закричал мальчик. – Чтобы узнать площадь прямоугольника, надо длину умножить на ширину.

Коля доложил командиру корабля о выполнении задания, и экипаж вместе с Колей успешно вернулся домой.

- А мы с вами тоже сейчас потренируемся в вычислении площади. (Учащиеся решают задачу №3(1), стр.55)

-После разбора задачи решение самостоятельно записывается в тетради и проводится взаимопроверка.

5.Физминутка.

На «Фиалку» мы летали.
Очень сильно мы устали.
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места:
Шаг на месте. – Левой, правой !
Раз и два, раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз, два, раз, два!
И под ноги не смотрите
Раз, два, раз, два!
Руки в стороны держите,
Друг на друга посмотрите,
Раз, два, раз, два!
Опустили руки вниз.
И на место садись!

6. Работа над пройденным материалом.

№5, стр.55 выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

7. Итог урока.

- Чему учились на уроке?

- Как вычислить площадь прямоугольника?

8. Домашнее задание.

Стр.55, №6, №7.