Пояснительная записка.
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Между тем в Федеральном базисном учебном плане среди предметов, обязательных для изучения, она не представлена. Поэтому данный элективный курс экологической направленности может быть широко востребован учащимися, занимающимися по разным профилям.
Цель курса: способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения в природе и обществе как социально и личностно значимого компонента образованности человека.
Задачи курса:
- раскрытие и углубление ведущих экологических понятий;
- усвоение идей Концепции устойчивого развития природы и общества;
- выработка на этой основе экологически грамотного поведения учащихся;
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития школьников.
В качестве основного образовательного результата выступает развитие экологической культуры учащихся – личностного образования, становление которого предполагает:
- формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия и др.);
- осознание и усвоение экологических знаний на уровне фактов, понятий, теорий и законов, идей экологии;
- умение оперировать этими знаниями для становления собственной картины мира, теоретического и практического усвоения действительности;
- развитие экологического сознания (системы представлений о мире, ориентированной на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставления человека и природы);
- развитие экологического мышления, предполагающего способность к установлению причинно-следственных связей, анализу действительности и прогнозирование развития окружающей среды;
- выработку умений и навыков экологически грамотного поведения в окружающей среде, гармоничное взаимодействие в системе «Природа-Общество».
Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих их возможностям и способностям, развиваться в зоне ближайшего развития. Все работы предусматривают поисковый или творческий уровень деятельности школьников, что способствует развитию коммуникативных умений работы в команде. Наиболее целесообразна на занятиях и групповая работа учащихся с презентацией исследовательских проектов. По каждому разделу предусмотрена контрольная работа. Курс «Основы экологии» рассчитан на 68 часов в 10–11-х классах (1 час в неделю).
Содержание программы
Введение
Предмет экологии. Ее разделы. Организация жизни на Земле
Часть 1. Общая экология
Раздел 1. Организация и среда
Потенциальные возможности размножения организмов. Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Основные пути приспособления организмов к среде. Иные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.
Лабораторные работы:
- Определение пораженной ткани листа при антропогенном загрязнении воздушной среды
- Строение плодов и семян, распространяемых ветром
- Экологические группы птиц
- Строение рта и ротовой полости у хищных и «мирных» рыб в зависимости от характера питания
- Разнообразие почвенных микроорганизмов в водной фауне почвы
Раздел 2. Сообщества и популяции
Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Популяции. Демографическая структура популяций. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и ее регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивость.
Лабораторные работы:
- Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов
- Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука
- Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых
- Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества
Раздел 3. Экосистемы
Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Саморазвитие экосистем. Городские экосистемы. Биологическое разнообразие – основа устойчивости экосистем.
Раздел 4. Биосфера
Учение В.И. Вернадского о биосфере. Структура, состав и свойства биосферы. Почва как компонент биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Границы жизни. Развитие биосферы. Экология как научная основа природопользования.
Часть 2. Социальная экология
Раздел 5. Экологические связи человека
Человек как биосоциальный вид. Особенности пищевых и информационных связей человека. Использование орудий и энергии. История развития экологических связей человека (древние гоминиды, человек разумный, современность, будущее).
Лабораторная работа:
Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни
Раздел 6. Экологическая демография
Социально-экологические особенности демографии человечества. Рост численности человечества. Социально-географические особенности демографии человека. Демографические перспективы. Медицинская экология.
Раздел 7. Экологические проблемы и их решения
Современные проблемы охраны природы. Современное состояние и охрана атмосферы, водных ресурсов, почвы, растительности, животных от экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.
Лабораторная работа: Определение качества воды с помощью инфузории-туфельки
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | кол-во часов | Формы контроля | ||
всего | теорет. | практ. | |||
|
Введение (1ч.) Введение |
1 | |||
Часть 1. Общая экология | |||||
Раздел 1. Организм и среда | 15 | 10 | 5 | ||
|
|
||||
|
|
л/р | |||
|
|
л/р | |||
|
|
л/р | |||
|
|
л/р | |||
|
|
л/р | |||
|
|
тест | |||
Раздел 2. Сообщества и популяции | 12 | 8 | 4 | ||
|
|
||||
|
Лабораторная работа: Основные экологические адаптации экто- и эндопаразитов | л/р | |||
|
Лабораторная работа: Влияние качества пищи на рост и развитие колорадского жука | л/р | |||
|
Лабораторная работа: Действие фитонцидов на жизнедеятельность инфузорий и насекомых | л/р | |||
|
Экскурсия: Влияние человеческой деятельности на естественные лесные сообщества | экс. | |||
|
Итоговый контроль по разделу: «Популяции и сообщества» | Тест | |||
Раздел 3. Экосистемы | 6 | 6 | |||
|
|
||||
Раздел 4. Биосфера | 8 | 8 | |||
|
|
Тест | |||
|
|
Тест | |||
Часть 2. Социальная экология | |||||
Раздел 5. Экологические связи человека | 5 | 4 | 1 | ||
|
|
||||
|
Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни Практическая работа: Экологическая характеристика места жительства, жилища и образа жизни | Пр/р | |||
|
Раздел 6. Экологическая
демография
|
6 | 6 | ||
19(53) | Итоговый контроль по разделам: «Экологические связи человека. Экологическая демография» |
Тест | |||
Раздел 7. Экологические проблемы и их решение | 13 | 12 | 1 | ||
|
|
||||
|
|
л/р | |||
32(66) |
Итоговый контроль по разделу: «Экологические проблемы и их решение» | Тест | |||
33(67) | Итоговый контроль по всему курсу | тест | |||
34(68) | Контроль по всему курсу | тест |
Литература для учителя:
- Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. Ярославль «Академия развития», 1998г.
- Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. Москва, Агар, 2000г.
- Ермаков Д.С., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Учимся решать экологические проблемы. Методическое пособие для учителя.-М., Школьная пресса, 2002г.
- Жигарев И.А., Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Основы экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ, 10(11) класс; М., Дрофа, 2002г.
- Кузнецов В.Н., Титов Е.В. Тесты. Экология 10(11) классы. Учебно-методическое пособие.М., Дрофа, 2002г.
- Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Основные аспекты, сценарии мероприятий. М., 5 за знания; 2005г.
- Маназрова С.Е., Какуев Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города, 9-11 классы. Школьный практикум.,М., Владос., 2001г.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителей. М., Просвещение, 1981г.
- Пономарева О.Н., Чернова Н.М. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии 10-11 классы», М., Дрофа, 2001г.
- Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие для пед.институтов. М., Просвещение, 1988г.
Литература для учащихся:
- Краснова Т.А., Сергеев В.Е., Годовалов Б.Н. Основы экологии и рационального природопользования, Кемерово, 1993г.
- Митрюшкин К.П. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1987г.
- Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. Учебное пособие.М., Фаир-Пресс, 1999г.
- Оммарин А.П., Оммарина В.И. Школьный справочник «Экология», Ярославль, «Академия развития»; 1998г.
- Петросова Р.А., Голов В.П., Никонова М.А., Скворцов П.М. Практикум по естествознанию и основам экологии. М.,Академия, 2000г.
- Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества. М., Аспект пресс, 1995г.
- Ратанова М.П., Сиротин В.И. Рациональное природопользование и охрана окружающей среды. М.,Мнемозина, 1995г.
- Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии, учебник 10-11 классов. М., Дрофа, 2004г.