Тема: Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне.
Задачи: формировать умения проверять слова с безударными гласными и парными согласными в корне; развивать орфографическую зоркость; формировать умение работать в группах; воспитывать чувство уважения друг к другу.
Оборудование: снежинки со словами, ёлка со снежками-словами, ёлочные игрушки, разноуровневые задания, снегурочка, тесты, снеговик с заданиями-конфетами.
Ход урока.
-
Оргмомент.
– Ребята, у меня для вас сюрприз. Посмотрите на окно, прочитайте письмо Деда Мороза. ( на окне расклеены снежинки со словами)
«Дорогие ребята! Это я, Дед Мороз. Шлю вам свой морозный привет. Волшебные сани для сказочного путешествия готовы, подарки уложены. А вы готовы к нашей встрече? Вместе с письмом я вам отправляю своих помощников с заданиями. До скорой встречи!»
– Но у нас урок. Тема: Правописание слов с безударными гласными и парными согласными в корне. Так давайте выполним задание и повторим правописание корня в слове.
Повторение правил правописания слов с безударными гласными и парными согласными в корне.
-
Минутка красивого письма.
Запись слов на тему «Зима». Взаимопроверка.
-
Глазная зарядка.
Путешествие по «волшебным» тропинкам.
-
Орфографическая минутка.
– Прочитайте загадку и найдите ошибку.
Что за дериво – дивица!
Не швея, не мостерица.
Ничего сама не шёт
А в иголках круглый гот. [3]
Запись загадки без ошибок. Взаимопроверка.
-
Закрепление.
На столе стоит елочка со «снежками»-словами.
– Посмотрите, как зима укутала елочку. Давайте очистим ее от снега. Разделитесь на пары и возьмите «снежки» только одного цвета. Что там написано? (Слова) А что можно сделать со словами? ( Составить предложения, а из предложений – текст).
Наступила долгожданная зимушка-зима.
Мягкий снег покрыл землю.
На елях лежат пушистые снежинки.
Стройные березки покрыты снежком.
Дубки одеты в белые шубки.
Как красив зимний лес!
Записать предложения и подчеркнуть орфограммы.
-
Физминутка. И. Суриков « Зима».
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
-
Закрепление.
– Елочку очистили, теперь нарядим. Надо выполнить задания разной сложности по выбору и прикрепить елочную игрушку.
1 уровень сложности (минимум)
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
М…роз сн……ком укутывал:
«См…три не зам…рзай!»Л…тят, порхают, кружатся
Пуш…стые л…тят
И белым мя…ким кружевом
Окутывает са… .
2 уровень (средний)
З…ма пришла. За окнами
Где ч…рных елок ря…,
Пуш…стые и ле…кие
Сн…ж…ночки л…тят.Наз…вите-ка, р…бятки
Мес…ц в этой вот зага…ке:
Дни его всех дней к…роче,
Всех н…чей дл…ннее ночи.На п…ля и на луга
До в…сны л…гли сн…га.
Только мес…ц наш продет.
Мы встр…ч…ем Новый го… .Запорошило д…р……ки,
Разукрасила …ко…ки
Радость детям под…рила
И на санках прок…тила.
3 уровень (сложный)
Ёлка нар…жается,
Праздник прибл…жается.
Новый го… у в…рот –
Р…бятишишек ёлка ждет.Детский взор игру…ки манят:
Здесь – лоша…ка, там – в…лчок,
Вот - железная д…рога,
Вот охотничий р…жок.Ля…те, мя…кие сн…га,
На л…са и на луга,
Тропы заст…лите,
Ветви опуш…те. [2]
-
Развитие речи.
– Ёлочку мы нарядили, письма Деду Морозу писали, подарки просили. А Деда Мороза можно поздравить с праздником? ( Можно. Пожелать здоровья, благополучия и т.д.) Возьмите открытки, напишите поздравление Деду Морозу.
-
Самостоятельная работа.
– Елка наряжена, подарки заказаны, поздравления Деду Морозу приготовлены, но кого мы еще не вспомнили? (Снегурочку)
А вот и она! Пришла к вам не с пустыми руками ,а с заданием-тестом.
1 уровень(базисный)
1. Как прверить безударные гласные в корне?
- подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
- подобрать слово, близкое по значению с ударным гласным.
2. В каком словосочетании находится существительное с безударным гласным в корне?
- рабочая столовая.
- маленькое семечко
3. Подбери проверочное слово к данному слову.
КР(А или О)ШИТЬ
- раскрашивать
- крошечка.
4. В какой группе слов пропущена гласная О ?
- пл…довый, дв…ровый, пар…чка.
- п…селок, м…гучий, в…ренье.[1]
2 уровень (сложный)
1. Какие слова имеют корень ДОМ?
Домашний, домовой, домкрат.
2. Подчеркни слова, в которых допущены ошибки.
Мяхкий, яготки, лавка, варешка.
3. Подчеркни букву, которую надо вставить в слова.
ВЫТ…НУТЬ, Р…БИНА, М…УКАТЬ.
Буква Я.
Буква Е.
4. Подчеркни слова, в которых допущены ошибки.
Гразовой, калючка, речной.
5. Подчеркни букву, которую надо вставить в слова.
ЗАРЯ…КА, ВЫХО…КА, ПОСА…КА.
Буква Д.
Буква Т.[4]
Выполнение тестов. Взаимопроверка.
-
Подведение итога.
– К встрече Нового года готовы. Все задания выполнены.Какие испытывали затруднения? Что показалось легким?
-
Домашнее задание.
Снеговик с конфетами-заданиями.
Список литературы:
- Л.П. Николаева, И.В. Иванова «Тесты по русскому языку»
- Сборник «С Новым Годом».
- И.М. Стронская «Словарные диктанты на все правила русского языка»
- О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Самый полный сборник контрольных тестов по русскому языку».