Разработка урока "Умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000…"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • Формирование умений и навыков, носящих общенаучный и общеинтеллектуальный характер;
  • Развитие у школьников теоретического мышления, а также формирование мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, воспитание чувства ответственности.
  • Учебная – познакомить учащихся с правилами умножения и деления десятичных дробей на 10; 100; 1000; …, формировать умение работать в парах и самостоятельно.
  • Развивающая – развитие логического мышления, вычислительных навыков.

Оборудование:

  • классная доска; таблица «Действия с десятичными дробями»
  • наборы цифр и знаков; жетоны «1 талант» и «ГЕНИЙ»
  • понятия талант и гений на отдельных листах
  • учебник «Математика 6» под редакцией Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина
  • дидактические материалы

Ход урока

I. Организационный момент.

  • На классной доске прикреплены понятия талант и гений.
    Талант – выдающиеся врождённые качества, особые природные данные.
    Гений – высшая творческая способность.
  • Приветствие.
  • Постановка целей и задач урока.

II. Устная работа.

На доске записаны 16 примеров (9 примеров для первого варианта, 7 – для второго) и коды ответов к этим примерам. (См. приложение 1)

Учащимся необходимо устно посчитать эти примеры и раскодировать каждому варианту слово, выходя к доске и записывая букву.

За каждую правильно раскодированную букву учащийся получает «1 талант» (из бумаги вырезан жетон, на котором написано «1 талант»).

На доске должны появиться слова:

  • I вариант «УМНОЖЕНИЕ»;
  • II вариант «ДЕЛЕНИЕ».

III. Формулировка учителем и учениками темы урока. Запись её на доске и в тетрадях.

IV. На доску вывешивается таблица «Действия с десятичными дробями».

В таблице 6 «кадров».

Вопрос ученикам. С какими «кадрами» мы уже работали?

Ответ. С 1-м и 2-м.

Вопрос. Как вы думаете с каким «кадром» мы будем работать сегодня?

Ответ. С 5-м.

V. Работа в парах.

Внимательно рассмотрите 5-й «кадр» таблицы. Придумайте свои примеры на умножение и деление десятичных дробей на 10; 100; 1000; …

Затем к доске выходят по одному представителю от каждой пары и записывают пример без ответа на умножение, а второй представитель от каждой пары – пример на деление.

На доске должно появиться 7 примеров на умножение и 7 примеров на деление (по числу пар в классе ).

За удачно составленный пример каждый представитель пары получает «1 талант».

VI. Устный счёт.

Учащиеся считают записанные на доске примеры.

За правильный ответ ученик получает «1 талант».

После устного счёта записываются все 14 примеров (их может быть и меньше) с ответами в тетрадь. (Можно подсматривать в тетрадь к соседу).

После записей проверяются ответы. Слабый ученик читает только ответы (3-4 ответа), затем другой слабый ученик 3-4 ответа и т.д.

Учитель записывает ответы на доске.

За все (3-4) правильных ответа ученик получает «1 талант».

Если в Вашем классе нет слабых учеников, то Вам в этой жизни повезло.

VII. Формулировка правила умножения и деления десятичных дробей на 10; 100; 1000; …

(Ученики сами формулируют правила).

За правильную формулировку ученик получает «1 талант».

VIII. Работа с учебником.

Ученикам предлагается без всяких указаний найти в учебнике правила умножения и деления десятичных дробей на 10; 100; 1000; …

Соседи по парте помогают друг другу.

Первому нашедшему – «1 талант».

(Вообще-то правила находятся на с. 73, 74 в учебнике).

Учитель может предложить несколько своих примеров, если таких не встретилось среди 14 придуманных учениками.

3,73 • 100
99 : 10
1,5 • 100
11 : 100
4,44 • 1000
5,7 : 1000

IX. Физминутка «Живая цифра».

Учащимся всего класса предлагается решить пример 437,5 • 100 и «построить» это пример у доски. Для этого в руках каждого ученика должен оказаться лист формата А4 с изображением цифры или знака.

Упражнение повторяется для примера 4,28 : 100 .

Если учеников не хватает, то учитель может подыграть роль ученика (из класса КРО).

Если пример «построен» верно, быстро и без помощи учителя, то каждый «элемент» этого примера получает «1 талант».

X. Самостоятельная работа.

Работа выполняется по вариантам в тех же тетрадях, в которых работали в классе.

Записываются только ответы.

В дидактических материалах с. 51, 52.

I вариант

 

 

II вариант

№ 1 (а, г под всеми цифрами)

 

 

№ 1 (б, в под всеми цифрами)

№ 2 (б, в под всеми цифрами)

 

 

№ 2 (а, г под всеми цифрами)

Ученикам даётся указание: смотри примеры в рамке на с. 51 Д.м. (См. приложение 2)

XI. Подведение итогов урока.

  1. Повторяются правила умножения и деления десятичных дробей на 10; 100; 1000; …
    За верно рассказанное правило – «1 талант».
  2. Подсчитывается число заработанных талантов у каждого ученика и ученику (ам), заработавшим наибольшее число «талантов», присваивается звание «ГЕНИЙ сегодняшнего урока».

XII. Домашнее задание.

п. 4.2, № 333,335. Комментарий: примеры выполняются в строчку. (См. приложение 3)