Цели: Уточнить и обобщить представления учащихся о наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе; развивать познавательную активность, интерес к предмету через использование средств ИКТ.
Оборудование: аудиозаписи песни «Улыбка» и «Времена года» П.И.Чайковского; презентация «Осень», «Грибы», индивидуальные карточки для игры «Узнай, чей лист?», «Времена года»; рисунки «Овощи», фотографии с работами уч-ся «Осенняя дорожка».
Ход урока
1. Орг. момент.
- Золотая и немая,
Затаилась тишина.
Песням спрятанным внимая,
Я иду, как в чарах сна.
Листья тихо улетают
С засыпающих ветвей
И на землю оседают,
Красотой пленя своей.
Н.Минский.
- Дорогие ребята! Сегодня у нас будет необычный урок…
А начнем мы его с наблюдения…
(Под музыку « Времена года» П.И.Чайковского открывается презентация «Осень» (приложение))
- Чтение учеником стихотворения «Осень» Т.Белозерова. (Приложение)
2. Вводная беседа.
- Попробуйте сформулировать тему урока.
- Назовите осенние месяцы.
- Какие изменения в природе происходят с приходом осени?
- Прочитайте текст в учебнике на с.49 и сравните со своими ответами.
- Сделайте вывод.
3.Закрепление.
- Выполнение задания (карточка «Времена года»). Взаимопроверка.
Карточка №1.
Выбери рисунки с осенней погодой и раскрась их. См. рисунок 1.
- Физ. минутка.(под музыку песни «Улыбка»).
- Какие краски у осени?
- На уроке труда вы выполняли в группах работу «Осенняя дорожка». Давайте вспомним, какие листья вы использовали и что получилось. (Просмотр фотографий с работами).
Игра «Узнай дерево по листу». Работа в парах.
(На партах набор осенних листьев).
- Найдите и покажите лист березы, клена, тополя и т.д.
- Разложите у себя на партах листья в таком порядке, в котором я буду их называть.
Например: береза – тополь – осина – клен - рябина
Выполнение задания.
Карточка №2. См. рисунок 2.
Работа с пословицами и поговорками.
Приложение 1. Слайд 1.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Отгадайте загадки. (Когда уч-ся отгадывают, на доске появляются картинки с овощами)
- Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка,
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка.
(Капуста) - Неказиста, шишковата,
А придёт на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!"
(Картошка) - Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? ...
(Свекла) - Щёки розовы, нос белый,
В темноте сижу день целый.
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.
(Редиска) - Золотая голова - велика, тяжела.
Золотая голова - отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка.
(Тыква) - Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры) - Сидит девица в темнице, а коса на улице.
(Морковь) - Он никогда и никого
Не обижал на свете,
Чего же плачут от него
И взрослые и дети?
(Лук)
Приложение 2. Слайд 2.
- Объясните эту поговорку.
- Всем известно, что осень – это грибная пора. Многие отправляются в лес за грибами, но не каждый может назвать себя грибником, ведь для этого надо хорошо знать грибы и уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Вот сейчас мы и проверим, какие вы грибники. Отправляемся в лес!
- Физ.минутка « По грибы».
Приложение 3. Игра «Помоги собрать грибы» с использованием ИКТ.
4. Итог урока.
- Как мы узнаем, что пришла осень?
- Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает?
- Как вы догадались? Какие подсказки услышали в загадке? Как назовете эти подсказки?
- В заключение нашего урока поиграем в игру «Доскажи словечко».
По алым перьям снегиря
Течет прохлада … (октября).
В сухом бору дремота сосен,
Покоем веет от полей…
На юг уходит наша … (осень),
Держась за нитку …(журавлей).
Т.Белозеров.
- Чтение учащимися стихотворений об осени.