Цели: проанализировать сказку, помочь раскрыть тему семьи в произведении, формировать интерес и умение работать с текстом, развивать творческие способности детей, воспитывать чувство взаимопомощи, дружбы и любви к близким.
Оборудование: детские рисунки на тему «Моя семья», бусы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы проанализируем русскую сказку «Белая уточка», которую вы должны были прочитать дома.
О ком эта сказка? (О княгине-уточке, её детях и князе.)
А как одним словом можно их назвать? (Семья.)
Ребята, то, о чём говориться в произведении, называется его темой. Какая же тема сказки будет сегодня нами обсуждаться? (Тема семьи).
Сегодня на уроке мы обсудим произведение, разберёмся в его теме, попробуем раскрыть проблему добра и зла, поговорим о любви и дружбе, продолжим учиться работать с текстом произведения и постараемся раскрыть ваши творческие способности.
3. Работа с текстом сказки. Раскрытие темы семьи, добра и зла в сказке.
Ребята, с текстом народной сказки «Белая уточка» вы уже знакомы. Можно ли отнести её к произведениям о семье? Почему? Давайте вспомним содержание сказки и проанализируем её.
С чего начинается сказка? Послушалась ли жена князя? Что с ней случилось? Зачитайте. Какой вывод можно сделать?
Сказка учит, что нельзя всем доверять, в мире есть добро и зло и порой кто-то творит ужасные дела.
Какой матерью мы видим княгиню? Легко ли жилось ей? Найдите и зачитайте эти строки.
Да, вы наверное уже поняли то, что никто лучше мамы о вас не позаботится.
О чём же беспокоилась уточка, о чём просила детей? Зачитайте эти строки в произведении.
В народе есть пословица «Дети – радость, детки и горе». Кака вы её понимаете?
Опыт показывает, что с непослушными детьми всегда что-то случается плохое. Так произошло и в сказке. Что случилось с непослушными утятами, мы увидим в сценке, которую подготовила группа ребят, пожелавшая выполнить именно это творческое задание. (Дети инсценируют данный отрывок сказки).
Как в сложной ситуации ведёт себя младший сын? Каким он показан в сказке? (Смелым, сообразительным, находчивым).
Почему его назвали Заморышем, если он такой хороший?
Дело в том, что на Руси самых красивых, умных детей называли «дурак», «дурачёк», «заморыш», чтобы уберечь от дурного сглаза и злых сил. Как видите, Заморыш – особый ребёнок.
Сердце матери беду чует. Почуяла беду и уточка-мать и полетела на княжий двор, где и увидела своих деток, лежащих рядком. Как повела себя мать? (Жалобно запела, запричитала). Как она называет своих деток? Почему?
Кто помог уточке в горе? (Князь.)
Как, с помощью чего он сломал колдовские чары? Что стало с детьми?
Наконец, семья воссоединилась, злые силы побеждены.
На какие группы мы можем поделить героев сказки? (Положительные и отрицательные герои.)
Назовите положительных и отрицательных героев сказки.
Посмотрите, как много положительных героев. Так и в жизни бывает: добрых людей намного больше, поэтому добро всегда побеждает зло.
4. Работа над расширением представления детей о счастье, беседа о дружбе и взаимопомощи.
Посмотрите, какая уточка маленькая и нежная, а сколько в ней силы и любви к детям! Так и ваши мамы на многое способны ради вас, детей. Почему, как вы думаете?
О любви к своим мамам расскажут в своих собственных стихотворениях ребята из нашего класса. (Дети читают свои стихи о мамах).
Какой же мы назовём семью, в которой княгиня – необыкновенно сильная и заботливая мать, князь тоже любит жену, спасает её от колдовских чар, дети заботятся друг о друге? (Счастливой.)
Чтобы всем хорошо жилось в семье, какими нужно быть всем её членам? (Дружными, любящими, заботливыми, добрыми.)
Если все будут такими, то семья будет счастливой. А в счастливой семье всем хорошо, всё под силу: и добрые дела творить, и с трудностями справиться.
Все вы нарисовали рисунки, в которых изобразили свою семью. Глядя на них, я думаю, что в нашем классе много таких дружных семей.
У нас есть ребята, которые написали сочинения о своей семье. Давайте их послушаем. (Дети читают свои сочинения.)
Ребята, вы должны знать, что многое в семье зависит и от вас, детей. Ведь вы не всегда слушаете родителей, выполняете их просьбы, считаете, что родители излишне много дают советов. А вы не задумывались, почему они это делают? Чем они озабочены, чего от вас ждут? (Чтобы мы были добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми, честными людьми.)
Постарайтесь понять своих родителей. Они хотят вам счастья. Все родители хотели бы гордиться своими детьми, а я хотела бы гордиться каждым из вас, так как все мы одна школьная семья. Послушаем, что написала о нашем классе в своём сочинении ученица нашего класса.
А как думают другие дети? Может кто-то хотел бы что-то изменить в жизни нашего класса?
Конечно, всем нам надо постараться быть друг к другу терпимее, дружнее, замечать всё лучшее, что есть в душе каждого из вас. Тогда мы сможем назвать нашу школьную семью счастливой, и вы все с радостью станете приходить в класс.
На уроках, классных часах мы много говорили о тех качествах характера, за которые можно уважать и любить человека. Все вы подарили мне бусинки, в которые вложили всё доброе и хорошее, что есть в душе каждого из вас. Посмотрите, какие чудесные бусы из низ получились! Какие в них разные бусинки, так и мы с вами все разные, непохожие друг на друга. Посмотрите, как плотно они прилегают друг к другу! Мне хотелось бы, чтобы и вы были такими же сплочёнными, дружными, уважающими и понимающими друг друга. А родителей нужно почитать, тогда и вы, и те, кто рядом с вами, будут счастливы!
Ребята, о чём я сейчас буду говорить? Отгадайте.
Она – откровение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных и лучшее противоядие от неприятностей. (Улыбка.)
Как известно, с чего начинается счастье? (С улыбки). Так давай те подарим свои улыбки друг другу и станем от этого чуточку счастливее.
5. Итог урока. Обобщение.
О чем сегодня говорили?
Есть ли ребята, для которых разговор оказался полезным, заставил задуматься?
А может кто-то захотел в себе что-то изменить?
Мне было приятно сегодня с вами общаться. Вы были активными и интересными собеседниками, умеющими слушать и рассуждать. А ребятам, выполнившим к уроку творческие задания, хочется сказать, что вы молодцы, замечательно с ними справились. Спасибо вам всем!