Цель урока: знакомство с многообразием рек Кемеровской области и их размещением по территории.
Задачи урока:
- расширить представление обучающихся о реках, их значении в природе и жизни человека;
- продолжить работу по формированию умений обучающихся анализировать и сопоставлять географические карты, схемы;
- повышать познавательный интерес к предмету; воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
Оборудование: физическая карта Кемеровской области, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Реки Кузбасса», атласы и контурные карты Кемеровской области, схемы.
Ход урока
Вода жива; она бежит или волнуется ветром;
она движется и дает жизнь и движение всему,
её окружающему…
Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Вспомните, пожалуйста, какое событие праздновали недавно в нашей области?
26 января 1943 года Кемеровская область вышла из состава Новосибирской и стала самостоятельным регионом. В настоящее время Кемеровская область один из мощнейших индустриальных регионов страны.
Мы должны с вами знать историю края и богатства, в котором живем. Об одном из богатств нашей области мы поговорим сегодня на уроке.
А о чем мы будем говорить на уроке, попробуйте угадать из загадок.
Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. Что это?Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит. А это что?
Тема урока «Голубые проспекты Кузбасса» - так образно называют реки.
А кто знает, что означает слово «проспект»?
Если обратимся, к толковому словарю Ожегова, слово проспект означает большая и прямая улица. Неслучайно так называют реки.
Сегодня мы познакомимся с многообразием рек Кемеровской области, поговорим об их значении в жизни человека. Будем учиться анализировать и сопоставлять физическую и контурную карты, обозначать реки на карте. А к концу урока у нас должна быть заполнена контурная карта, где будут обозначены реки Кемеровской области.
Ребята, у вас на партах лежат капельки, это мельчайшая частичка воды. За каждый правильный ответ вы будите откладывать себе по капельке. Количество полученных капелек покажет активность вашей работы и тем самым определит оценку за урок.
II. Изучение нового материала.
1. Может вы сможете назвать, какие реки протекают по территории области?
Рек в Кузбассе много. Они плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, придавая местности особую прелесть и своеобразие. Красоту рек воспели многие писатели и художники. Русский писатель, знаток и тонкий ценитель природы, Сергей Тимофеевич Аксаков хорошо сказал, что вода – краса всей природы. Слова этого писателя стали эпиграфом к уроку. Эту красоту хорошо чувствует народ, наделяя любимые реки яркими эпитетами: «Томь – голубой проспект Кузбасса», «Красавица Кия», «Чудесница Яя». Для коренных жителей области, шорцев и телеутов, реки служили источником воды, пищи (рыбная ловля), преградой от врагов. С водой связаны поверья, приметы, гаданья, заговоры, а также сказки, былины, эпосы.
2. Ребята, а какая самая большая река нашей области?
Самая большая и полноводная река нашей области – Томь. (На доске Томь).
Каждая река имеет начало. Давайте вспомним, как называется начало реки?
От своего истока до места впадения в нее Мрассу Томь имеет нрав типичной горной реки.
Назовите эти черты?
На этом отрезке характер Томи шумный неспокойный, она словно скачет по порогам и рассыпается перекатами, ее обступают дивные скалистые берега, увенчанные таежным частоколом. (Обратите внимание).
Кузнецкая котловина несколько усмиряет темперамент Томи.
Как вы думаете, ребята, в чем это проявляется?
У самого устья Томь превращается в истинно равнинную реку, с размеренным течением, заливными лугами и спокойным прибрежным ландшафтом.
А что такое устье реки?
Куда впадает Томь?
Все реки Кузбасса относятся к водосборному бассейну реки Оби. Что называется бассейном реки?
3. Ребята, у Вас на партах лежат контурные карты, на которых цифрами отмечены реки (Приложение 1). Самостоятельно сопоставьте эту карту с физической картой атласа (стр. 4), определите названия этих рек и подпишите их на контурной карте. Вспомним, как надо работать с контурной картой (хожу, хвалю, следите за осанкой)
(На доске реки).
Все ребята заканчиваем.
Проверьте свою работу. У кого так как у меня и поднимите руку. Молодцы.
Как эти реки связаны с Томью.
Правильно, все эти реки впадают в Томь. Они являются ее притоками.
Притоки бывают левые и правые. Как определить левый и правый приток.
Таня, покажет у доски на карте левые притоки Томи. А вы ребята, на своих физических картах проведите обратной стороной ручки, эти реки от истока до устья.
Саша, а ты покажи правые притоки Томи. Вы ребята делаете тоже самое.
А всего у Томи более 115 притоков.
4. Томь имеет большое значение для Кузбасса. Об этом очень хорошо говорит известный поэт и публицист Г.Е. Юров в своей книге «Какого цвета Томь – река».
Прочитайте самостоятельно небольшой отрывок из этой книги, которые лежат у вас на партах (Приложение 2) и ответьте на вопрос: Какое значение имеет река.
«…Томь – река с характером, река с трудной и богатой биографией, река с большими заслугами и с важнейшими проблемами. Мало рек в стране, которые могли бы сравниться с Томью своим значением для народного хозяйства.
Томь отдала себя людям без остатка.… Вот они – важнейшие «профессии» реки. Томь - утоляет жажду городов, поселков, промышленных предприятий. Это её «основная профессия». Томь принимает громадное количество неиспользованных нами вод и восстанавливает их жизненные функции. Это «профессия» - вторая по значению. Томь – важное условие развития сельского хозяйства… Томь – транспортный путь… и источник электроэнергии, …основа рыбного хозяйства, …много десятилетий была средством лесосплава… Томь – место отдыха. Она предоставила нам свои пляжи и острова, свои берега – для садовых участков, дач, домов отдыха, туристических лагерей, свои плёсы и перекаты – для спортивного рыболовства...».
(Обобщим значение рек на доске).
А еще Томь является архитектурным стержнем застройки городов и поселков, их украшением, элементом благоустройства. …
На берегах этой реки расположены крупные города и поселки нашей области.
Какие это города? Найдите их на карте, будем двигаться по направлению течения реки. А Маша сделает это у доски Найдет и покажите их на карте.
5. А сейчас мысленно представьте себя на берегу Томи. Мы отдохнем с вами, проведем физминутку.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре…
Вот так славно освежились,
А теперь поплыли дружно:
Делать так руками нужно:
Вместе раз это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один –
Плывем как дельфин,
Качаясь на волне,
Плывем на спине.
Вышли на берег крутой,
Отряхнулись - и домой.
6. Отгадайте, о какой реке нашей области мы будем сейчас говорить.
Я река – мой путь на север…
Между скал и средь равнин.
Если «Я» на «Т» заменишь
Буду в море исполин.
Вторая по величине река области Кия. (Показываю на карте).
Кия берет начало на восточном склоне Кузнецкого Алатау. Верхнее течение Кии отмечено лихачеством, безудержной удалью, кажется, что сама жизнь кипит и бурлит в этой реке.
Почему?
Когда Кия выходит с гор, то становится типичной равнинной рекой.
Ребята я предлагаю вам прослушать два музыкальных отрывка.
Прослушивают.
Определите какое из этих музыкальных произведений характеризует горную реку. (Молодцы).
Ребята, а какие источники питания рек вы знаете, какие характерны для нашей области.
Питаются реки Кузбасса за счет талых сезонных вод и высокогорных снежников и ледников, а также осадками и подземными водами.
Также к крупным рекам области относятся Иня, Яя, Чумыш.
Найдем их на карте.
8. Ребята, а протекают ли реки по нашему городу?
По территории города Прокопьевска протекает 13 рек. Самые большые из них Аба, Маганак, Егос.
В 30 годы прошлого века Аба была чистая река, с прозрачной водой, в которой водилось много рыбы, на берегах которой в жаркие летние дни любили отдыхать прокопчане. Сегодня Аба – одна из самых загрязненных рек нашей области, сток промышленных сбросов множества предприятий.
9. А как человек может сохранить реки?
(Обобщим выше сказанное – на доске).
III. Заключительный этап.
Нельзя, чтобы в нашей области и нашей России исчезали реки. Наша задача перед будущими поколениями – сохранить эти голубые проспекты, полные бесценной живительной влаги и тогда наша природа сохранится такой же красивой, как на фотографиях нашего прокопчанина, шахтера и поэта Владимира Шишкина.
Какое впечатление производят на вас эти фотографии? (Простор, величие).
Есть сборники стихов Шишкина о нашем крае, и много других книг о Кузбассе, некоторые из них представлены на выставке.
Дома используя дополнительную литературу выполните творческие работы.
Домашнее задание (по выбору):
- Написать письмо другу, проживающему в другой стране, и рассказать о реках нашего края.
- Напиши небольшое сочинение на тему: «За что река могла бы сказать тебе спасибо или рассердиться на тебя»
1) Завершая наш урок подведем итоги. Что относится к голубым проспектам Кузбасса.
2) Какие реки Кузбасса вы можете сейчас назвать.
Подсчитайте количество полученных Вами капелек и оцените свою работу.
У кого больше 5 капелек оценка 5.
У кого три-четыре – 4.
А у кого меньше я оставляю их на память и думаю что на следующем уроке вы доработаете.
В память о нашем уроке я хочу подарить вам календарики, где изображена одна из рек нашего любимого края.
Спасибо всем за урок. До свидания.